Формирование положительной мотивации обучающихся к обучению


Бессонова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»

2013 год

«Формирование положительной мотивации обучающихся к обучению»

    Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

         Для современной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена.

         Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.              

        Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

     Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства.

    Работа же по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.

    Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство — причину познавательного интереса.

Учитель использует для этого следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.);4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

    Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:

1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;3) реакция на ошибку, через приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий;4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

   Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.2) необычная форма преподнесения материала. 3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

    Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

        Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Сильный внутренний мотив познавательный интерес

   Познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

      Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно — психические нарушения.

Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению:

совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

выбор средств, адекватных цели;

учет возрастных особенностей школьников;

выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

нестандартная форма проведения уроков;

создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

эмоциональная речь учителя;

использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

применение поощрения и порицания;

вера учителя в возможности ученика;

формирование адекватной самооценки учащихся;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем

эмоциональные:

поощрение;

порицание;

учебно-познавательные игры;

стимулирующее оценивание;

свободный выбор задания;

создание ярких наглядно-образных представлений;

удовлетворение желания быть значимой личностью.

познавательные:

активизация познавательных интересов;

создание проблемных ситуаций;

опора на жизненный опыт обучающегося;

выполнение творческих заданий;

побуждение к поиску альтернативных решений;

использование метода «мозгового штурма»;

использование сравнений, опытов, парадоксов;

экскурс в историю;

использование обучающей интеграции между обучающимися.

волевые:

предъявление учебных требований;

информирование об обязательных результатах обучения;

формирование ответственного отношения к учению;

рефлексия поведения

создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;

прогнозирование будущей деятельности.

социальные:

развитие желания быть полезным обществу;

сопереживание;

создание ситуации взаимопомощи;

поиск контактов и сотрудничества;

взаимопроверка и рецензирование;

заинтересованность результатами коллективной работы.

Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению. Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

        Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

 

                                         Библиографический список

Гатальская, Г. В. В школу с радостью [Текст] / Г. В. Гатальская. — Минск : Амалфея, 1998.

Гин, А. А. Приёмы педагогической техники [Текст] / А. А. Гин. — М. : Вита Пресс, 2003.

Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации [Текст] / Л. В. Гончарик // Начальная школа. — 2004. — № 11.

Краткий словарь современных понятий и терминов [Текст] / Под ред. В. А. Макаренко. — М. : Республика, 1995.

Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. — М., 1998.

Педагогические технологии [Текст] / Под ред. В. С. Кукушина. — Ростов н/Д : Март, 2002.

Чутко Н. Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. – М., 2007.






See also:
Яндекс.Метрика