Формирование учебной мотивации


Формирование учебной мотивации

во 2 «Б» классе

Учитель: Филатова С.В.

Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

Общий путь формирования учебной мотивации заключается  в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.

Формированию мотивации  в целом способствуют:

общая атмосфера положительного отношения  к учению;

 включенность  учащихся  в совместную учебную деятельность в коллективе  учебной группы (через парные, групповые, формы работы);

построение  отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования  различных методов стимулирования

образная, ярко звучащая речь, укрепление  положительных       эмоций в процессе учения;

использование познавательных  игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение;

построение  изучения  материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся;

развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся  в учебной деятельности, планирования, постановки  целей и реализации их  в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

формирование учебной мотивации

в учебной деятельности

во внеурочной деятельности

деятельностный метод обучения

участие в конкурсах школьного, окружного уровня

курс «Мир деятельности»

проектно-исследовательская работа

разные формы деятельности на уроке

участие в создании передач школьного телевидения

проектный метод

работа по созданию мультфильмов

использование ИКТ-технологий

использование ИКТ-технологий

Урок строится по определенной структуре:

мотивация деятельности

актуализация знаний

постановка учебных задач (целей)

открытие нового знания

первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

самостоятельная работа

самопроверка по эталону

рефлексия

Приёмы формирования учебной мотивации, используемые на основных этапах урока:

мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.

Положительный настрой на работу создают подобранные учителем, а потом и детьми пословицы и поговорки.

С интересом дети анализируют цитаты и афоризмы. На протяжении урока можно обращаться и к девизу, прочитывая или произнося его хором. Положительный результат, зафиксированный ребенком в сознании, создаёт положительную эмоциональную направленность на его включение в урок.

актуализация знаний

обращение к жизненному опыту ребёнка

интеллектуальные разминки

опора на имеющиеся знания

постановка учебных задач (целей)

Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их. Умение ставить цель — показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из  волевых компонентов мотивационной сферы.

открытие новых знаний

создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение;

наблюдение, сравнение, анализ

построение  изучения  материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся;

побуждение учащихся к самостоятельному формулированию выводов

составление алгоритмов

самостоятельная работа и самопроверка по эталону

привлечение учащихся к оценочной деятельности

формирование адекватной самооценки

осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха

рефлексия

создание ситуации успеха

анализ своей деятельности на уроке

постановка целей на последующие уроки (установка на получение или закрепление знаний, умений и навыков)

Кроме этого, на каждом уроке создаётся атмосфера  эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения (эмоциональный компонент мотивации учения).Главная его характеристика — переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Поэтому на уроке поддерживаются отношения сотрудничества «учитель-ученик», «ученик – ученик» (в процессе парной и групповой работы).

Формированию учебной мотивации способствует курс «Мир деятельности» (МИД) для 1−4 классов, основной целью которого является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

Одна из содержательно — методических линий курса «Мир деятельности» позволяет формировать умение учиться в достаточной полноте (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.), что положительно сказывается на мотивации учащихся.

Очень большую роль в формировании учебной мотивации играет применение ИКТ — технологий. Учащиеся постоянно работают в образовательном пространстве на сайте nachalka.seminfo.ru. Здесь они выполняют различные задания, проходят тестирование по различным предметам и темам. Интерактивность позволяет мгновенно видеть результаты своей работы, корректировать допущенные ошибки, что также положительно влияет на мотивацию учащихся. Работая в пространстве, ребята создают собственные проекты, выкладывая затем их на форумах. В этом году были созданы мультимедийные групповые проекты, в которых принимали участие все ученики класса:

«Азбука полезных продуктов»

«Дорожные знаки»

«Русские народные загадки»

«Я иду, шагаю по Москве»

«Новогодние открытки»

Проект «Дорожные знаки» был отмечен на конкурсе «Ученик, дорога, улица» (2-е место в номинации «Образовательная практика безопасности»).

Повышает учебную мотивацию работа в математическом он-лайн тренажёре «Мат-Решка». Это интерактивная среда обучения математике для младших школьников, позволяющая каждому ребёнку двигаться по собственной образовательной траектории, определяемой его математической подготовкой и результатами выполнения заданий. В тренажёре созданы условия для повышения мотивации: система поощрений (баллы, наклейки, сообщения от учителя, грамоты). Учащиеся с удовольствием занимаются, видя результаты своей работы – продвижение математического уровня.

Для формирования учебной мотивации важна внеурочная деятельность, которая позволяет создать ситуацию успешности для каждого ребёнка. Учащиеся вовлекаются в работу по участию в конкурсах разной направленности школьного и окружного уровня. Также принимают участие в создании передач школьного телевидения по теме «Самые-самые», участвуют в проектно-исследовательской деятельности (проект «Почему мы моем руки?»), работают над созданием мультфильмов («Осенние листья», «Варежка», «С днём рождения, любимая школа!», «Кролик, Дракончики и волшебная капуста», «Сказка о добром муравье»).






See also:
Яндекс.Метрика