Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников


Формирование положительной мотивации к учению у первоклассников.

Мотивация первоклассника является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы. Поэтому к изучению мотивации первоклассника необходимо подходить, учитывая данные обстоятельства.

Можно выделить как положительные так и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника. В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребёнка к школе, широта его интересов, любознательность. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких и социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность, неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться, малоосознанны.

Структура мотивационной сферы первоклассника в процессе обучения проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей среды.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

— во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

— во вторых, организацией образовательного процесса;

— в третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.);

— в четвёртых, субъективными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;

— в пятых, спецификой учебного предмета.

Как правило, учебная деятельность ребёнка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определённом соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Педагогические условия формирования у первоклассников положительной мотивации к учению обусловлены, в первую очередь, особенностями возраста детей, а именно:

преобладанием наглядно – образного мышления;

склонностью к игровой форме деятельности;

изменениями в социальном статусе детей;

стремление детей к самостоятельности;

необходимостью ощущения своей компетентности;

острой потребностью в похвале, поддержке, оценке своей деятельности, в поддержке самооценки;

необходимостью налаживать отношения со сверстниками, учителем, привыкать к новому статусу в семье;

повышением самостоятельности.

Таким образом, педагогическими условиями, способствующими формированию у первоклассников положительной мотивации к обучению, будут являться:

использование наглядности на уроках, как средства активизации внимания и лучшего запоминания;

использование игровых моментов на уроках;

занимательность информации и эмоциональность преподнесения учебного материала учителем;

использование групповых форм работы;

использование практических методов на уроке, например, проведение опытов;

опора на имеющийся у детей жизненный опыт;

грамотное руководство самостоятельной работой первоклассников, предложение посильных заданий для самостоятельного выполнения;

осторожная, чётко продуманная система отметок, обоснованная и корректная оценка учебной деятельности школьников;

работа учителя с родителями;

гибкость в использовании классических педагогических приёмов (лекций, бесед, дедуктивных и индуктивных и других методов) проведения уроков, своевременная смена методов на уроке с целью удержания внимания детей и формирования прочных знаний.

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников – важный аспект работы учителя начальной школы. Поэтому от его опыта, накопленного методического багажа, личной заинтересованности в работе, высокой мотивации, а также от знания возрастных особенностей детей и готовности оперативно действовать в любой учебной и воспитательной ситуации зависит успешность первоклассников в учебном и психологическом планах.






See also:

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников


Формирование положительной мотивации к учению у первоклассников.

Мотивация первоклассника является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы. Поэтому к изучению мотивации первоклассника необходимо подходить, учитывая данные обстоятельства.

Можно выделить как положительные так и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника. В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребёнка к школе, широта его интересов, любознательность. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких и социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность, неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться, малоосознанны.

Структура мотивационной сферы первоклассника в процессе обучения проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей среды.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

— во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

— во вторых, организацией образовательного процесса;

— в третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.);

— в четвёртых, субъективными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;

— в пятых, спецификой учебного предмета.

Как правило, учебная деятельность ребёнка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определённом соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Педагогические условия формирования у первоклассников положительной мотивации к учению обусловлены, в первую очередь, особенностями возраста детей, а именно:

преобладанием наглядно – образного мышления;

склонностью к игровой форме деятельности;

изменениями в социальном статусе детей;

стремление детей к самостоятельности;

необходимостью ощущения своей компетентности;

острой потребностью в похвале, поддержке, оценке своей деятельности, в поддержке самооценки;

необходимостью налаживать отношения со сверстниками, учителем, привыкать к новому статусу в семье;

повышением самостоятельности.

Таким образом, педагогическими условиями, способствующими формированию у первоклассников положительной мотивации к обучению, будут являться:

использование наглядности на уроках, как средства активизации внимания и лучшего запоминания;

использование игровых моментов на уроках;

занимательность информации и эмоциональность преподнесения учебного материала учителем;

использование групповых форм работы;

использование практических методов на уроке, например, проведение опытов;

опора на имеющийся у детей жизненный опыт;

грамотное руководство самостоятельной работой первоклассников, предложение посильных заданий для самостоятельного выполнения;

осторожная, чётко продуманная система отметок, обоснованная и корректная оценка учебной деятельности школьников;

работа учителя с родителями;

гибкость в использовании классических педагогических приёмов (лекций, бесед, дедуктивных и индуктивных и других методов) проведения уроков, своевременная смена методов на уроке с целью удержания внимания детей и формирования прочных знаний.

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников – важный аспект работы учителя начальной школы. Поэтому от его опыта, накопленного методического багажа, личной заинтересованности в работе, высокой мотивации, а также от знания возрастных особенностей детей и готовности оперативно действовать в любой учебной и воспитательной ситуации зависит успешность первоклассников в учебном и психологическом планах.






See also:
Яндекс.Метрика