Формирование познавательных навыков учащихся 1 класса на уроках окружающего мира


Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Особенности курса “Окружающий мир” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

В современной школе возникает потребность формирования у обучающегося понимания необходимости и умения учиться в течение всей жизни, а также применять новые знания в собственной практической деятельности.

Деятельность педагога должна быть направлена на формирование одной из важнейших (ключевых) компетенций личности ученика – исследовательской компетенции. Одним из средств формирования исследовательской компетенции является создание и педагогическое сопровождение школьных коллективных форм организации научно-исследовательской деятельности.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности .

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию “исследователя”, занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Основные условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира:

1. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

2. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть эту возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения “Ты сделал неправильно” или “Ты сделал не так” блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику Необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Учет возрастных особенностей младшего школьника.

Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. Это очень важное умение, как с образовательной точки зрения, так и с точки зрения исследовательского обучения .

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

видеть проблему;

задавать вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определения понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперимент;

делать выводы и умозаключения;

структурировать материал;

доказывать и защищать свои идеи.

В этой связи важно выделить следующие виды научно- исследовательской деятельности младших школьников в курсе естествознания, как :

1) опыты и эксперименты;

2) лабораторные и практические работы;

3) моделирование.

В 1 классе надо вести пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений:

— проблемное, частично-поисковая обучение под руководством учителя;

— урок-исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

— кратковременные исследования- наблюдения с описанием (под руководством учителя).

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.

6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

В 3 классе:

1. Учащиеся продолжают знакомится с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.

В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.

Рассмотрим конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: «Разнообразие растений» по программе А.А. Плешакова.

Урок проектно-исследовательской деятельности (краткосрочный проект)

Цель урока: сформировать знания о разнообразии растений.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

формировать понятия: растения (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

учить распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп;

развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений;

воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру.

создать энциклопедию растений

Оборудование: интерактивная доска или магнитная доска, картинки с изображением растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), энциклопедии растительного мира, учебник, заготовки листов формата А4 для создания собственной энциклопедии, цветные карандаши, клей, ножницы.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Проверка домашнего задания

Используются материалы диска “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия” (урок №12)

Урок проектно-исследовательской деятельности состоит из пяти этапов:

I этап: Погружение в проект.

— Обратите внимание на доску, что вы видите на картинках?

Даны следующие иллюстрации: морская капуста, мох сфагнум, лесной папоротник, сосна, ромашка, малина, и т.д.

Учащиеся перечисляют названия растений

— Как можно назвать все эти иллюстрации одним словом? (растения)

— На сколько групп можно разделить эти растения?

— Назовите свои версии, указывая признак, по которому вы их сгруппировали.

Учащиеся называют версии, указывая признак каждой группы, учитель распределяет рисунки, формирует схемы (можно использовать интерактивную доску или магнитную). Дети могут предложить разделить растения на дикие и культурные; растения сада, леса, луга, водоема; деревья, кустарники, травы и т.д.

— Ученые – ботаники делят царство растений вот на такие группы: Растения: низшие и высшие

Низшие растения: водоросли

Высшие растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые

На слайде высвечивается схема

II этап: Организация деятельности:

Класс делится на пять групп, каждая группа получает заготовки формата А4, в которые дети вписывают результаты исследования в специально отведенных местах, рисуют рисунки (вместо рисунков можно вклеивать картинки). Каждый ребенок выбирает вид работы, который интересен и посилен ему.

III этап: Осуществление деятельности.

В процессе самостоятельного исследования дети пользуются учебником, энциклопедиями, картинками, могут получить консультацию учителя, просмотреть на компьютере заготовленные учителем презентации по теме “Растения”

IV этап: Защита мини-проектов

Выполнив самостоятельную работу, дети выходят к доске, рассказывают о группе растений, вывешивают на магнитную доску заполненные листы.

V этап: Продукт проектной деятельности

Учитель собирает листы, заполненные учащимися, добавляет заранее заготовленный титульный лист, скрепляет. Получается красочная энциклопедия, в которой перечислены все группы растений, рассказано об их строении размножении, особенностях жизнедеятельности, нарисованы представители.

К этой энциклопедии можно вернуться на уроке “Охрана растений” и дополнить ее растениями, занесенными в Красную книгу.

Подведение итогов урока, комментированное выставление отметок, запись и пояснение домашнего задания

Таким образом, исследовательская деятельность воспитывает интеллектуальный подход к решению любой проблемы, делает ученика внимательнее, спокойнее, конструктивнее. Такая деятельность развивает речь, пополняет лингвистический багаж, совершенствует, обогащает лексику, формирует коммуникативную компетентность. Учит умению описывать проблему, находить способы ее решения, докладывать полученные результаты слушателю. Она учит деликатно вести научный спор, научную дискуссию, вежливо и уважительно выслушивать оппонента, принимая или не принимая его точку зрения, уважать себя, других и сам интеллектуальный труд. Навыки исследовательской деятельности развивают у учащихся начальных классов познавательные и творческие способности, а также личные качества, способствующие успешной научно-исследовательской работе.






See also:
Яндекс.Метрика