Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов


Формирование орфографической зоркости учащихся

вторых классов

Учитель: Карачевцева Н.В.

Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания.

В начальных классах три линии овладения правописанием:

1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;

2) обучение правописанию на основе запоминания;

3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил

Орфографическую работу необходимо реализовывать через:

1)углубление познавательных интересов;

2)чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;

3)использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

4)повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

5)положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;

6)введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;

7)организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется в низком уровне развития произвольности внимания, несформированности приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низком уровне объёма и распределения внимания, низком уровне развития кратковременной памяти.

По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах 70 -90%.

Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

На уроках русского языка в начальной школе для этих целей применяется несколько методик:

письмо под диктовку,

определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;

списывание текста и выделение орфограммы;

исправление деформированного текста (текста с ошибками);

письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;

классификация слов в соответствии с орфограммами;

выбор слов из текста с заданной орфограммой;

постановка пропущенных букв в места орфограмм.

Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.

Письмо с проговариванием

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Списывание.

Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Например:

1. Прочитай. Спиши.

Весна идёт, весна идёт!

И тихих тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

(Ф. Тютчев)

2. Подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корне, проверяемые ударением.

3. Подчеркни знакомые орфограммы.

Комментированное письмо

Комментирование – это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментированное письмо выступает одни из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность мне выявить знание учеников и проверять их орфографические навыки. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

Письмо по памяти.

Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

Например:

Белый медведь живёт только на Севере.

Крот- полезное животное.

Ястреб- хищная птица.

Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений).Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова.

1.И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

2.Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

3.Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

4. В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра.

-Прочитайте текст.

— Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте.

Сначала учащиеся ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у учащихся, необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные, отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:

1. Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?

2. Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

Уже в первом классе учащиеся должны научится пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

1) определить место, где возникла орфографическая задача;

2) к какой группе правил относится данная орфограмма;

3) в какой части слова находится орфограмма;

4) установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5) определить в слове ударение;

6) определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;

7) написать слово в соответствии с правилом.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

1. Прочитайте пословицы:

Лежит на боку да глядит на реку.

Лентяй посреди реки просит напиться.

Лентяя хлебом не корми, только с печи не гони.

— Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.

2. Письмо с пропуском орфограмм

1.Спиши, вставляя пропущенные буквы, в скобках пиши проверочное слово.

На (…) обе., был грибной (…) су.. . Под крышей воркует (…) голу..ь. В море бывает (…) прили.. и (…) отлив.Поёт (…) дроз.. . (…) Горо.. проснулся.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставь ударение, выдели корень.

Мир, прим…рение, мирный, пом…рить, всем…рный.

К…тать, к…ток, прок…тит, к…тание, нак…тался.

Гол…д, г…лодный, г…лодать, гол…довка, г…л…дание.

Орфографическая зарядка

Для развития орфографической зоркости важно приучить детей внимательно относиться к слову, сознательно воспринимать его. В этом помогает орфографическая зарядка.

1.«Будь внимателен»:

а)сле_ проору_ь паке_

рука_ сугро_ сне_

б) В нашем краю растут густые л..са. Под елью с..дела л..са.

2.Подбери и запиши по три слова с буквами б п д т в конце слова.

3. Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго?

загорела – горка

нагляделся – глядя

волна – вол

травить – трава

4.Назови все согласные звуки в слове «земляника»: мягкие, твёрдые, звонкие, глухие, парные, непарные.

5. Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.

Аес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.

Б)Пло…, отря…, снегопа .Голу…ь, буке…, холо… .

Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Чаще всего это касается запоминания словарных слов . Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов прочно запоминается

Исправление ошибок

Например:

Спишите, исправив ошибки.

Город орёл одина моей мамы. Хищная птица — Орёл. У Никиты Чёрный карандаш. Летом я купался в чёрном Море. По небу плывёт Белое облако. В белом море много рыбы.

Дифференцированные задания

Уровень 1

Спишите слова, вставляя сочетания ЧК, ЧН, НЩ, НЧ.

I вар. 2вар.

Но...ка, пте…чик, То…ный, камещик, бабо…ка. молочный.

Уровень 2

Выделенные слова измените так, чтобы в них появилось сочетания ЧК, ЧН.

I вар. 2 вар.

Кормить белку. Красивая свеча.

Выпить молока. Нарисовать собаку.

Доброе сердце. Поймать щуку.

Уровень 3

Исправьте ошибки. Спишите грамотно

I вар.

Синица, коньки, прозрачный, малчик, сталной, телефоньчик,

II вар.

Гоньщик, ласточка, точька, барабаньщик, очьки, клеточька.

В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания. Словарные слова вывешиваю в классном словарике в двух вариантах: с пропущенными орфограммами и без пропусков. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разнообразные виды заданий. Вот некоторые из них:

1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю.

2. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).

3. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

4. Дописать предложение. Весело чирикает ……. (воробей. Дети катаются на ……. (коньках).

5. Отгадать загадку:

А) За сорок букв у птицы кличка.

Догадались, что за птичка?(сорока)

Б) Жидко, а не вода, бело, а не снег.(молоко)

В) Рыжая плутовка.

Хитрая да ловкая.(лисица)

Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками. Немаловажное значение для успешной организации этой работы имеет исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей.

«Общий принцип исправления ошибок, — говорит Н.С. Рождественский, — сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы они работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать».

Практикуем такие приемы исправления ошибок: неверно написанные буквы не исправляются, а, как правило, подчеркивается все слово с ошибочным написанием, на полях делается отметка о наличии ошибки. Цель такого исправления — заставить ученика вдуматься в данное слово, увидеть в нем орфограмму, распознать ее тип, а затем уже исправить ошибку в этой позиции. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка .Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с »Памяткой». После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка.

Обострению орфографической зоркости способствует прием »Секрет письма с подчёркиванием», с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать карандаш. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще ученики подчёркивают

Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками.

Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.






See also:
Яндекс.Метрика