Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и о


Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах.

Сегодня дети живут и развиваются в условиях быстро меняющейся жизни, и от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики выросли именно такими людьми, чтобы каждый из них стал активной, творческой личностью.

Изменились требования не только к выпускникам школы, но и к тем, кто только собирается сесть за школьную парту. Учащимся начальных классов, чтобы усвоить современные учебные программы, помимо развития общеучебных умений и навыков, необходимо развитое творческое мышление, способность к самостоятельной учебной деятельности, саморегуляции, рефлексии. Поэтому в деятельности учителя начальных классов на первый план выходит задача формирования познавательно-творческой активности.

В качестве приоритетов образовательной политики Концепция модернизации российского образования называет достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования, которое неразрывно связано с формированием познавательной сферы учащихся.

Сейчас главное – научить ребенка самостоятельно приобретать знания, научить его учиться, сформировать потребность в постоянном пополнении собственного интеллектуального багажа. Достичь этой цели возможно, если сформировать у детей с детства познавательный интерес и познавательную активность. Познавательная активность должна стать движущей силой личностного роста и развития детей – таковы требования времени!

Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Перед современной школой ставится задача воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей. Формирование этих качеств начинается в начальной школе и является базовым для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения.

   Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности, так как процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.

По данным психологических исследований, 90 % детей приходят в школу с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, но уже к концу 1 класса у 50 % школьников снижается мотивация. Из-за неудач, разочарований понижается уровень самооценки школьников.

Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности. 

       Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность приближается к нулевому уровню.

В процессе работы по формированию познавательной активности идет развитие важнейших для младшего школьника компетенций.

Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Информационная компетенция. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями.

Коммуникативная компетенция. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

 Необходимо отметить, что формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Использование в работе с детьми конкурсов разного направления, интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.

Целью обучения системы Л.В. Занкова является оптимальное общее развитие каждого ребенка. Я считаю, что для успешности младшего школьника в познавательной деятельности мне, как учителю, необходимо заниматься именно общим развитием ребенка.

Основной целью работы учителя по формированию познавательной активности учащихся начальных классов через участие в различных олимпиадах и конкурсах является создание следующих условий:

1) информированность учащихся и родителей о прохождении конкурсов;

2) вариативность предлагаемых конкурсов по направлениям и степени сложности;

3) создание ситуации успеха;

4) яркий пример;

5) уверенность учащихся в своих силах;

6) тесное сотрудничество педагога и родителей;

7) позитивная оценка деятельности учащихся педагогом, родителями, одноклассниками;

8) наглядность результатов.

При выполнении данной работы перед учителем встают следующие задачи: — способствовать общему развитию детей;

— формировать самостоятельность и культуру мышления учащихся;

— развивать их умения и навыки;

— совершенствовать развитие личности ребенка поступательно;

— найти зону успешности для каждого учащегося;

— развивать коммуникативные способности учащихся.

Ежегодно ученики нашей школы имеют возможность принять участие в различных конкурсах и олимпиадах.

При выборе конкурса необходимо учитывать разносторонние интересы детей и их способности. Главным принципом участия должна являться добровольность, ребёнок сам должен захотеть и выбрать тот конкурс, который ему понравился. Учитель может аккуратно направить, но не навязывать.

Поэтому я предлагаю своим ученикам разные виды конкурсов: не только интеллектуальные, но и творческие, ведь здесь тоже необходимо собрать информацию, изучить новые способы, познакомиться с технологией. Стараюсь заранее давать информацию о прохождении конкурса, чтобы было достаточно времени для подготовки. Для младших школьников большую роль играют родители, и учителю нужно сделать их единомышленниками. Поэтому, на родительских собраниях я постоянно уделяю внимание этому вопросу: рассказываю о предстоящих и обязательно подвожу итоги прошедших конкурсов, готовлю презентации, поздравляю с успехами детей, подчёркиваю динамику. Для того чтобы у детей загорелись глаза и не пропал интерес необходимы яркий пример, уверенность учащихся в своих силах, позитивная оценка деятельности учащихся педагогом, родителями, одноклассниками, наглядность результатов и создание ситуации успеха. Конечно, не стоит сразу принимать участие в очень сложных конкурсах и олимпиадах. Чтобы утвердить уверенность ученика в своих возможностях необходимо оценить уже само участие. Ведь для слабого ученика участие – это своеобразная победа. Когда первый раз ученик нашего класса занял призовое место на городском конкурсе, принёс в класс грамоту и приз, у других появился яркий наглядный пример. А когда в классе появилась первая медаль, активность ребят резко возросла. Каждой победе одноклассника мы адресуем поздравления и громкие аплодисменты. Все достижения мы вывешиваем на стенд, который обновляется по мере появления новых грамот и дипломов. Каждый ученик ведёт порфолио достижений. Периодически мы подводим итоги и определяем самого активного ученика. В качестве примера работы по формированию познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах подведу итоги своего класса. Сейчас мои ученики осваивают программу третьего класса.

олимпиады

участие

результаты

школьные

15

7 призовых мест

Городские (интеллектуальная игра)

4

2 место по лит.чтению

3 место по математике

«Математика» (РОЦ «Дарование»)

13

4 призовых места

НИИ педагогики и психологии. Интеллектуальный клуб «Радиус»

8

2 призовых мета

Городская олимпиада по безопасности дорожного движения

1

«Интеллектуал» (РОЦ «Дарование»)

1

1

«Читаем сами» (РОЦ «Дарование»)

3

2

«Русский язык» (РОЦ «Дарование»)

13

2призовых места

2 похвальных листа

Научно-практические конференции

— школьная НПК — участие 11человек.

Открытая научная конференция молодёжи и студентов «Молодая инновационная Чувашия: творчество и активность» 1 место. 2012г.

— Региональный этап VIII Российского Конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников « Я — исследователь». 1 место. 2012г.

— VI Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников « Я- исследователь». 2 место. 2013года.

— Российский образовательный центр «Дарование» — абсолютный победитель. 2012 год.

Мои ученики приняли участие в школьных, городских, интернет – конкурсах, конкурсах, которые проводят Развивающий центр школьников и дошкольников «Совёнок», Российский образовательный центр «Дарование», НИИ педагогики и психологии (Интеллектуальный клуб «Радиус»)… В этом году мы на весь класс оформили годовую подписку газеты «IQ 200», в которой большое внимание уделяется интеллектуальному марафону, олимпиадам и конкурсам. Что тоже способствует формированию познавательной активности. Ребята с большим интересом выполняют задания, обсуждают, бегут в библиотеку, пользуются интернетом, радуются, когда видят в газете фотографии и фамилии своих одноклассников среди победителей.

Результаты участия в конкурсах:

— 2 место в городском конкурсе детского прикладного творчества «Мой помощник-светофор» 2010г.

— 3 место конкурса технического творчества «Пусть ветер творчества наполнит паруса» 2011г.

— 1 место и 2 место в городском конкурсе поздравительных открыток, посвящённом Дню защитника Отечества. 2013г.

— Диплом победителя конкурса «Русский медвежонок»- языкознание для всех.2012г.

-Лауреат Всероссийского конкурса «Лучший ученик 2011-2012».( Всероссийский Интернет- портал для школьников, педагогов и родителей МИНОБР. ОРГ,)

— 1 место. Всероссийская викторина «Русский –играючи». 2012 (ЦДМ Фактор Роста)

— 1 место. Всероссийская викторина «Математический турнир».2012г.

— Лауреат Всероссийской дистанционной олимпиады по математике «Математический калейдоскоп» для 1-4 классов. 2013г.

— НИИ педагогики и психологии (Интеллектуальный клуб «Радиус») 2012год: 25 конкурсов, 10 призовых мест, 3 лауреата.

— Развивающий центр школьников и дошкольников «Совёнок» 2012год: 21 конкурс, 5 призовых мест.

— Российский образовательный центр «Дарование» 2012 год: 18 конкурсов, 8 призовых мест, 4 лауреата.

марафоны

— V Интеллектуальный Марафон «Радиус». 1 место.

— VI Интеллектуальный Марафон «Радиус». 2 место.

— Всероссийский марафон «Знание-сила» Соревнование: «Большая олимпиада» 3 место. 2012г. на Дистанционном Образовательном Портале «Продлёнка»

— Всероссийский марафон «Знание-сила» Соревнование: «Творческая мастерская» стихотворение 1-4 классы.2 место. 2012г. на Дистанционном Образовательном Портале «Продлёнка».

Хорошее влияние на развитие интереса учащихся оказывает игра-конкурс «Русский медвежонок» и «Кенгуру». Они не только выявляют наиболее одаренных детей, но и стимулируют значительное количество младших школьников к познавательной деятельности. В этих конкурсах участвует почти весь класс.

Показателями познавательной активности являются: прилежание, стабильность, осознанность учения, творческие проявления, самоорганизация, самооценка, интерес, желание работать с дополнительной литературой, самостоятельность при решении учебных задач и во внеурочной деятельности. Ребята моего класса хорошо учатся. Надеюсь, что их познавательная активность будет расти и поможет им в будущем.






See also:
Яндекс.Метрика