Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания


Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории Рудометова О.В.

Определяйте значение слов и Вы избавите мир от половины его заблуждений.

Рене Декарт

Начать мне хочется с выдержек из книги «Афоризмы и размышлизмы» народного учителя Юрия Ивановича Латышева:

«…современные средства обучения (есть хорошо забытое старое, но понятно, что в новых условиях …» ;

«…чужой опыт перенять нельзя, задача извлечь из опыта идею».

Кто-то сегодня, возможно, ее извлечет, кто-то дополнит, так как каждый из нас работает на уроках с терминами и понятиями.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Системно — деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов истории и обществознания в новых стандартах обучения указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей, использование элементов причинно-следственного анализа.

В связи с этим особую актуальность приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Работа с понятийным аппаратом, проводимая преподавателем в системе и в ходе всего учебного процесса, позволит сформировать прочную основу для понимания и изучения предмета в целом, а также способствовать формированию политической культуры учащихся.

Не случайно Л. Выготский подчеркивал, что сознание базируется на понятийном мышлении: «образование понятий раскрывает перед подростком мир общественного сознания и приводит с неизбежностью к интенсивному развитию и оформлению…психологии и идеологии». Специалисты же считают, что «обучение понятиям – первейшее дело, касающееся всех учителей» (Стоунс.Э., «Психопедагогика»).

Быстрый рост понятийного аппарата практически любой науки связан с расширением границ человеческого знания, отсюда и востребованность для общества людей с пониманием происходящих событий, а также умением самостоятельно решать различного рода проблемы, приобретать новые знания.

Необходимость обучения владению понятийным аппаратом определяется и прохождением государственной итоговой аттестации: ГИА и ЕГЭ, где учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией. Задания на выявление существенных признаков понятий есть по обществознанию: 11 класс (В-2,В-4,С-5), 9 класс (В-1); по истории: 11класс (В-4,В-5), 9 класс (В-5, 8). Знание терминологии требуется и в заданиях части А.

Как известно, одним из главных итогов работы учителя является успешная аттестация учащихся, что доказывают и результаты итоговой аттестации моих выпускников.

Таким образом, нет дальнейшей необходимости доказывать какую важную роль играет овладение учащимися понятийным аппаратом, в том числе и для дальнейшей жизни. Задача ясна, но ее осложняет целый ряд обстоятельств:

— большое количество понятий, предлагаемых для запоминания;

— многие понятия используются достаточно редко, часто даже в следующем учебном году;

— небольшой словарный запас у большинства учащихся и другие.

Несоответствие уровней владения понятиями учителем и учениками – одна из основных проблем обучения. Многие учащиеся не понимают абсолютной зависимости глубины приобретаемых ими исторических знаний от уровня их владения понятийным аппаратом. Отсюда следует, что для учителя очень важно работать в русле формирования мотивации к овладению специальной терминологией, в противном случае ученики не в состоянии усвоить предлагаемую программу по предмету. Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.

В 2012-2013 учебном году наша школа стала пилотной по введению ФГОС ООО, соответственно и работа ведется по новым учебникам. Проведя сравнительный анализ учебников по курсу всеобщей истории «История древнего мира» (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, издательство «Просвещение»), обратила внимание, что содержание материала осталось прежним, а вот формулировка ряда вопросов и заданий изменилась, «номером один» стали вопросы такого характера: объясни значение слов, что отсутствовало в прежнем издание. Кстати, 14 марта 2013 года, издательство «Просвещение» в целях оказания методической поддержки педагогам, реализующим ФГОС НОО и ООО проводило серию интернет-семинаров по системам учебников и учено-методическим комплексам, где речь шла о преподавании отечественной истории по линии Александра Анатольевича Данилова и был отмечено, что содержание также осталось практически прежним, а вот формулировка заданий и вопросов претерпела изменения, речь шла и о расположении в учебнике новых слов, понятий, отмечено было, что сейчас расположены сразу после параграфа, но неплохо сделать также и в конце учебника. Конечно, понятно, что и прежде без объяснения значения новых слов не обходились, так как самостоятельная работа, объяснение учителя будет представлять для учащихся тогда сплошную абракадабру.

Хочется отметить, что в учебнике, по истории Древнего мира, представлены разные виды заданий для формирования понятийного аппарата: словесное описание — выделение признаков; описание по рисунку (родовая община – что представлено на первом плане, что изображено на втором плане), здесь, кстати, уместно использовать в работе прием «Выглядит, как… звучит как…»; работу с понятиями можно построить через красочное эмоциональное объяснение, выделяя существенные признаки; через представленные вопросы на сравнение ( в чем различие между копьем и гарпуном, и т.д.).

Как уже было отмечено выше, многие понятия используются редко, часто даже в следующем учебном году, поэтому механическое зазубривание редко приводит к хорошему результату, как запомнить сознательно, «отложить» в долгую память, здесь, как мне кажется, нет универсального приема и способа. Для каждой ступени обучения, уровня обучаемости отдельного ученика, педагогического мастерства учителя будут свои формы и приемы работы по формированию понятийного аппарата.

Определить понятие — значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Определение понятия — это процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысла и значения. Определением понятий называют логическую операцию, которая раскрывает сущность понятия либо проясняет (устанавливает) значение термина.

На мой взгляд, важно то, что в наших учебниках по истории и обществознанию далеко не всегда то содержание, которое представлено, понятно учащимся, тем более, что порой содержание зависит от времени, исторической обстановки, места употребления и может основательно меняться. Возьмем термин «культура». Собственно слово «культура» возникает в древнеримскую эпоху. Этимологически слово «культура» восходит к латинскому colere, означавшему «возделывание, обработка», до сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.); в более поздней форме которого — cultus — появляется новое значение «почитание». Новое, расширенное понимание слова «культура» встречается у римского оратора и философа Цицерона, который видел в термине «культура» смысл cultura animi, т.е. «возделывание, воспитание души». В XVIII веке для европейцев культура приобрела духовный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, консерваторией, оперным театром и хорошим воспитанием. В XX веке антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение – система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются взаимодействия людей. Сейчас уже существует свыше 500 определений слова культура.

Изменения в содержании происходят и после каких-либо событий в истории, и при постоянном обогащении новыми терминами (пассионарность, ментальность и т.д.) Как же работать над понятийным аппаратом?

Как вариант предлагаю следующий алгоритм:

обращение к этимологии слова; культура

выстраивание ассоциаций; оперный театр, прекрасная лит-ра, хорошее воспитание

выделение существенных признаков (признака); комплекс, включающий убеждения, ценности, выразительные средства, общие для какой- то группы, усвоенные человеком

сравнение (если возможно с другими понятиями, выделение общего и отличия, использование литературных приемов: подбор антонимов, синонимов); искусство

выстраивание логических взаимосвязей (построение предложений, содержащих информацию о понятии), приведение конкретных примеров. Культура – сложная система, создававшаяся тысячами поколений.

Пример: монархия

1.в переводе с греческого «mono» — один, « archia» — власть.

2. король, наследство, тиран.

3. единоличный правитель, передача власти по наследству.

4. монархия и республика

5. Существуют различные виды монархии: парламентская, дуалистическая и др.

Примером формирования всех видов УУД можно служить учебная деятельность по усвоению  понятий. Понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. Об этом замечательно писал выдающийся российский психолог Василий Давыдов — основатель деятельностного подхода в отечественном образовании. За каждым понятием можно восстановить способ его порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели,  схемы, системы знаний, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер. Если учитель, работая с определенным предметным  историческим понятием, передает учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый преподавателем способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием, с моделью или схемой к разным предметным областям, как и представленный мной алгоритм. Метапредметный подход позволяет не запоминать, а промысливать прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия.

   Работу по усвоению понятий можно сделать интересной и увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом, используя различные приемы и формы работы.

Я приведу приемы, которые на мой взгляд наиболее эффективны, причем их использование зависит от возраста, уровня класса, методики работы учителя, этапа введения, закрепления, контроля за понятийным аппаратом.

1. Создание словаря.

(В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении). Возможно создание словаря по определенной теме, используя сквозной подход. Пример, тема «экономика» включает все термины, связанные с данной темой на протяжении развития.

2. «Эскалатор» – групповая форма изучения терминов. Историческая цепочка, может проводиться с целью вспомнить все термины по заданной теме.

3. Тестовые задания различного вида, в том числе и в формате ГИА и ЕГЭ.

Использование заданий с пропущенными в тексте понятиями направлено на формирование у школьников умения понимать и связно излагать учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на этапе формирования понятий, при проверке знаний слабоуспевающих учеников.

а) Учитель подбирает текст, исключает из него понятия и предлагает вставить пропущенные слова.

б) Тест – дописать предложение. Полюдье – это …

в) Выбрать правильный ответ. Учитель дает 4-5 вариантов ответа, один из которых правильный.

г) Тест – найдите соответствие.

д) Задание на обобщение группы понятий. Даны слова, определить, что между ними общего. Например: федерация, конфедерация, содружество; общее – это формы национально-государственного устройства и т.д.

4. Активные формы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение понятий, развивают логическое мышление, вызывают живой интерес к предмету.

а) Составление кроссвордов, ребусов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда, ребуса. При составлении или решении кроссворда, ребуса запоминается правильность написания, что встречается и в олимпиадных заданиях.

б) Игра-домино. Составляются карточки, учащийся должен за определенное время (или если в паре работает, кто быстрее составит цепочку) собрать последовательно все карточки и замкнуть их. Должен получиться прямоугольник.

в) Аукцион знаний ( лучше использовать в классе примерно с одним уровнем развития). Учитель или учащийся называет термин, кто из учащихся первым поднимет руку, дает определение. Если определение дано верно, ученик получает карточку с термином, если нет, учитель оставляет термин и через несколько терминов может его снова назвать. Игра продолжается 3-5 минут.

г) Историческое лото. Учащимся дается поле, размеченное на 20 прямоугольников, в которых вписаны термины и дается 20 карточек с определением терминов. Задача учащихся быстро и правильно разложить карточки на игровое поле лото.

д) Создание кластеров. Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

е) Создание синквейна. Могут использоваться в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Государство: (Заголовок)Независимое, правовое.(Два прилагательных)Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)Защита. (Резюме)

Игровые формы обучения – это как правило всегда высокая активность учащихся:

Игра «Слова», «Почта» — кармашки по темам.

Цель: формирование устной речи, а также умения классифицировать объекты.

Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия.

Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы.

Объяснить смысл понятий.

Игра «Что лишнее?»

Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.

Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы.

2.Определить, какое слово в группе лишнее.

Арьлом. Оравп. Дьолжоме. Икатэ.

Мораль. Право. Молодежь. Этика.

Игра «Контраргумент»

Называется понятие и учащийся начинает его описывать, задача остальных — привести доказательства того, что при данном описании можно представить другое понятие, до тех пор пока контраргументов больше не будет.

Политическая партия и политическое движение:

Партия — это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в её осуществлении; Политическое движение – организация, представляющая солидарную активность граждан, направленную на достижение какой-либо значимой политической цели.

Чем политическая партия отличается от политического движения?

     1) Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и менее определённа; 2) цели намного уже и конкретнее => в движениях могут участвовать люди, отличающиеся друг от друга политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели => массовый характер движения; 3) в движениях отсутствует единая программа и устав; 4) движение не имеет сильного центра, единой структуры, дисциплины => основой движения является солидарность и добровольность их участников; 5) движение отличается непостоянством участников; 6) движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, её не добиваются.

Формы монополий.

Организация “исторического театра” для закрепления понятий, средствами пантомимы учащиеся показывают значение понятия, остальные его угадывают и дают определение.

Создание юмористических рисунков по определениям понятий.

Для «сильных» учащихся можно предложить более сложные задания проблемного характера, требующие обобщений, анализа:

5. Провести анализ понятий.

а) Подчеркнуть главные существенные признаки и второстепенные.

б) Из готовых вариантов выбрать существенные и случайные признаки.

6. Построить схему. Примеры: Расположить предложенные понятия по порядку, например: форма правления, политический режим, монархия, республика, демократический, парламентский, унитарное, федерация, форма государства, форма национально-государственного устройства.

Форма государства

форма правления

политический режим

форма национально-государственного устройства

монархия

республика

демократический

унитарная

федерация

парламентский

Найти структурообразующее понятие:

Ответ: виды безработицы.

Конструирование понятия: Из приведенных слов составить обществоведческое определение:

Уровень развития, более совершенный, менее совершенный, переход ( уровень развития от менее совершенного к более совершенному — прогресс)

7. Создать схему, отражающую взаимосвязь и различие понятий. Пример: взаимосвязь и различие морали и права, ответ: понятие «мораль» шире, чем понятие «право», они имеют область «перекрытия», система права может содержать законы, не согласующие с моральными принципами.

Право

МОРАЛЬ

8. Проблемно-поисковое изучение терминов. Учащиеся сами, при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь, наиболее точное определение. Например. Учитель называет раздробленность: «Что такое раздробленность? Затем использую карту, попытаемся дать ответ, учитель записывает на доске ответы учащихся и задает другие уточняющие, наводящие вопросы. В результате рассуждений получается ответ. Сравниваем. А как в словаре?

Встречается ли этот термин в других предметах?

Уровень обучаемости учащихся играет большую роль в обучении, поэтому при формировании понятийного аппарата дифференциация форм работы по уровням сложности порой просто необходима. Виды заданий различны. В 5-9 классах можно предложить:

I. уровень сложности.

Создание словаря терминов по определенной теме. «Почтовые ящики».

2. Тестовые задания (выбрать правильный ответ, найти соответствие при отсутствии лишнего и т.д.). Например, выписываются несколько терминов (не менее шести, но не более 12-15), а ученик должен распределить их по темам. Например: аскет, рыцарь, трехполье, оброк, турнир, монах, икона, замок. Задание: выпишите термины, относящиеся к сословию феодалов, духовенства, крестьянства.

3. Карточки – задания, например: записать определения, по которым ученик должен определить термин. « Третий лишний» и т.д.

II. уровень сложности.

Кроссворды, ребусы.

Дуэль. Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий. Пример: Преступление – наказание, Виновность – юридическая ответственность.

Тестовые задания (дописать, заполнить пропуски, найти соответствие, выбрать правильный ответ, но здесь задание более сложное, пример: какое социально-экономическое понятие в настоящее время уступило место понятию «устойчивое развитие» и варианты ответов: прогресс, ускорение, модернизация, реформизм, и конечно, другие виды заданий).

Карточки-задания. Например, на карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме.

III. уровень сложности.

Задания на обобщение группы понятий.

Конструирование понятия.

Построение схем.

Наличие в кабинете интерактивной доски позволило бы расширить возможности учителя и учеников для работы по изучению терминов и понятий, но эта возможность есть пока не во всех школах. Для работы с интерактивной доской программа SMART Notebook представляет много возможностей.

Приведенные примеры заданий по устранению терминологической неграмотности учащихся, конечно же, не исчерпывают всех возможностей работы учителя в этом направлении. Главное их достоинство в том, что они довольно таки просты в применении, и в то же время позволяют рассчитывать на неплохой результат даже в слабом классе.

Усвоение понятий — сложный и более или менее длительный процесс, включающий в себя ряд этапов. Различие между ними характеризуется теми действиями, на которые опирается овладение понятием и которые оказываются неодинаковыми на протяжении всего пути усвоения понятия. Как показали исследования Гальперина, овладение понятием совершается успешно тогда, когда эти действия в основном таковы:а) практические действия, которые могут выполняться не только с предметами, охватываемыми данным понятием, или их изображениями, но и с письменными словесными обозначениями тех признаков, которые существенны для данного понятия,б) действия «в плане громкой речи», т. е. называние этих признаков вслух,

в) действия «в уме», или называние соответствующих признаков «про себя».

Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса. Я считаю, что использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.

Задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить учеников работе с понятийным аппаратом, а заинтересовать их, пробудить у них интерес к изучению понятийного аппарата. Ведь процесс обучения — это встречный процесс. Необходимо направить усилия на формирование у учеников своей гражданской позиции по вопросам, рассматриваемым в рамках любого предмета. Ученики должны не просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение по отношению к этим понятиям.






See also:
Яндекс.Метрика