Формирование социальной активности младших школьников через самоуправление


«Формирование социальной активности младших школьников через самоуправление»

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.

В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, при определенных условиях может способствовать решению проблемы формирования и развития социальной активности личности.

Таким образом, самоуправление в коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в группе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития и решение других социально ценных задач.

В моей группе самоуправление развивается успешно, учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленных проблем. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач, касающихся жизни и деятельности учащихся.

Цели самоуправленческой деятельности.

Во-первых, содействие развитию ребенка. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие.

Во-вторых, организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся.

В-третьих, формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности.

Мы придерживаемся сформулированных для себя правил:

Не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам;

Гарантируй помощь каждому при подготовке дела;

Выстраивай доверительные отношения с детьми;

Избегай мелких несущественных замечаний.

Самоуправление в коллективе направлено на решение следующих задач:

Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.

Формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).

Воспитание достойных творческих лидеров.

Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.

В основу воспитания младших школьников легла игровая модель города. Она создала организационный каркас, позволяющий иметь высокую степень свободы и гибкость при разработке конкретных воспитательных дел. Модель становится по-настоящему жизнеспособной, когда воспитательные цели совпадают с внутренними ожиданиями школьников «Мне интересно, я хочу участвовать»,- именно это условие, на мой взгляд, является решающим при реализации воспитательного потенциала. Создались микроколлективы учащихся и их родителей по взаимной симпатии для реализации общих дел, заложенных в модели. Игровая модель отражает неповторимую «личную» жизнь маленьких жителей ВеГа «Великая Галактика». Для каждой микрогруппы созданы творческие поручения и механизм их чередования. Различны способы «запуска» и подведения итогов творческих поручений, на основе которых складываются традиции и заповеди, регулирующие жизнь обитателей города.

В нашей школе каждая группа продленного дня-город. Каждому городу нужны органы самоуправления. Поэтому разыгрываем ситуацию «Если бы я был министром, то какое бы министерство я возглавил». Исходя из этого, в группе созданы министерства:

Министерство права представляют ребята, которые выполняют следующие поручения: дежурство по классу, по столовой. В функцию ребят входит не только организация и выполнение этой работы, но и организация сюрпризных моментов во время дежурства (поздравление с днем рождения педагогов, поздравление с праздниками, чествование победителей и т.д.), сохранность и ремонт мебели класса. Они же подводят итоги и вклеивают значки в «портфель достижений».

Министерство милосердия– ребята фиксируют пропуски занятий учащихся, сотрудничают с медицинским работником, информируют о заболеваемости учащихся.

Министерство творчества– учащиеся, которые любят писать стихи и имеют литературные способности, желающие участвовать в разработке всех мероприятий группы подбирают материал для сценариев, ведут концерты и праздники.

Министерство экологии– забота о цветах, разведение растений.

Министерство образования – помощь в учебе отстающим одноклассникам.

Министерство Спорта формирование у учащихся здорового образа жизни, приобщение к спорту и физической культуре.

На клубных часах принимаются правила выполнения поручений:

Относись к выполнению порученного дела ответственно.

Выполняй поручения с удовольствием.

Помни, что выполнением поручения ты помогаешь окружающим.

Если трудно, обращайся за помощью.

Спеши делать добро!

Нами разработаны правила жизни в коллективе.

1. Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся. Одевайся аккуратно. Приучай себя к порядку.

2. Чтобы умным, добрым стать. Лишь пятёрки получай. Книжки добрые люби, с математикой дружи.

3. Не дразнись, не зазнавайся. В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей. И найдёшь себе друзей.

4. Старших всех ты уважай, И в труде им помогай. Пой, танцуй ты, отдыхай. И культуру соблюдай.

Сформулированы законы коллектива

Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.

Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!

Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.

Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

В конце недели подводятся итоги творческих поручений жизни обитателей города. Главным итогом и практическим результатом обращения к игровой модели становится деятельная активность всех участников воспитательного процесса, личностная привлекательность и удовлетворенность детей и взрослых процессом и результатом творческого сотрудничества.

Немаловажную роль в организации самоуправления, конечно же, играют родители, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. Очень четко прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа – ученик – родители.

Таким образом можно сделать вывод.

Самоуправление в школе — необходимый компонент современного воспитания.

Самоуправление способствует личностному росту младших школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели в среднем и старшем звене.

Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей.

Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

А это и есть формирование социальной активности.

Список литературы.

1. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 4, 2005г.

2. Научно-методический журнал «Воспитание школьников»№ 5, 2005г.

3. Научно-методический журнал «Воспитание школьников»№ 6, 2007г.

4.  Бондаревская Е.В. Смыслы и  стратегия личностно -ориентированного       воспитания /Е.В.Бондаревская/ Педагогика. — 2001.- №1.- с.17-24.






See also:
Яндекс.Метрика