Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы


Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы.

Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, которые необходимо запомнить. Учителя и обучающиеся называют их словарными и словами с непроверяемыми написаниями. Причина многочисленных трудностей в работе с этими словами состоит в том, что чаще всего мы не предлагаем учащимся рациональных способов их запоминания. Суть проблемы в том, что большая часть нагрузки в работе со словарными словами ложится на зрительную память и внимание обучающихся. А эти чисто психологические характеристики у всех детей разные и требуют специальной работы. Если при первом знакомстве словарные слова неверно запомнить или записать в словарь, то вся последующая работа не просто теряет смысл, но и становится вредной. Поэтому нужно эффективнее работать со словарными словами.

Согласно наблюдениям психологов, результаты часто улучшаются благодаря установке на запоминание. Так, по программе «Гармония», при прохождении темы «непроверяемые написания» обучение пользования словарём «когда командует словарь», учитель проводит разграничение проверяемых и непроверяемых написаний, вводит термин непроверяемые орфограммы, расширяет запас соответствующих слов, упражняет в правильном способе действия при записи слов. При знакомстве с новыми словарными словами надо рассказывать о происхождении этих слов.

Берёза — от древнего слова со значением «светлый», названа за белый цвет коры.

Постоянно упражнять обучающихся в разграничении проверяемых и непроверяемых написаний.

Задание 1: выписать слова в два столбика с проверяемыми и непроверяемыми написаниями

Задание 2: вставить буквы, объяснить выбор по перфокартам.

Задание 3: соединить слова столбиком по смыслу и записать их парами; где нужно, добавить слова — помощники.

Комн…та – ба…ейн

Су…ботний – ва…ая

Б..льшом – кла…ная

Ш…рокому – веч…р

Д…ска – шо….е

Задание 4: проверить словарный диктант мальчика Кости (карточки)

Ошибки исправить, над словами, написанными верно, поставить плюс. Проверить себя по словарю.

Врдрук, класная, аллея, медведь, веласипед, транвай, метро, лапата, аднажды.

Задание 5: выписать из орфографического словаря учебника слова на темы: «Дорога», «Транспорт» (оставлять «окошки»).

Задание 6: ответь проверочным словом. Среди слов есть и ловушки.

С овощами, на плите, билет, касса, лодка, весло, ночевать, грамм, дерзкий, лёгкий, слабел, местный, класс, честный, опасный, устный, аллея, темнеет, низко, глядеть, смотреть, синяк, дарить, хранить, властный, жужжать.

Задание 7: выписать из словаря слова с удвоенными согласными. Рассказать о значении и появлении в русском языке слов. Разделить слова с удвоенными согласными для переноса.

При изучении слов с непроверяемыми написаниями большое значение имеет выбор приёмов работы.

Наиболее эффективными оказываются те из них, которые активизируют работу зрительной памяти и внимания обучающихся и позволяют учитывать психологические особенности ребёнка. Конечно, при этом необходимо постоянно обращаться и к таким уже прочно вошедшим в практику школы приёмам, как сопоставление смешиваемых написаний, обращением к этимологическому анализу слова.






See also:
Яндекс.Метрика