Формирование познавательных УУД на уроках географии


Муниципальное образовательное учреждение

«Благоевская средняя общеобразовательная школа»

«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии»

Букина Татьяна Васильевна, учитель географии

Благоево

2014 г.

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………. 2

Универсальные учебные действия, их роль в преподавании географии……. 2

Характеристика познавательных УУД……………………………………………6

Формирование познавательных УУД на уроках географии…………………..12

Формирование познавательных УУД на разных этапах урока……………….20

Заключение ……………………………………………………………………….….21

Список литературы………………………………………………………………….22

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». А. Дистервег

Введение

 Концепция развития образования РФ даёт нам общее представление о современном фундаментальном образовании – «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»». Неслучайно приоритетным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования. — «Научить детей учиться – ключевая задача образования». Для этого должен быть изменен способ обучения. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться         Современная система образования призвана  вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, а  формирование способности и готовности обучающихся реализовывать УУД, позволит повысить эффект образовательного и воспитательного процесса в школе.

Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигнуты обучающимися уже сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни. Таким образом, основой школьного образования признается система универсальных учебных действий (УУД), ценностных установок, ориентаций и мотиваций.

Универсальные учебные действия, их роль в преподавании географии.

Универсальные учебные действия — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД представляют собой действия широкой направленности (познавательного, коммуникативного, исследовательского, практического, организационного, оценочного характера), которые применимы не только в различных предметных областях, но и в обычных жизненных ситуациях. Это результаты, которые формируют у школьника способность самостоятельно осваивать новые компетенции, т.е. представляют собой умение учиться.

К универсальным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:

Умение пользоваться географической картой – языком международного общения.

Умение пользоваться современными информационными технологиями;

Владение научными географическими понятиями;

Умение видеть проблемы и ставить вопросы;

Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;

Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;

Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.

УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие функции:

Обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);

Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)

Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;

Обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;

Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;

Закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования.

Система универсальных учебных действий (по ФГОС).

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия (информационные):

моделирование;

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические (интеллектуальные) универсальные действия:

анализ;

синтез;

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Исследовательские действия.

Характеристика познавательных УУД.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Состав познавательных УУД.

Виды УУД

Состав действий

Знаково-символические (информационные)

Выделение и формулирование познавательной цели,

Поиск необходимой информации,

Применение методов информационного поиска,

Моделирование,

Умение структурировать знания;

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия;

Контроль и оценка процесса и результата деятельности;

Смысловой чтение;

Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

Составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения.

Логические

Анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез, как соединение целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

Выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие;

Выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Исследовательские

Поиск и сбор информации, ее систематизация, тезирование, осмысление и интерпретация;

Выдвижение гипотезы;

Видение проблемы;

Определение объекта и предмета исследования;

Определение комплекса методов исследования;

Проведение наблюдений, эксперимента, практической работы;

Обработка данных эксперимента, интерпретация результатов, проверка гипотез, формулирование ведущих положений исследования;

Подготовка доклада или отчета, участие в научной дискуссии;

Переосмысление исследованного, оценка результатов и определение направлений дальнейшего исследования.

Постановка и решение проблем

Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы;

Проверка гипотетических положений;

Создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География». В содержательной части рабочей программы представлена система учебных действий, на основе которых может быть освоено предметное содержание раздела или темы.

УУД

Результаты развития УУД

Значение для географического образования школьника

Познавательные (знаково-символические и логические)

Формирование географического мышления как особого способа познания и понимания географического пространства

Овладение научными географическими понятиями; формирование умения пользоваться географической картой, современными информационными технологиями;

Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;

Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;

Умения делать выводы и умозаключения;

Составлять описания и характеристики, сравнивать.

Познавательные (постановка и решение проблем)

Формирование поискового стиля мышления

Овладение умением выявлять проблемы и ставить вопросы, конструировать различные способы их решения.

С позиции деятельностного подхода задача достижения нового образовательного результата требует от учителя конструирования методической системы. В основе которой находится организация деятельности учащихся по освоению различных учебных действий. Новая система предполагает отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, средств и форм организации обучения. Таким образом, функционирование новой методической системы обеспечивают следующие методические условия.

Необходимость определения цели формирования УУД.

С позиций требований ФГОС задача обучения заключается в обучении способов действий. Реализация деятельностного подхода требует формулирования образовательных задач урока через содержание учебной деятельности, т.е. в глагольной форме – объяснить, выявить, определить, сравнить, выделить черты сходства и т.д.

Отражение формирование познавательных УУД в целеполагании учебного процесса.

Примерные формулировки задач урока:

Выявить особенности процессов, объектов и явлений;

Установить причинно-следственные связи;

Сравнить объекты, территории;

Выделить черты сходства и различия;

Объяснить;

Проанализировать;

Сформулировать суждение;

Выделить существенные признаки;

Найти необходимую информацию;

Определить источники необходимой информации;

Построить модель (смоделировать);

Преобразовать информацию в схему, таблицу;

Провести наблюдение;

Составить план по тексту;

Представить подготовленную информацию в виде презентации;

Сформулировать гипотезу;

Найти ответ на вопрос;

Высказать предположение;

Привести доказательства; классифицировать объекты по признаку;

Найти необходимую информацию для решения задачи.

2.Планирование каждого этапа учебной деятельности. Планируя урок, нужно учитывать, что главная задача – не простое изложение учебного материала, а организация деятельности учащихся с различными источниками информации, формулировка познавательных задач и организация их решения.

3.Важнейшим требованием при разработке учебных задач является учет специфики географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни. Методы географии – неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться в умения.

При формировании познавательных УУД используются следующие географические методы.

Географический метод

Осуществляемые действия

Примеры заданий

Метод наблюдения

Определить цель наблюдения;

Произвести отбор источников информации;

Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений;

Провести наблюдение за погодой;

Наблюдение за фенологическими изменениями в природе.

Метод географического описания

Отбирать необходимые источники информации, находить информацию;

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

Составлять географическую характеристику территорий.

По типовому плану дать характеристику ЭГП Европейского Севера, географического положения Африки, населения России, баз химико-лесного комплекса.

Историко-географический метод

Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать.

Как изменился бы климат Республики Коми, если бы Уральские горы находились на севере (юге, западе) республики. Что повлияло на формирование отраслей специализации Центральной России.

Сравнительно – географический

Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины.

Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; промышленных и сельскохозяйственных районов.

Картографический

Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления.

Почему на территории Северной Америки формируются торнадо, а над Евразией – нет? Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном – влажные леса?

Статистический

Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Проанализируйте половозрастные пирамиды разных стран. Объясните какой тип воспроизводства для них характерен.

По климатограммам определите тип климата данной местности.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика