Формирование предпосылок учебной деятельности детей при подготовке к школе


АВТОРСКАЯ РАБОТА

Формирование предпосылок учебной

деятельности детей при подготовке к

школе.

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

МКОУ Репьёвкой СОШ

Савинова Светлана Владимировна

Содержание.

Введение. 3-5

Глава 1. Теоретические основы проблемы психологи-

ческой готовности детей к школьному

обучению . 6-31

1.1. Сущность психологической готовности детей

к школьному обучению. 6-8

1.2. Физиологическая готовность к школе. 9-11

1.3. Основные стороны психологической готовности

и их характеристика. 11- 26

1.4. Проблема адаптации ребенка к школе. 26-31

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по

исследованию и развитию индивидуально-

психологических особенностей первоклассников. 32-64

2.1. Констатирующий эксперимент. 32-38

2.2. Формирующий эксперимент.

Влияние игры на развитие познавательных

процессов у первоклассников. 39-48

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы. 48-55

Заключение. 56-57

Литература. 58-61

Приложение. 62-64

Введение.

На современном этапе обучения детей перед учителем начальных классов ставится ответственейшая задача — обучать и воспитывать детей. Учитель в ответе за их целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие. Для этого он должен знать особенности психологии детей первого года обучения.

В законе Российской Федерации об образовании записано, что образование должно быть общедоступным, должна быть « адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». / 32,с.76 /

Возрастной период шести-семи лет характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.

В этот период психика ребенка проходит различные « расстояния», претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или учения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных условий воспитания.

Очень важно, чтобы учитель знал общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обусловливающие многообразные индивидуальные различия детей, которых он примет для того, чтобы обучать, воспитывать и любить.

« Без знания души ребенка, особенностей его мышления, восприятия окружающего мира… нет педагогической культуры…» / 64, с. 20 /

Приступая к работе с детьми, учитель должен четко представлять, что отличительной чертой детей первого года обучения является активная познавательная деятельность. Как показывают исследования психологов, « в этом возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление и ребенок находит ответы на вопросы « почему» и « как» только в результате выполнения определенных практических действий с предметами. / 52 /

Исследования психологов показали, что у детей преобладает непроизвольное внимание, оно неустойчиво, и однообразная работа даже в течение непродолжительного времени, приводит к утомляемости детей.

Серьезные изменения в дошкольном возрасте претерпевает воображение ребенка. Наряду с развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения — произвольное воображение. Его появление и дальнейшее развитие психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь с взрослыми.

У ребенка первого года обучения преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. К этому этапу жизни в психике появляется важное новообразование — дети овладевают мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память. Выделяют три мнемических уровня ее развития.

«Для первого уровня характерно отсутствие вычленения цели запоминать или припоминать; для второго – наличие данной цели, но без применения каких-либо способов, направленных на ее осуществление, для третьего – наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого». / 38, с. 138 /

Для успешного обучения детей важным является изучение психофизиологической готовности, а так же изучение адаптационных возможностей организма ребенка на разных этапах индивидуального развития. В комплексном исследовании детей в условиях детских садов, выявлении их готовности к школьному обучению, адаптации к школе принимали участие многие педагоги, психологи.

Мухина В.С. уделяла особое внимание значению воспитания и развитию личности каждого ребенка, указывала на необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка, темпа его развития, формирование способностей в разных видах деятельности.

Физиолог Безруких М.М. и врач – психоневролог Ефимова С.П. рассматривают причины, признаки и методы педагогической коррекции тех трудностей обучения, которые наиболее часто встречаются в младших классах. Знание ребенка сделает работу учителя качественной, « научит видеть в каждом ребенке его индивидуальность и сделает невозможной стрижку « под одну гребенку», позволит учителю быть более внимательным и терпимым. / 6, с. 8 /

Виноградова Н. Ф. обращает внимание на то, чтобы ребенку было интересно заниматься, чтобы он любил узнавать новое и хотел учиться.

Несмотря на большое количество публикаций по вопросу готовности ребенка к школе, развитию у учащихся интеллектуальных способностей, познавательных процессов на сегодняшний день существует ряд ошибок и недостатков:

— некоторые учителя не соизмеряют меру в использовании игр и средств наглядности в учебном процессе, что приводит к чрезмерной эмоциональной перегрузке детей;

— недостаточная подготовленность учителя начальных классов в знании методик изучения психологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Из вышеперечисленных недостатков была определена и сформулирована проблема квалификационной работы. Она сводится к следующему: недостаточное знание психологических особенностей и методов работы с детьми первого года обучения.

Цель исследования — решение данной проблемы.

Объект исследования — психологическая готовность детей к школьному обучению.

Предмет исследования — своеобразная работа учителя с детьми недостаточно готовыми к школьному обучению.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию и обучению детей.

Теоретически обосновать педагогические условия, эффективно влияющие на психическое развитие неподготовленных детей.

Опытным путем доказать эффективность своевременной диагностики уровня подготовленности детей к обучению и использование этих результатов в обучении и воспитании.

Показать некоторые приемы работы с детьми недоподготовленными к школьному обучению.

Методы исследования:

— Беседа.

— Наблюдение.

— Анкетирование.

— Методики исследования мотивов учения, фонематического слуха,

произвольности, словаря.

-Анализ продуктов деятельности школьников.

— Математическая обработка полученных результатов.

Практическая значимость исследования:

Написанная работа имеет большой практический интерес для учителей начальных классов в процессе обучения и воспитания детей.

Работа проводилась в 3 этапа:

1этап – 2010г. Подбор литературы, постановка задач, проведение констатирующего эксперимента.

2этап — 2010г.- 2012г. Проведение опытно — экспериментальной работы, математическая обработка полученных результатов.

3этап – 2012г. Литературное оформление работы.

Гипотеза исследования:

Если своевременно диагностировать уровень психического развития с целью выявления наиболее слабых аспектов готовности и учитывать эти данные в индивидуальной работе с первоклассниками, то обучение этих детей будет проходить более эффективно.

База исследования:

Исследование проводилось в средней школе, села Репьевки, Новоспасского района, Ульяновской области.

Структура работы:

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

-6-

Глава 1. Теоретические основы проблемы психологической готовности детей

к школьному обучению.

1.1. Сущность психологической готовности детей к школьному обучению.

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка. В это время резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменения привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требует значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.

Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми трудностями?

Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. «Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие его школьной и взрослой жизни». / 3 /

Возрастной период от 6 до 7 лет характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.

« В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе». / 50, с. 7 /

В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, что ребенок может приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относится, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Оно связано с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

« Опросы детей, проводившиеся в подготовительных группах детского сада, показали, что дети за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание по-разному. Большая часть ссылается именно на учебу как на привлекательную сторону школы». / 47, с. 38 /

Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ученика. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы включиться в общую деятельность, принять систему требований сразу же, придя в 1 класс.

« В этом возрасте ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности». / 50 с. 8 /

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Что касается произвольности познавательной деятельности, то к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.д. Учитывая эти особенности, обучение строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире, сторонах общественной жизни, моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знании й, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся представлений.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным: грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению.

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов. Общее положительное отношение к школе и учению, к положению ученика, его правам и обязанностям недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.

« Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией». / 38, с. 9 /

Уровень развития познавательной деятельности, который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя определенные качества восприятия и мышления ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени.

Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, объяснить то или иное явление, правило.

Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой деятельности и системы конкретных обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. / 50, с. 9 /

Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Замечено, что так называемые « неорганизо-

ванные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

Что же такое « готовность к обучению в школе»?

« Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие « готовность к обучению в школе» включает физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе». / 50, с.5 /

9

1.2. Физиологическая готовность к школе.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям.

« При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Частоболеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении». / 71 /

Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что к началу школьного обучения еще не закончена перестройка всех физиологических систем детского организма. Поэтому ученые делают вывод : с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка готов к систематическому обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справиться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.

« Нужно помнить, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому». / 50, с. 12 /

Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. По показателям физического развития современные дети существенно отличаются от сверстников в 60 – 70 –е годы, значительно опережая их по росту и общему развитию.

« Старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте по 7 -10 см в год. Не случайно этот возраст называют периодом « вытягивания в длину».

Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2 – 2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0 – 2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний». / 60, с. 89 /

В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций – отношение окружности головы к длине тела. Это соотношение становится почти таким же, как у взрослого человека. Кроме того, увеличивается длина рук и ног.

В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп:

« 1 группа – дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся, поступающих в 1 класс массовой школы, не превышает 20-25%.

2 группа – дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в первом классе колеблется от 30 до 35%.

В 3 группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а так же дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей в массовой школе 30 -35%. Раннее обучение в школе и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны.

4 группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах, либо предлагается временная отсрочка поступления в школу.

У детей 5 группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе». / 50, с. 14 /

Наряду с определением показателей физического развития при оценке готовности к школьному обучению учитывается состояние основных физиологических систем организма ребенка. В ходе медицинского обследования измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.

В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен. Не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные движения при письме, развиты недостаточно.

Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. При организации коррекционно — развивающих занятий и подготовке дошкольников к школе важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму) и несформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму)». / 50, с. 15 /

С началом обучения в школе значительно возрастает нагрузка на зрение. Это связано с очень ранней зрительной нагрузкой. Как правило, учащиеся с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее активны в учебе и играх, появляется утомляемость, головные боли и боли в глазах. Одна из причин близорукости – раннее обучение письму и чтению в неправильных, с точки зрения гигиенических требований, условиях, когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требуют гигиенические правила.

Происходят значительные изменения в нервной системе ребенка, прежде всего это касается головного мозга, его строения и работы. И это очень важно, так как именно этот орган играет решающую роль в усвоении новых знаний, обеспечивает деятельность учения. К этому возрасту созревают наиболее сложные лобные отделы мозга, которые обеспечивают главным образом аналитико-синтетическую деятельность, рассудочное поведение, являются физиологической основой логического мышления.

Отмечая значительные изменения в строении и работе мозга, нельзя забывать о том, что перестройка мозговой деятельности и развитие мозга еще не завершены. Именно в этом возрасте чрезмерные умственные нагрузки очень вредны и могут оказать негативное влияние на здоровье ребенка. Это может послужить причиной трудностей в обучении.

Основные стороны психологической готовности и их

характеристика.

« Под психологической готовностью к школе имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включаться в школьную жизнь…» / 31, с. 7-12 /

« Психологическая готовность ребенка к школе есть проявление у него положительной мотивации к осуществлению учебной познавательной деятельности, интеллектуальной, эмоциональной и социальной подготовленности, способствующие успешному обучению, воспитанию, общению его к школе. То есть, поступающий в школу ребенок должен быть относительно своего возраста зрелым в умственном, эмоциональном, личностном и социальном отношениях». / 29, с. 19 /

Составными компонентами психологической готовности являются социальная, эмоциональная, интеллектуальная готовность.

Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой « социальной позиции» — положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта социальная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

« Под социальной готовностью к школьному обучению понимают потребность ребенка общаться с детьми, другими людьми и умение подчиняться интересам и обычаям детских групп, способность исполнять социальную роль школьника в ситуации школьного обучения». / 29, с. 19 /

Если ребенок активно играет со сверстниками, живо интересуется всем происходящим, любит задавать вопросы, значит, его социальное развитие благоприятно для начала школьных занятий. Чрезмерная робость, боязливость, безразличие к другим и самому себе могут на первых порах усложнить процесс адаптации к школе, но опять- таки не означают невозможность обучения. Таким детям требуется более внимательное и заботливое отношение со стороны родителей и учителей, руководство их деятельностью в форме контроля и опеки. Социальная готовность помогает ребенку утвердиться в коллективе.

Школа привлекает детей главным образом своей основной деятельностью – учением. И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь косвенным способом, в игре приобщаться к жизни взрослых. Быть школьником – совсем другое. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости. Не проходит мимо внимания ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как важной, серьезной деятельности.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя в школе по-детски, учатся неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. Причиной нежелания идти в школу, боязни школы, как правило, являются ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным к себе детям. Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением в школе. Таким детям придется уделить очень много терпения, внимания, времени, теплоты, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы.

« По данным психологов, примерно 10% детей не хотят идти в школу, потому что слышали о ней нелестные высказывания взрослых, около 8% получили негативный настрой от старших детей, успевших разочароваться в системе школьного обучения. Еще одна весомая причина отсутствия желания пойти в школу заключается в том, что ребенок « не наигрался». Такие дети могут опережать своих сверстников в темпе эмоционального развития и отставать в темпе развития социального. Даже чисто внешне они производят впечатление милых непосредственных деточек, которых трудно представить за школьной партой». / 39, с. 15 /

Школа – это всегда определенный круг обязанностей, возлагаемых на учеников, система требований по отношению к ним. Поэтому многие дети не хотят принимать на себя лишнюю ответственность. Таким детям требуется помощь взрослых. Именно они могут объяснить детям, что такое слово

« надо».

Совсем необязательно до начала учебного года формировать у ребенка любовь к школе, жгучее стремление поскорее стать учеником. Достаточно дать понять ему, что учеба в школе – это обязанность каждого современного человека и от неукоснительного соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Такая установка помогает детям легче привыкнуть к школе, режиму работы в ней, получать удовольствие от добросовестного отношения к своим обязанностям.

Многие дошкольники спокойно относятся к перспективе в ближайшее время стать учеником. Но есть дети, которые с большим энтузиазмом и желанием ждут этого момента. В своем воображении они рисуют себе радостные картины школьной жизни. Привлекательной стороной учебы для этих детей является обычно внешнее оформление, сам факт организации учебного процесса: школа, класс, парта, ранец, уроки и т.п. Содержание занятий их интересует существенно меньше. Поэтому интерес таких детей к учебе выражается в игре в школу, которая очень полезна для дошкольника: в ней происходит освоение новых норм социального взаимодействия.

Увлеченность детей игрой в школу, открытое выражение интереса к таким занятиям, желание приблизить момент наступления школьной поры являются хорошим показателем их развития.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты. Стремление занять новое социальное положение, т.е. стать школьником, сливается с пониманием важности школьного обучения, уважением к учителю, к старшим товарищам по школе, в нем отражаются и любовь, бережное отношение к книге как источнику знаний.

Социальная готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.

« Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям». / 38, с. 13 /

Значительная часть трудностей связана с тем, что дети не могут долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, сосредоточиваться на учебном действии. Причины подобных трудностей надо искать не только в особенностях их поведения с неразвитостью произвольного внимания, поведения и познавательных процессов, но и в сфере общения взрослого с ребенком, сложившегося к началу поступления в школу.

Положительное значение здесь имеет « наличие у ребенка личностных форм общения со взрослыми, не зависящих от конкретных ситуаций. Такое общение характеризуется потребностью ребенка во внимании и сопереживании взрослого и ее удовлетворением со стороны взрослого. Для детей, достигших этой формы общения, типично внимание ко взрослым, стремление услышать и понять их обращение, а также уверенность в таком же внимании к себе со стороны взрослого. Выявлена и такая особенность этих детей, как способность различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения. В силу этого сознания такие дети проявляют адекватное отношение к взрослому, учителю. Если же у ребенка потребность в подобном общении еще не сформировалась, то и такое отношение к взрослому пока не возникает, что, конечно, затрудняет процесс обучения».

/ 38, с. 14 /

Знание выявленных закономерностей требует от педагогов осуществлять с детьми не только ситуативно-деловое, познавательное, но и личностное общение. Проявить интерес к личности ребенка, его внутреннему миру педагог может и должен не только на занятии, уроке, но и общаясь с ним в быту, на прогулке, в процессе игр.

Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми.

« Одним из решающих факторов общественного воспитания детей является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых такое общество может складываться и развиваться даже и на ранних ступенях общественного развития детей… Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий свое место в этом обществе». / 38, с. 102 /

Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, враждебности, стремлению к уединению.

Положение в группе определяется как личностными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе. Особой любовью, популярностью среди детей пользуются дружелюбные дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, развитые в умственном отношении, достаточно самостоятельные, опрятные.

В число наименее популярных входят дети, характеризующиеся, как правило, противоположными качествами. Они мало общительные или же агрессивные. Они нередко отстают в развитии от своих сверстников, иногда страдают недостатками речи, внешнего вида. Выявив таких детей, педагогу следует задуматься, почему эти ребятишки попали в число « непопулярных». Причина может быть в том, что это, как правило, дети, которых учителя сами не любят, поэтому следует пересмотреть свое отношение к ним.

« Конечно, ни учитель, ни воспитатель не могут « привнести» в ребенка доброту, честность, умение играть, трудиться, не могут « передать» знания и другие ценные качества одними своими усилиями, минуя деятельность самого ребенка. Известный советский психолог Г.С.Костюк пишет : « Искусство педагогического воздействия заключается в том, чтобы вызвать и направить это самодвижение, самодеятельность ребенка, его инициативу, творческую активность, не помогать ему успешно разрешать возникающие в его жизни противоречия, но и планомерно способствовать их созданию». Так что умелое создание противоречий тоже является фактором развития личности ребенка». / 38, с. 104 /

Эмоциональная готовность – это достижение хорошей эмоциональной устойчивости и развитие учебной мотивации, т.е. желание ребенка стать школьником.

Наличие мотивов учения, их содержание и устойчивость – важный показатель социально – психологической готовности к школьному обучению.

В первые дни учебы все дети переполнены радостью и волнением от новых условий жизни. Большинство малышей страстно хотят учиться, высказывает желание скорее пойти в школу, стать учеником. Правда, высказанное желание еще не является мотивом.

« Мотив – это то, ради чего хочет ребенок пойти в школу». / 74, с. 7 /

Дети высказывают разные причины. Они стремятся занять новую, более значимую для них социальную позицию.

« Все дети учатся в школе, я тоже хочу стать школьником и хорошо учиться».

Все без исключения дети высказывают желание узнать в школе много нового, интересного, научиться читать, писать, считать, т.е. налицо признаки познавательных мотивов.

« Вне зависимости различных причин – мотивационная готовность – важный компонент готовности к обучению в школе. А значит, необходимо формировать и поддерживать в ребенке это стремление. Поэтому неуместными являются скептические замечания взрослых в адрес школы или стремление запугать ею будущих первоклассников». / 39, с. 20 /

Начинающий младший школьник далеко не всегда обладает адекватной собственно-учебной мотивацией. Подлинная сущность учения как постановки и решения учебных задач раскрывается ребенку лишь в процессе и по мере овладения им этой деятельностью.

« Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольного игрового, индивидуально-напосредственного способа существования и проявляет яркоположительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственное учебное заведение – важная предпосылка благополучного вхождения его в школьно – учебную деятельность, т.е. принятия им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс».

/ 53, с. 25 /

При исследовании мотивов учения у младших школьников выяснилось, что у детей обнаружилась большая заинтересованность на восприятие школьно-учебного содержания.

Реализация ребенком социальной позиции школьника ( т.е. полноценное школьное обучение ) возможна только на основе формирования у него конкретных психических особенностей, обеспечивающих возможность приступить к изучению науки, а также организовать свою деятельность и поведение, подчиняя их определенным общественным образцам, правилам, моральным законам.

О наличии внутренней позиции школьника можно говорить, если общее стремление ребенка в школу сопряжено с его ориентацией на сущностные моменты школьно-учебной действительности.

Трудности в работе с детьми, постоянно отмечаемые учителями, связаны с тем, что приход в школу для большинства детей не обеспечен потребностью в положении школьника в качестве новой социальной позиции. Другими словами, « ребенок не стремится изменить свое место в системе общественных отношений, ни соответственно привычный образ жизни в целом. / 33 /

В последние годы интерес к проблеме мотиваций учения младшего школьника заметно усилился. Обширное исследование проведено М.В.Матюхиной, которая выделила две большие группы мотивов: мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и мотивы, связанные с результатом учения. В своем исследовании М.В.Матюхина показала, что при исследовании методики с готовым перечнем мотивов первоклассники в основной своей массе склонялись к мотивам самоопределения и самосовершенствования (т.е. широким социальным мотивам), далее следовали мотивы благополучия (в основном стремление получать хорошие отметки), на третьем месте оказались мотивы, связанные с процессом учения. Отрицательная мотивация не занимает существенного места в системе мотивов первоклассника.

В настоящее время проблема мотивационной готовности к школе и развития мотивов учения в младшем школьном возрасте приобретает особую актуальность.

« Для детей должны быть наиболее характерны мотивы:

Собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности.

Социальные мотивы, основанные на понимании необходимости учения.

« Позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношении с окружающими.

« Внешние» по отношению к самой учебе (подчинения требованиям взрослых).

Игровой мотив, перенесенный в новую – учебную сферу.

Мотив получения высокой отметки». / 53, с. 39 /

Ребенок готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

Д.Б.Эльконин считал, что « произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу». / 57, с. 42 /



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика