Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как сре


Ильина Ирина Андреевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №9 г. Йошкар-Олы»

Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников.

Эта тема определена неслучайно. Сегодня в нашем обществе наблюдается большой интерес, фактически поворот российского образования к концепциям личностно-ориентированного образования. При личностно-ориентированном подходе в обучении мы не в праве просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Мы, педагоги, стараемся выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование учебной мотивации.

Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.

Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.

Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладевать знаниями.

Наша задача — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.

Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика. Необходимо находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Младшие школьники весьма любознательны. Они тянутся ко всему новому. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, безусловно, влияет на их стремление учиться.

Дети этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

Представления детей о том, для чего они учатся в школе (особенно в начальных классах), достаточно смутные. В основном и ответы касаются стандартных заученных фраз типа “чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным”. Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышленые высказывают предположение о возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдаленности не может стать серьезным стимулом к учению.

Игровая мотивация, которая часто преобладает на занятиях, без особых затруднений перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.

Известно, что даже самые совершенные методы и приемы активизации познавательной деятельности школьников по осмыслению и освоению изучаемого материала не всегда приводят к желаемой цели. Наблюдаются случаи, когда даже у хорошего учителя, владеющего методикой преподавания и знающего свой предмет, часть учеников не проявляет особого усердия в овладении знаниями и ведет себя на уроках пассивно.

Поэтому необходимо построение такого обучения, позволяющего учащемуся высказывать ошибочное мнение, не бояться допустить ошибку в рассуждении, под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее, а это и есть личностно-значимая познавательная деятельность. Ситуация успеха — самый эффективный стимул познавательной деятельности. У школьников развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей, в том числе и достаточно высокий уровень школьной мотивации.

Мы пришли к выводу, что стимулирование учебной мотивации познавательной деятельности, как средства саморазвития и самореализации личности, оказывает существенное влияние на формирование мотивационной сферы младших школьников.






See also:
Яндекс.Метрика