Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста


Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста

Ответственность в психологической литературе определяется как стремление к осознанию последствий своего поведения, как средство внешнего (внутреннего) контроля и регуляции деятельности личности, как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. В ответственности, как волевом качестве личности заключена необходимость давать отчет в своих решениях и действиях, отвечать за их результат и возможные последствия.

Современные исследования все чаще направлены на изучение проявления ответственности в младшем школьном возрасте, так как наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребенка в школу. Переход к школьному обучению означает коренную перестройку всего образа жизни ребенка. Перед первоклассником выдвигается целый ряд требований: он должен ходить в школу, заниматься тем, что предусмотрено школьной программой, выполнять требование учителя, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения, добиваться результатов в учебе. Однако из-за недостаточной произвольности и несформированности волевых качеств многие первоклассники не могут подчинить свое поведение установленным правилам. Задача обучения и воспитания должна заключаться в том, чтобы на протяжении первых лет обучения ребенка в школе научить его сознательно управлять своим поведением и сформировать у него требуемые для этого качества личности, в том числе ответственность.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что ответственность недостаточно сформирована у детей младшего школьного возраста и требует целенаправленного формирования.

Цель исследования – изучить особенности проявления и способы формирования ответственности у детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Определить уровень сформированности ответственности у детей

младшего школьного возраста и проанализировать особенности проявления этого качества.

2. Разработать рекомендации по формированию развитию ответственности через формирование теоретических представлений и тренировку.

Ответственность в психологической литературе – волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Большой круг исследователей, Л.И.Божович, Р.С. Немов, В.А.Горбачева, В.И.Селиванов рассматривает волевые качества, в том числе ответственность, как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. Среди показателей ответственности можно выделить:

— осознание необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других;

— направленность действий на успешное выполнение порученных заданий;

— эмоциональное переживание задания, его характера, результата;

— осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела .

Ответственность как черта личности формируется в ходе совместной деятельности как результат осознания социальных ценностей, норм и правил.

Подводя итог выше сказанному, можно говорить о том, что ответственность является социально значимым личностным качеством, что говорит о необходимости его целенаправленного формирования.

Рассмотрим проявление ответственности у детей младшего школьного возраста. Среди показателей ответственности в младшем школьном возрасте выделяется: осознание ребенком необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает к выполнению заданий, старается преодолеть трудности, доводит начатое дело до конца и др.); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела. У младших школьников ответственность находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра – учеба – труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности. Целесообразно рассматривать проявление ответственности у младших школьников отдельно в разных видах деятельности.

Исследования С.Я. Лайзане показали, что волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности, затем – в трудовых действиях, и только на третьем месте, по мере формирования позиции школьника, – в учебной деятельности.

Роль игры в формировании волевых качеств ребенка, в том числе ответственности, подчеркивают также отечественные психологи. В своей работе «Развитие воли в онтогенезе» Л.И.Божович отмечает, что в игре ребенок подчиняется правилам не по принуждению, а по собственному желанию.

Одной из задач исследования ставилось выявление уровня сформированности ответственности и анализ особенностей проявления этого качества у детей младшего школьного возраста.

По результатам проведенных методик оказалось, что ответственность младшего школьника является недостаточно сформированным качеством. Только у 48,92% учащихся младшего школьного возраста проявился высокий уровень ответственности. Эти ученики выполняют задание учителя, они настойчивы и доводят дело, за которое берутся до конца. У большинства учащихся проявился средний (27%) и низкий (23%) уровни ответственности. Также было выявлено, что большинство учащихся первого класса младшего школьного возраста не совсем четко понимают, что такое «ответственность», «ответственный и безответственный ученик». Только к 3, 4 классу ребята достаточно правильно осознают понятие «ответственности» и определяют ответственного и безответственного ученика по существенным признакам. При изучении самооценки ответственности было выявлено, что учащиеся 1 классов оценивают себя в основном как очень ответственного ученика (73%) и при этом никто из них не считает себя безответственным (0%). Тогда как в 4 классе, наоборот, 20% учащихся считают себя безответственными и только 30% считают себя очень ответственными. Это говорит о том, что учащиеся 4 класса оценивают проявление ответственности у себя более объективно, чем учащиеся 1 класса. Самооценка ответственности у младших школьников не совпадает с реальным проявлением этого качества. У 84% учащихся 1-2 класса завышенная самооценка ответственности. Эти учащиеся высоко оценивают проявление у себя ответственности, но при этом из них только 30% учащихся выполнили задание учителя в срок, т.е. реально проявили ответственность. Исследование показало, что существует связь между проявлением ответственности и успеваемостью учащихся. Ребята, которые ответственно подходят к учению, выполнению заданий и т. д. добиваются лучших результатов. Из 40 человек с высоким уровнем ответственности – 35 имеют отметки 4 и 5.

Исходя из этого, следует, что ответственность является недостаточно сформированным качеством в младшем школьном возрасте и требует целенаправленного формирования

Эксперимент по формированию ответственности представляет собой комплекс специальных мер и воздействий и предполагает усвоение ребенком определенных теоретических представлений о нормах и образцах ответственного поведения с дальнейшим отображением их в реальном поведении. Эксперимент рассчитан на 1 месяц и включает в себя 2 этапа:

1. Формирование представлений учащихся об ответственности.

2. Упражнение, тренировка в проявлении ответственности в игровой деятельности с дальнейшим переносом приобретенных навыков в учебную деятельность.

Основные задачи первого этапа эксперимента:

1) развитие интереса учащихся к содержанию занятий;

2) усвоение учащимися отдельных терминов, определяющих поведение человека с точки зрения ответственности;

3) осознание учащимися социальной значимости существующих норм ответственного поведения;

4) развитие умений анализировать поведение других людей и свое с точки зрения проявления ответственности, создание эталонов поведения;

5) формирование самооценки ответственности.

На втором этапе эксперимента осуществляется тренировка в проявления ответственности в учебной и вне учебной деятельности.

Основные задачи второго этапа эксперимента:

1) развитие умений учащихся планировать и организовывать свою деятельность;

2) тренировка учащихся в проявлении волевых качеств;

3) развитие умений брать ответственность за результат своего решения на себя;

4) развитие самооценки и самоконтроля.

В заключении можно сделать следующие выводы, что ответственность – волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность находится в тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Поэтому для формирования ответственности необходимо, чтобы ребенок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей; формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить методы формирования общественным смыслом .

Резюмируя выше сказанное можно говорить о том, что ответственность у детей младшего школьного возраста необходимо формировать с первого класса.






See also:
Яндекс.Метрика