Формирование положительной мотивации у младших школьников


Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников

Любой учитель хорошо знает, дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только своими способностями, темпами усвоения знаний, но и работоспособностью при одной и той же нагрузке. Огромное значение в сохранении высокой работоспособности играет мотивация, интерес ребёнка к тому, что он делает. Каждый учитель знает, что заинтересовать маленького школьника самой учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то результат будет обязательно.

Если активно не формировать у детей интерес к учению так таковому, то уже к концу первого полугодия желание учиться у них резко снижается. Как известно, ребёнок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников, приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учёбе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. В своём педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д.Ушинский отметил «Ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться». Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость «дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения».

Другой известный педагог, Василий Александрович Сухомлинский, утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребёнка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать «школой радости». Радости познания, радости творчества, радости общения.

Учитель должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Поэтому особенно в младших классах учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого нужно знать и использовать в работе все наиболее эффективные формы и средства мотивации школьников.

1.Игра как эффективный приём, активно воздействующий на формирование положительной мотивации.

Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру он познаёт мир.

В начальных классах одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.

Использование творческой игры в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение на уровне эмоционального сознания, что способствует развитию познавательного интереса.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности.

2.Коллективные способы обучения позволяют повысить положительную мотивацию к обучению.

Коллективные учебные занятия – это организация общения в паре, группового общения, общения в парах сменного состава.

Этот вид работы делает урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, даёт возможность многократно повторить материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

В результате таких коллективных занятий ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлечённо, обучаются основным жизненным навыкам:

действенное общение

умение слушать

умение разрешать конфликты

умение работать сообща

воспитание самоуважения

укрепление дружбы в классе

3.Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

Приёмы создания ситуаций успеха:

— преодоление страха (Ничего страшного. Бывает, что у людей не получается.)

— подбадривание ( Ты же можешь.)

— авансирование ( У тебя получится.)

— персональная исключительность (Только у тебя может получиться.)

— усиление мотивации ( Нам это нужно для ….)

— высокая оценка работы (Вот это у тебя вышло замечательно.)

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижения вперёд.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладеть знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

4. Роль отметки в мотивации младшего школьника.

Важное место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети первого и второго классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей.

Отметка выражает и оценку знаний учащихся, и общественное мнение о нём, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. Большинство детей начальных классов получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.

В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал её как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.

5. Поощрение как фактор повышения положительной мотивации к обучению.

Положительные эмоции сопутствуют формированию положительного отношения к обучению. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Психологи пришли к выводу, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворённости, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворённости, вызванное наказанием.

Главный механизм поощрения – оценочный. Этот механизм позволяет ребятам соотносить результат своего труда с поставленной задачей.

В поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребёнка, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.

Поощрение можно классифицировать по средствам выражения:

— мимические и пантомимические (аплодисменты товарищей, улыбка, ласковый взгляд учителя, пожатие руки, учитель погладит по голове).

— словесные (Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо работали!)

— материализованные (флажок на парте, значок «Лучший счётчик», благодарность в дневнике, красивая обложка)

Выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, оттого, насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребёнка к поощрению, от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении.

Поощрение обязывает выполнять следующие требования:

— поощрение должно применяться в системе, объективно;

— наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрения;

— учитывать индивидуальные возможности и развитие детей, их подготовленность;

— идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрений – деятельности.

В результате успешного применения поощрения возрастает положительная мотивация к обучению, возрастает познавательная активность, постепенно увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.

Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов, умело подобранный материал к уроку усиливают интерес учащихся к занятиям у младших школьников, укрепляют желание детей овладеть знаниями и формируют устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.






See also:
Яндекс.Метрика