Формирование познавательного интереса на уроках русского языка


Михеева Н.Н., учитель начальных классов

Казьмина С.В., учитель русского языка и литературы

Формирование познавательного интереса на уроках русского языка

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы — резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Русский язык считается одним из трудных школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности — познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Для того чтобы детям хотелось получать знания по русскому языку, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков русского языка, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к русскому языку, что способствует повышению качества знаний по предмету.

Важную роль в решении этой проблемы отводят занимательности. Занимательность — прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся.

Использование занимательного материала на уроках русского языка для формирования познавательного интереса младших школьников будет эффективным, если:

— учитываются возрастные особенности школьников;

— используются различные виды занимательного материала на уроках ;

— разработаны конспекты уроков русского языка и презентации с использованием занимательности.

Занимательный материал — материал, необходимый для развития интереса к предмету, для привлечения внимания детей к уроку. К занимательному материалу относятся: загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, и другие.

Известно, что «если посмотреть на характер познавательного интереса на уроках русского языка, то учащиеся больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети, в спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. Это обусловлено психологической особенностью таких учащихся и естественным инстинктом человека самоутвердиться. Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. Увлекательный материал, тщательно подобранный и органично встроенный в структуру урока, способен значительно повысить детскую активность и позволяет строить урок, опираясь в первую очередь на непроизвольное внимание детей и способствуя формированию внутренней положительной мотивации в рамках учебного процесса.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде картинок, фотографий, видеофрагментов. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Проблема познавательной активности — одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием? Поставленной цели можно достичь разными средствами. Нельзя допускать скуки и однообразия на наших уроках. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение ребёнка, которое, в свою очередь, достигается с помощью стимулов.  Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке.  Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока. Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.

Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию обучающихся.

Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка должна стать исследовательская работа обучающихся. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода я направляю деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками.

Формирование познавательного интереса на уроках русского языка продолжается и в основной школе. Сегодня учителя все чаще в практике работы используют нестандартные уроки. Необычность таких уроков активизирует деятельность учащихся, развивает интерес к предмету, усиливает мотивацию обучения, воспитывает творческую личность.

Творчество – самый могучий импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами ученики не ощущают в себе присутствия гениальности. Задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом.

В 5-м классе я начинаю уроки русской речи с экскурсии в природу. Природа – прекрасная книга, которая открывает глаза на окружающий мир, доставляет радость тому, кто умеет читать ее.

В течение недели, перед первой экскурсией, идет небольшая подготовка: прошу ребят встать и подойти к окну, увидеть и удивиться. Потом они напишут о том, что увидели, чему удивились, или в стихах, или в прозе.

В экскурсии в природу участвуют все учащиеся. Мы наблюдаем красоту осеннего леса и выясняем, как можно передать ее словами: подбираем эпитеты, слова соединяем в предложения, делаем устную зарисовку «Осенний лес». Возвращаемся в класс, и каждый из учащихся пишет свое впечатление.

Сегодня, когда одной из важнейших задач нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, уроки русского языка не могут оставаться просто уроками правописания. У учителя есть богатейшие возможности для того, чтобы сделать их уроками нравственности, добра, красоты. Это описание любимого животного, любимой игрушки. При этом ученики должны иметь в виду, в каком стиле будет проводиться описание. Пробую такую форму работы, как семинар. На уроке русского языка в среднем звене я применяю дидактические игры, т.к. это один из видов творческой деятельности учащихся. Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они вовлечены в игровую ситуацию. Используя в своей работе нестандартные уроки, все больше убеждаюсь, что это интересная форма работы с учащимися.

Приятно видеть около себя заинтересованных, деятельных ребят в подготовительный период и счастливых, довольных после удачного проведения.

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих перед нами как учителями, является создание условий для формирования познавательной активности учеников.

Литература

 Талызина, Н.Ф. Фоpмиpование познавательной деятельности младших школьников- М.: Педагогика, 1988

Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе — М.: Просвещение, 1979.






See also:
Яндекс.Метрика