Формирование познавательной активности у участников образовательного процесса


Тема: «Формирование познавательной активности участников образовательного пространства».

Составила учитель начальных классов Седлецкая Раиса Петровна

МОУ «Желанновская СОШ»

«Новое надобно созидать в поте лица, а

старое само продолжает существовать и твердо

держится на костылях привычки.

Новое надобно исследовать; оно требует внут-

ренней работы, пожертвований…».

А. Герцен.

Результатами деятельности школы являются ключевые компетентности.

А.В.Хуторский выделяет семь ключевых компетентностей:

-ценностно-смысловая компетентность,

-общекультурная компетентность,

-учебно-познавательная компетентность,

-информационная компетентность,

-коммуникативная компетентность,

-социально-трудовая компетентность,

-компетентность личностного самосовершенствования.

Формироваться ключевые компетентности начинают в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, продолжают развитие не только в основной и старшей школе, но и в профессиональном учебном заведении.

С каждым учебным годом мы замечаем, как понижается учебно-познавательная деятельность учащихся, с каким нежеланием ребята приходят к нам на уроки и с таким же нежеланием решают учебные задачи. Поэтому я сегодня хотела бы поговорить об учебно-познавательной компетентности.

Учебно-познавательная компетентность – готовность ученика к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умении отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.

Всем нам известно, что мы должны суметь «научить детей учиться». В свое время я четко уяснила, что уроки надо выстраивать на решении проблемных ситуаций — и это главное, но как должен чувствовать себя в этом процессе каждый ребенок, честно говоря, не имела представления. Ведь поставив определенную задачу перед ребятами всего класса ( а у каждого из них свой уровень обученности, обучаемости, развития и т. д.), не каждый ребенок сможет ее решить. И снова получается, что кто-то из ребят будет просто присутствовать на уроке, естественно он не будет вовлечен в учебный процесс. Ему будет неинтересно, так как он ничего не понимает. О каком же формировании учебно-познавательной компетентности может идти речь? Как же привлечь ребенка в учебный процесс?

Мы должны выстроить урок так, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя значимым, смог раскрыть себя на своем уровне развития. Вот тогда у них появится

интерес к учебной деятельности, будет расти познавательная активность.

Познавательная активность – это ценное и сложное личностное образование школьника. Проявления его в каждом последующем возрасте шире, богаче; они оказывают влияние на продуктивность обучения и учения, на активизацию всей учебной деятельности. Ценность урока чаще всего определяют через активность учащихся. Познавательную активность можно считать подготовительной ступенью самостоятельности.

Весь учебный процесс зависит от познавательного интереса, который является важнейшим побудителем любой деятельности учащихся. От интереса зависит и продуктивность овладения знаниями.

По уровням развития компонентов учебной деятельности мною была составлена характеристика учащихся 2 класса, 2009учебный год, (см. приложение).

И что же мы видим? В основном у ребят преобладает ситуативный учебный интерес, не все ребята принимают практическую учебную задачу, не могут адекватно оценить себя, у них еще не сформирован уровень самоконтроля. Но не будем забывать, что это только 2 класс. По таблице я вижу, какие компоненты учебной деятельности уже у ребят сформированы, и продолжаю над ними работать.

Для формирования учебно-познавательного процесса я решила в ходе работы применять уровневую дифференциацию.При уровневой дифференциации, обучаясь в одном классе, по одной программе и одному учебнику, школьники усваивают материал на различных уровнях. Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения: явном выделении обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Мы должны четко видеть результат, который мы ожидаем от ребят после выполнения различных видов работы.

Работая по уровневой дифференциации с ребятами моего класса, я смогла повысить познавательный интерес у слабых ребят и предоставить возможность развивать творческий потенциал сильных учеников.

Сначала уровневую дифференциацию я применяла на этапах закрепления, четко объясняя ребятам, чем одно задание отличается от другого, предоставляя им выбор.

Например: по математике

1вариант. 2вариант.

562 + 129 307 + 169 = 506

605 + 98 498 + 86 = 584

362 — 191 301 – 72 = 229

1вариант – найди значения выражения.(1действие – решить).

2вариант – проверь, правильно ли выполнены действия, исправь ошибки.(3действия – реши, сравни, вывод). Со временем ребята сами смогут проанализировать, какое задание легче или сложнее.

Такую работу я начинала вводить с 1 класса.

В 3 классе к этапу закрепления добавляется этап домашней работы и этап изучения нового материала. Предлагаю детям разный объем содержания и разные способы овладения этим содержанием.

На этапе домашняя работа предлагаю выполнить по выбору 2 – 3 задания. Самое главное на следующий урок проверить такое задание, узнать , где ребенок затруднялся и причину затруднения.

На этапе изучения нового материала я поступаю так:

Например, на уроке русского языка при изучении темы «Способы образования имен существительных».

1вариант. 2вариант.

чайник

беспорядок

пароход

кафе — мороженое

1вариант – разберите слова по составу.

2вариант – придумайте слова к данным схемам.

Проверка выполненной работы:

Называют способы образования слов.

Где испытывали затруднения? Почему? Выявляем, чего не знаем, и над чем будем работать.

На каждом этапе урока я даю ребятам разноуровневые задания.

Некоторые задания я предлагаю на самостоятельный выбор, некоторые – конкретным ребятам. Уроки при таком построении получаются более продуктивные, интересные для всех ребят. Все ученики незаметно вовлекаются в учебную деятельность.

На сегодняшний день я обучаю ребят умению постановке индивидуальных целей обучения на уроке. Раздаю ребятам листочки, предлагаю всем записать цель урока для себя, над которой они будут работать. Каждый записывает себе цель после вывода темы урока. В конце урока ребята берут листочки, читают поставленную цель и вслух комментируют: достигнута ими цель или нет, и почему.

При уровневой дифференциации обязательно перед выполнением любого задания конкретно ставить задачи: зачем выполняем то или иное задание – дети должны знать, какие учебные задачи они решают.

В завершение хочу сказать, что более важная задача для каждого учителя – найти в каждом ребенке то особое ценное, что поможет устранить пробелы в его развитии и воспитании.






See also:
Яндекс.Метрика