Формирование развития внимания младших школьников


Тема: Формирование развития внимания младших школьников.

Выполнила учитель начальных классов Мян Мирта Кисековна. МАОУ «Средняя школа №28 имени Г.Ф.Кирдищева» гетропавловск-Камчатского

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Внимание – это особое свойство нашей психики. И в первую очередь потому, что оно не существует само по себе, вне восприятия, мышления, памяти, движения и других составляющих нашей деятельности. Внимание всегда на что-то направлено. Но, не существуя само по себе, оно, тем не менее, является условием осуществления большинства наших действий, более того, успешность многих видов деятельности напрямую зависит от уровня развития различных свойств внимания. Умение управлять своим вниманием – залог успеха в выполнении самых разнообразных задач. И память, и мышление очень тесно связаны с вниманием. Возможно ли целенаправленное запоминание какой-либо информации без целенаправленного внимания к ней? Можно ли запомнить большой объем информации, не владея навыками длительного сосредоточения внимания? Значит, для того, чтобы иметь хорошую память, необходимо тренировать внимание. Возможно ли решать сложную мыслительную задачу, не обладая высоким уровнем развития устойчивости внимания и навыками его длительного сосредоточения? При решении сложной мыслительной задачи ученик с нетренированным вниманием через пять минут, не дойдя до завершения определенного этапа в решении задачи, отвлекается, а, возвращаясь к задаче, часто начинает ее решение с начала. На это затрачиваются дополнительное время и энергия. Но самое печальное, что этот процесс может повторяться несколько раз. И тогда, отчаявшись, ученик говорит, что он не в состоянии справиться с этой задачей, что у него “не хватает ума”, что “решение где-то рядом, но он не может его ухватить”… А ума-то зачастую как раз хватает. Не хватает менее значительной, но не менее значимой функции – внимания. Если бы ученик в подобной ситуации обладал способностью к длительному удержанию внимания, то он с первого раза мог бы завершить какой-то этап в задаче или ее всю. Так оно и происходит у учащихся с природным хорошо развитым или же тренированным вниманием.

Согласно представлениям научной психологии существует три типа внимания.

Непроизвольное внимание. Оно характеризуется тем, что в поле внимания объекты попадают случайно, без целенаправленного желания с вашей стороны. В этом случае многое зависит от особенностей воспринимаемого объекта, его новизны, необычности, значимости. Этот тип не требует волевых усилий.

Произвольное внимание. Характеризуется тем, что человек сознательно направляет его на тот или иной объект. Этот тип внимания мы используем при выполнении большинства намеренно осуществляемых видов деятельности. Этот тип внимания требует волевых усилий.

Послепроизвольное внимание. Этот тип внимания возникает на базе произвольного, но оно не требует волевого контроля.

У внимания есть также свои свойства, или так называемые параметры внимания.

К их числу относятся:

объем внимания (количество объектов, одновременно находящихся в поле внимания),

устойчивость внимания (умение не отвлекаться в течение определенного времени, то есть длительность сосредоточенности),

концентрация внимания (степень сосредоточенности на объекте; может быть высокой, средней и низкой),

переключение внимания (способность менять направленность внимания, то есть переключать внимание с одного объекта или вида работы на другой),

распределение внимания (способность иметь более одного фокуса внимания, выражается в умении выполнять несколько дел одновременно, например, набирать текст на компьютере и вести разговор),

избирательность внимания (возможность успешной настройки на восприятие информации, относящейся к сознательной цели работы).

Основной функцией внимания считается функция внутреннего контроля за согласованностью различных звеньев действия, определяющих успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи).

Произвольность внимания развивается вместе с развитием его свойств. При поступлении в школу у ребенка преобладает непроизвольное внимание. Это объясняется особенностями его мышления: он видит и быстро реагирует на то, что его интересует и что связано с его потребностями. Внимание младшего школьника характеризуется большой неустойчивостью, легкой отвлекаемостью, не умеет быстро переключать внимание, т.е. ребенок в слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе учитель должен тщательно работать над организацией внимания ребенка. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств.

В современной российской школе урок остаётся основной формой организации учебной деятельности. Урок предполагает включение учащихся в различные формы совместной синхронной работы, требует от школьников умения согласовывать собственное сосредоточение с социализированным его проявлением. Так возникает диалектическое противоречие между фронтальным характером подачи учебного материала и индивидуальным характером его усвоения.

Изменившийся режим жизни школьника, введение новых учебных программ повышают требования к вниманию детей. Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности.

Учебные занятия увеличиваются, становятся более серьёзными, они требуют от детей известного нервного напряжения, волевого усилия, представляют повышенные требования, прежде всего к длительности, т. е. устойчивости их внимания и умению им произвольно управлять.

В школе не все элементы урока интересны детям, им надо произвольно направлять своё внимание и заниматься порой совсем неинтересным делом, требующим длительного сосредоточения, например при написании цифр, букв, слушания ответов товарищей, многократно повторяющих одно и то же правило.

Не каждый взрослый может сосредоточить своё внимание и эффективно участвовать в современной деятельности. Тем более очевидно, что организовать коллективное внимание младших школьников и управлять им весьма непростая педагогическая задача. Главное помнить об особенностях внимания в учебном процессе.

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ.

— Сила раздражителя, громкий звук, яркий свет привлекают внимание помимо воли.

— В сильной степени привлекают внимание динамические особенности: мерцающий свет, порывистое, ритмически организованные раздражители и др. (смена наглядности).

— Необычность, новизна предметов и явлений. Недостаточное количество нового, «знакомость» изучаемого материала снижает интенсивность внимания, вызывает падение интереса. Чрезмерное насыщение учебных занятий новым материалом утомляет внимание, делает его поверхностным. Много нового- трудно, мало нового-скучно.

— Повтор одних и тех же стилистических приёмов, выражений, слов притупляет внимание и затрудняет восприятие речи, поскольку исчерпана новизна речевой формы.

-Эффект последствия. Состояние внимания в данный момент зависит и от предшествующих событий.

— Чрезмерно жёсткие требования к точности работы могут дать обратные результаты, т. к. возрастание напряжения внимания приведёт к увеличению количества ошибок и ошибочных действий.

— Чередование напряжения и расслабления – обязательное условие устойчивости внимания. Внимание ребёнка может быть устойчивым в течение 25-30 минут, если он занят таким делом, которое требует от него активного действия. Нельзя сохранить внимание, держа класс в напряжении все 45 минут урока.

— Высший пик работоспособности достигается лишь спустя некоторое время, когда завершается период вырабатываемости. Вначале, когда вероятность ошибок особенно велика. Облегчает втягивание в работу, своего рода, интеллектуальная разминка, когда несложные упражнения, занимательные вопросы помогают переходу к наиболее сложной и ответственной части работы.

— Опорные схемы и план организуют и активизируют внимание.

-Нестандартный вопрос, проблема, загадка – это средство пробуждения внимания.

— Развитие внимания непосредственно связано с формированием наблюдательности.

— Внимание ребёнка поддерживается его мышлением, умственной, строго направленной работой.

— Учить задавать вопросы, быть внимательным – значит думать о том, что рассказывают, а думать – значит задавать вопросы и отвечать на них.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Легко нарушается хрупкое действие внимания из-за организационных и методических ошибок: пустые промежутки, длинные паузы, редкие громкие замечания и разные ненужные хождения по классу нарушают сосредоточенность детей в работе.

Одной из наиболее частых причин отвлечения внимания детей, их рассеянности является их утомление. Длительное сохранение одной позы, однообразие выполняемых действий, скучные и ненужные повторения уже хорошо известного, вынужденное бездействие утомляют учащихся. Утомляет и нарушение режима дня: ребёнок поздно ложится спать, в выходные дни его нервная система перегружается сильными впечатлениями (телевизор, видео, гости). О чём же должен помнить учитель?

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ

Устную (фронтальную) работу давать порционально, до 7 минут за один раз и монологическую речь учителя дети сосредоточенно могут слушать до 4 мин, затем внимание рассеивается. Первый «спад» в работоспособности на уроке происходит после 15 минут работы, второй через 35 минут.

Перед началом обобщений, проверок, сообщений чего-либо важного нужно сосредоточить внимание детей специально продуманными методами

Выделить группу учеников с низким уровнем непроизвольного внимания. Продумать индивидуальную работу с этими детьми, а так же контроль за их деятельностью во время урока.

Желание детей узнать, открыть, понять, решить, отбор доказательств держат внимание, обеспечивая его устойчивость и силу сосредоточения. Увлечённые такой работой дети по требованию учителя занимаются в отдельные моменты неинтересной, но нужной и обязательной работой.

Реализуя вышеуказанные рекомендации и принимая во внимание особенности данного познавательного процесса, я использую в своей деятельности игровые приёмы, развивающие упражнения, дидактические и подвижные игры.

Привожу примеры физминуток на развитие внимания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

1. «Сосед, подними руку!»

Учитель называет имя ученика, а поднимают руки его соседи справа и слева.

2. Если в ответе в числовом выражении есть цифра «2», то хлопок над головой, если есть цифра 4, то приседание.

3. Если называется словарное слово, то нужно подпрыгнуть, если слово заканчивается, например, на мягкий согласный, то выполнить приседание.

Такого вида задания развивают не только все свойства внимания: концентрацию, устойчивость, распределение, переключаемость, объём, но и тесно связаны с развитием зрительной и слуховой памяти, развитием мышления, т.е. с другими психическими процессами. Такого вида задания делают учение занимательным для учащихся, снимают умственное напряжение, повышают интерес к предмету.

4. Дружно встали из-за парт, начинаем мы считать. Если я говорю правильно, то вы хлопаете в ладоши 3 раза. А если не правильно – топаете. Слушаем внимательно:

3ц=300кг. 1т=10ц.

8ц=80кг. 2т=200ц.

10ц=1000кг. 200кг=20ц.

— Можете вы поднять 1000г.? Киваем или машем головой

5. «Запомни движение»

Учитель показывает движение из трёх действий. Дети должны повторить их в том же порядке, потом в обратном порядке.

Упражнение «Ладонь-кулак»

Руки на столе. Поочерёдно одну руку разжимаем, другую – в кулачок. При этом одновременно спрашивается таблица умножения или сложения (падежи, правило и т.п.).

Художник

Нарисовать носом или подбородком цифры или написать какое-нибудь слово.

Заключение.

Работа над развитием внимания положительно отражается на учебной деятельности учеников: значительно расширяются объем и концентрация внимания, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесной форме свои суждения, объяснения, обоснования.

Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в творческую поисковую деятельность существенно повышает уровень начального образования. систематически создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Развитие внимания имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие внимания помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках математики, а формирование у школьников пространственного восприятия и конструкторских навыков (практически многие задания по развитию внимания воздействуют и на развитие памяти, мышления, пространственной ориентировки) способствует более эффективной деятельности на уроках труда.

Благодаря регулярным упражнениям, можно значительно повысить не только уровень внимания, но и успеваемость каждого ученика.






See also:
Яндекс.Метрика