Формирование оценочных умений на уроках


Формирование
оценочных умений
на уроках

Оценочные умения

Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)

Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия,

уважения к труду, культуре;

важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;

важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;

важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и

отрицания «безобразного»;

важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся

национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными

позициями, взглядами, мнениями.

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)

ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.

САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

-«что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели,мотивы), «что я могу» (результаты).

Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе

-объяснять, что связывает тебя:

с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,

с земляками, народом,

с твоей Родиной,

со всеми людьми,

с природой;

объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей

России;

испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и

бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;

отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские

демократические порядки и препятствовать их нарушению;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций,

эстетических и культурных предпочтений;

стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений,

народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;

уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их

оскорбления, высмеивания;

осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе

отказываться ради них от каких-то своих желаний.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

ПОСТУПКИ

Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:

культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,

базовых российских гражданских ценностей,

общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных

добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,

известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого»,

«правильного» поведения,

сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,

сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех

живых существ.

Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).

Типовые задания, нацеленные на формирование оценочных умений

Русский язык

Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, 2 класс, упр. 32 «Ленивая старуха». «Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи»; упр. 2 стр. 33. «Прочитай текст. Озаглавь. Запиши заглавие».

Умение доказывать свою позицию. 4-й класс, упр. 17. «Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен?» (Это вопрос для тех, кто изучает английский язык.) Также посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование).

Литературное чтение

В курсе литературного чтения на достижение личностных результатов направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) и т.д.

Математика

1.Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят»). Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

2.Наличие в рассматриваемом курсе математики большого числа уроков, построенных на проблемно- диалогической технологии, даёт педагогу возможность продемон-стрировать перед детьми ценность мозгового штурма как формы эффективного интеллектуального взаимодействия. В том случае, если дети научились работать таким образом, у них формируется и понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности человеческого сообщества, сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов этого сообщества. (В учебнике все задания, которые можно использовать для такой работы, сопровождаются знаками «!» и «?».)

3.Так как рассматриваемый курс математики серьёзнейшим образом ориентирован на развитие коммуникативных умений, на уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Эти нормы общения выстраиваются в соответствии с правилами, отражёнными в дневниках школьника, созданных авторами «Школы 2100», и позволяют научить ребёнка грамотно и корректно взаимодействовать с другими. Такая работа развивает удетей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности. (Все задания, относящиеся к работе на этапе первичного закрепления нового, работа с текстовыми задачами в классе и т.д.)

4.В учебнике 4-го класса создана линия задач и заданий, названная «Не только математика». Все они построены на историческом материале, относящемся к построению Российского государства в период XVII- XIX веков, и рассказывают о созидательной работе учёных, военных, инженеров и о роли знания, идей просвещения в строительстве и защите родной страны. Работая с текстами этих задач, учитель не может пройти мимо личностной оценки описанных в них реальных исторических персонажей и ценности личного вклада человека в создание больших человеческих сообществ.

Окружающий мир

Одна из целей предмета «Окружающий мир» в программе авторов — научить школьни-ков объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности. Этим целям служит целая линия развития. Задания, направленные на неё, отмечены в учебниках, которые будут выпущены к началу действия стандарта, точками красного цвета •.

Примеры заданий на объяснение своего отношения к миру (в скобках приведено конкретное умение, на формирование которого наряду с предметным нацелено данное задание): Учебник 1-го класса, ч. 2 (с. 72)

•На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. (Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил.)

Учебник 3-го класса, ч.2 (с. 21)

•Объясни, что означают для тебя слова: «Моя Родина — Россия!». (Осознавать себя гражданином России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.)

Учебник 4-го класса, ч. 1 (с. 25)

•Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл. (Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе.)

Примеры формирования оценочных умений на уроках.

Фрагмент урока светской этики. Тема «Добро и зло»

Работа в группах.

Рассмотрите иллюстрации, подготовьтесь выразительно читать диалог.(приложение 1)

Дайте характеристику поступкам героев.

Что тебе захотелось пожелать им?

Можно ли героев назвать добрыми? Хочется ли вам быть похожими на них7 Почему?

Фрагмент урока окружающий мир. Тема «Человек и его внутренний мир»

Практическое применение знаний.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (написать в лучиках солнца свои хорошие качества)

Игра «Зажги звезду» (Мы будем учиться видеть хорошее не только в себе, но и в других людях. На звездочках написать чудесные качества характера вашего соседа. Сравните со своими солнышками.)






See also:
Яндекс.Метрика