Формирование положительной мотивации учения у обучающихся на уроках русского языка


Формирование положительной мотивации учения на уроках русского языка

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

Предмет “Русский язык” является достаточно сложным для усвоения младшими школьниками. Возникает проблема – как построить урок, чтобы ученику эти знания были интересны, чтобы они были для него значимы.

Одно из направлений – это использование современных образовательных технологий. Все большую реализацию на уроках русского языка получает технология развития критического мышления (ТРКМ).

Данная технология позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний происходит на уроке в процессе постоянного поиска. На уроках в ТРКМ коренным образом меняется роль учителя. Он уже не является основным источником знаний, он координирует деятельность учащихся, строит урок так, чтобы у учащихся возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Для этого учитель сталкивает различные суждения обучающихся, создает условия, которые побуждают принимать самостоятельные решения, дает возможность самостоятельно делать выводы. Ученик выступает как активно, ответственно, осознанно действующий участник процесса обучения, он имеет право высказать свое мнение без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: вызов, осмысление, рефлексия. Первая стадия позволяет актуализировать и обобщить знания обучающихся; вызвать устойчивый интерес к теме; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, проблемная ситуация, составление кластера, корзина идей, цитата героя. На данной стадии происходит формирование мотива. На уроке во втором классе по теме “Правописание и значение суффиксов” использованы следующие приемы: кластер, фишбоун, синквейн.

Данную технологию сложно использовать на всех уроках, эти уроки требуют тщательной подготовки.

На уроках в первом классе целесообразно использовать занимательный материал, ходе игры активизируется мышление, внимание, память и формируется устойчивый интерес к предмету. Уроки письма в первом классе должны иметь четкую структуру, каждый этап урока должен иметь цель, которая проговаривается учителем и детьми. Когда ребенку понятно зачем и что он делает, не возникает противоречий. Он выполняет все задания осознанно.

Очень важно на уроках использовать следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

3) рефлексия,

4) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, установление противоречий; занимательность, через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки.

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тема: Правописание и значение суффиксов.

Место урока в теме: обобщение знаний.

Цели урока: систематизировать знания о значении суффиксов, развивать навыки правописания суффиксов (-ек-, -ик-, -онок-, -ёнок-, -ость-, -ев-, -ив-) и способы их проверки; развивать критическое мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Приёмы ТРКМ: кластер, фишбоун, синквейн.

Ход урока

Организационный момент.

— Прозвенел уже звонок, нам пора начать урок!

— Определите своё настроение, нарисуйте личико на полях своей тетради. Надеюсь, что урок принесёт вам удовольствие и радость познания.

Проверка готовности к уроку. Запись числа в тетради.

Чистописание.

— Какие буквы у вас написаны в тетради? (С, с)

— Что вы можете сказать о написании этих букв? (состоят из одного элемента, пишутся безотрывно)

— Пропишите строку, чередуя буквы.

— Выберите самую похожую букву на образец, поставьте под ней точку.

— Составьте предложение, в котором все слова будут начинаться на эти буквы.

(Саша сшил себе сапоги. Света смешила Славу. и т.д.)

Стадия вызова.

— Я вам приготовила предмет, название которого начинается тоже с этой буквы. Угадайте его, задавая мне вопросы, на которые я могу отвечать «да» или «нет».

(в коробке лежит снег)

Дети приходят постепенно с этому слову.

— Запишите это слово. Давайте образуем новые слова с этим же корнем.

Снег, снежинки, снеговик, Снегурочка, снежный, снеговой.

— Каждое слово мы можем разделить на части. Какие части слова вы знаете?

Заполнение кластера «Части слова»

Части слова

окончание

суффикс

корень

Для изменения формы слова

Для образования новых слов

Общая часть родственных слов

— Какая часть слова помогла нам выполнить задание? (суффикс)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о … (суффиксах)

— Мы с вами собирали коллекцию суффиксов, нам надо разобраться, зачем нужны суффиксы и как их правильно писать.

Запишите тему урока в тетради.

Стадия осмысления.

— Всю информацию о суффиксах мы разместим в схеме «Фишбоун»

Размещаем в «голове» схемы – зачем нужны суффиксы?

1. Словарная работа.

— Первое задание, которое нам поможет разобраться – запись словарных слов. Но у нас нет слов в словаре с суффиксами. Как быть?

— Конечно, мы можем их сами образовать.

— Я вам говорю слово, а вы образуете новое, записываете его в тетрадь.

Декабрь – декабрьский, лестница – лестничный, мороз – морозный, капуста — капустный, машина – машинный.

Проверка правильности записи слов с доски. Исправление ошибок.

— Давайте выделим суффиксы в словах. Что они помогли нам образовать? (имена прилагательные)

Заполняем первую строку схемы.

-ск-, -н- / образование прилагательных от существительных

2. Суффиксы в-, -ив-, —ов-.

— Какие ещё суффиксы помогают образовывать прилагательные? Выберите из коллекции. (-ев-, -ив-, -ов-).

Дописываем их в схему.

— Когда пишем букву и в суффиксе? (если буква в суффиксе ударная)

— Потренируйтесь в записи данных суффиксов в тетради №8 с.66 (тетрадь на печатной основе).

Взаимопроверка.

3. Суффикс –ость-.

— Мы образовывали от существительных прилагательные, а можно наоборот?

— Приведите примеры.

— Используя суффикс –ость-, образуйте новые слова, запишите их.

Гордый – гордость, слабый – слабость, мудрый – мудрость, юный – юность, смелый – смелость.

— Выделите суффикс. Какое значение у этого суффикса? (качество)

Заполняем вторую строку схемы.

-ость- / образование существительных от прилагательных со значением качества

— При написании суффикса –ость- нам нужно знать правило? (нет, мы должны запомнить этот суффикс)

Физкультминутка.

4. Суффиксы ек-, —ик-.

— При написании каких суффиксов мы должны пользоваться правилом? (–ек-, -ик-)

— Вспомните это правило.

— Измените слово. Запишите.

Показываю рисунки.

Кот – котик, ёж – ёжик, платок – платочек, нож – ножик, цветок – цветочек.

Проверка суффиксов.

— Как изменились слова? Какое у них появились значение? (уменьшительно-ласкательное)

-ик-, -ек- / уменьшительно-ласкательное значение

— Какие ещё суффиксы придают слову такое значение? (-ушк-, -еньк-)

Добавляем их в схему.

5. Суффиксы онок-, —ёнок-, —ят-, —ат-.

— Что вы можете сказать об этих суффиксах? (они служат для образования названий детенышей животных)

— Приведите примеры.

— Какое правило помогает нам не ошибаться при написании слов с этими суффиксами?

— Запишите по два слова с каждым суффиксом.

Заполняем четвёртую строку схемы.

–онок-, -ёнок-, -ят-, -ат- / образования названий детенышей животных

6. Закрепление.

— Мы повторили правописание суффиксов, но их в нашей речи очень много. Постепенно вы узнаете их. Для чего нам нужны суффиксы? (читают по схеме ответы)

— Как называется способ образования слов при помощи суффиксов? (суффиксальный способ)

Заполняем «хвостик» схемы – суффиксальный способ образования слов.

— А зачем нам нужно столько суффиксов? (чтобы речь была богатой, красивой, точной)

— Используя данные нашей схемы, выполните работу. Необходимо вставить пропущенные буквы в суффиксы.

Работа индивидуальная по вариантам.

1 вариант: мешоч__к, глуп__сть, рыс__нок, волч__нок, син__нький, игр__вый, дожд__вой, топор__к, стар__сть, низ__нький

2 вариант: комоч__к, верн__сть, умн__нький, час__к, волч__нок, молод__сть, кругл__нький, пол__вой, лен__вый, порос__нок.

Рефлексия.

1.Синквейн.

— Весь урок мы посвятили суффиксам. Своё отношение к ним мы выразим в синквейне. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Первая строка — тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка — что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка — новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

Пример синквейна:

Суффикс

Ласкательный, новый

Образует, помогает, уточняет

Без суффиксов речь скучная.

Образователь

— Молодцы!

2. Подведение итогов

— Нарисуйте своё настроение на полях в тетради.

— Что на уроке вам понравилось больше всего?

3. Домашнее задание.

№ 4,5 с. 68 (тетрадь на печатной основе)

4. Переход к новой теме.

-Давайте вернёмся к словам, которые мы записали в самом начале урока. Пока шёл урок, я вспомнила одно слово – название цветка. Кто догадался? (подснежник)

— Попробуйте, опираясь на кластер, выделить все части этого слова.

(окончание – нулевое, корень – снеж, суффикс – ник)

— Что-то осталось, а в кластере больше ничего нет…

— Кто знает, что это осталось?

— Об этом мы поговорим на следующем уроке.

зачем нужны суффиксы?

-ск-, -н-, -ев-, -ив-, —ов-.

образование прилагательных от существительных

-ость-

образование существительных от прилагательных со значением качества

-ик-, -ек-

уменьшительно-ласкательное значение

–онок-, -ёнок-, -ят-, -ат-, -ушк-, -еньк-

образования названий детенышей животных

суффиксальный способ образования слов






See also:
Яндекс.Метрика