Формирование орфографической грамотности в области правописания безударных гласных в ко


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Формирование орфографической грамотности в области правописания безударных гласных в корне и универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС НОО.

Учитель начальных классов:

Ромаданова Е. В.

Когалым

2013 год

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы правописания безударной гласной в корне ……………3-4

Глава 2. Подготовительная работа ……………………………………………………….. 4-7

2.1. Подготовительная работа к обучению правописания безударных гласных в период обучения грамоте

2.2. Работа над ударением

2.3. Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения

Глава 3. Работа над правилом правописания безударной гласной в корне ……………7-16

3.1. Становление грамотности на втором году обучения

3.2. Понятие «родственные слова»

3.3. Ступени работы над обозначением безударных гласных звуков

3.4. Работа по предупреждению ошибок

Заключение ……………………………………………………………………………… 15-16

Приложения

Введение

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:

орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;

письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.

Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека». Исходя из содержания ФГОС НОО очень важно вооружить ученика  такими универсальными действиями, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого необходимо изменить способ обучения, нацелить образовательный процесс на формирование УУД, что означает совокупность действий учащихся, обеспечивающих их социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний.  На технологическом уровне происходит системное включение учащихся в самостоятельную учебнопознавательную деятельность. Учитель не даёт новое знание в готовом виде, а организует  «открытие» его самими детьми. Это определяет успешную самореализацию ученика сначала в учёбе, а затем и в жизни: умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, корректировать и адекватно оценивать её результаты, умение вырабатывать и реализовывать согласованное решение, работать в команде, обосновывать свою позицию и понимать позицию других и многое другое. 

Правописание безударных гласных одно из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые старались найти оптимальные методы позволяющие формировать у учащихся прочные навыки правописания слов с безударными гласными. Однако и до настоящего времени эта проблема остаётся актуальной, поскольку, как показывает практика, больше всего ошибок в работах учеников связаны с явлением безударности гласного.

Такая проблема есть и в моей практике и на протяжении последних лет я особое внимание уделяю поиску наиболее эффективных приёмов работы для достижения более успешных результатов в этой области. При написании работы мною поставлена цель: обобщить опыт работы по формированию орфографической грамотности в области правописания безударных гласных в корне, а так же познавательных и регулятивных УУД.

Я определила следующие задачи:

1) выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию навыков правописания безударных гласных в корне у младших школьников и проверить их на практике;

определить алгоритм проверки безударных гласных в корне;

выработать систему работы по предупреждению ошибок на данное правило.

Глава 1. Теоретические основы правописания безударных гласных

в корне.

В обучении правописанию безударных гласных в корне слов учителя начальной школы достигли значительных успехов. Вместе с тем, в работе младших школьников встречаются ошибки, вызванные либо неумением учащихся найти объект правила (ученик не может выделить, например безударную гласную или корень слова), либо неумением пользоваться правилом (ученик не может подобрать однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не может изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением, подбирает в качестве проверки не однокоренные слова, а слова близкие по звучанию слова: слизал сметану — лез, посидел на скамейке — сед).

Обучение правописанию безударных гласных будет успешным в том случае, если учитель чётко определит для себя теоретические основы данной темы.

В основе правила правописания безударной гласной в корне слова, как и многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым «одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции».

Опираясь на данный принцип, надо показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

Известный учёный Михаил Львов выделяет этапы, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

Увидеть орфограмму в слове;

Определить вид: проверяемая или нет, если да, то в какой грамматикоорфографической теме относится, вспомнить правило;

Определить способ решения задачи в зависимости от типа, вида орфограммы;

Определить «шаги», ступени решения и их выполнение по намеченному танупоэтапно, по «шагам».

5. Решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6. Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, ученики достаточно успешно справляются с заданием — вставить пропущенные буквы, но допускают ошибки в соответственном тексте (при записи этих слов под диктовку). Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву надо лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать, орфограммы, именуемое «орфографической зоркостью», считается важнейшим, базовым орфографическим умением.

Как пишет Михаил Ростиславович Львов, «отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьники не видят орфограммы в процессе письма».

Глава 2. Подготовительная работа

2.1 Подготовительная работа к обучению правописания безударных гласных в период обучения грамоте.

Подготовительную работу я начинаю в I классе с первых уроков обучения письму чтению. Программа I класса предоставляет учителю для такой подготовки богатые возможности. С учётом возрастающей трудности, расширяющегося объёма знаний и прохождения программного материала она распределяется в такой последовательности:

Практическое знакомство с ударением

Ударная гласная пишется, как слышится (фонематическое письмо). Графическое обозначение ударного гласного на письме.

Наблюдение над произношением учителя.

Установка факта подвижности в русском языке.

В ударном и безударном слоге пишется одна и та же гласная.

Сравнение написаний гласных в ударном и безударном слоге одних и тех же слов (оса – осы, шар — шары).

Выделение безударных гласных.

Опасность смешения букв, обозначающих один и тот же звук. Необходимость проверки безударных гласных.

Подбор фонетического образца путём замены единственного числа множественным и наоборот по образцу. Подбор нескольких проверок по смысловому сближению. Первые практические шаги по составлению групп родственных слов при подборе нужного слова.

Знакомство с родственными словами, признаки родственных слов, значение, графический образ корня.

Единообразие части родственных слов (корня). Подведение к пониманию морфологического принципа нашего письма на примере главной морфемы.

Сопоставление ударных и безударных гласных в общей части родственных слов, выделение среди них проверяемых и проверочных слов.

Гласные звуки и буквы.

Опасность смешения букв, обозначающих один и тот же гласный звук (повторение). Изменение значения слова в связи с заменой букв (дым – дом)

Выбор нужной буквы, обозначающей гласный звук. Работа над отдельными словами и группами родственных слов.

Ударные и безударные гласные

Итоги наблюдений за написанием безударных гласных, необходимость написания последних.

Тренировка путём подбора опорных форм: а) замены единственного числа множественным и наоборот; б) подбора родственных слов, отвечающих на разные вопросы; в) образования новых родственных слов с помощью суффикса.

2.2 Работа над ударением.

Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных корня является ударение, и обучать различению ударения надо одновременно с обучением грамоте. Уже на первых уроках обучения грамоте я практически знакомлю учащихся с ударением. Активная роль принадлежит учителю (можно кружки- кружки, кружки из которых пьют и кружки, стрелки (у часов) и стрелки, что стреляют). Учащиеся наблюдают за произношением учителя и с его помощью устанавливают, что при чтении слов, один слог произносится сильней. На уроке я сообщаю детям, что под ударением гласный звучит отчётливо и пишется так, как слышится.

Начиная изучение безударных гласных, необходимо сначала помочь ученикам уяснить суть ударения — его смыслоразличительную роль в слове: таре´лка — это слово, а «та´релка» или «тарелка´» — не слова, нет таких слов в русском языке. Ребёнок вдруг сталкивается с явлением разрушения слова, а от чего оно разрушается — непонятно. Вроде прочитываются те же буквы, произносятся всё те же звуки, а слова нет. И, оказывается, очень интересно вместе с учителем докопаться до сути этого явления и обнаружить, что во всём виновато ударение. Ударение становится близким и понятым ученику в своей сути, и теперь он готов к переключению на формальную сторону явления. Произнося слова, меняя в них ударения, дети приучаются определять ударный гласный звук и обозначать ударение на письме. Затем нужно привлечь внимание детей к факту разного произнесения одного и того же звука в ударной и безударной позиции. Сравнивая звучания двух позиций, нужно подвести детей к выводу, что под ударением звук слышится яснее, чётче и, кроме того, соответствует написанной букве. Одновременно они осознают факт безударности: звук в безударной позиции произносится менее отчётливо и не соответствует написанию.

Начатое практическое знакомство с ударением продолжается до конца учебного года, но время на этот вид работы постепенно сокращается, меняется и приём распознавания ударения в слове: от наблюдения за речью учителя к постановке ударения в написанных словах и фразах.

Этой работе отвожу на каждом уроке 23 минуты. На первых порах даю детям готовые графические образцы. На доске заранее записываются пары слов: норы — н_ра, мал — м_ла, нос н_сы. Учащиеся называют ударный слог в слове из правого столбца. Потом безударный; говорят, какая гласная в нём пропущена. Ученик ссылается на ударный образец, потому что начинает понимать, что в безударном слоге одного и того же слова пишется та же гласная, что и в ударном.

По мере знакомства с новыми звуками и обозначающими их буквами будет пополняться словарь учащихся новыми словами с проверяемыми безударными гласными и их опорными формами.

На этой стадии обучения очень важно строгое соблюдение порядка следования операций, выполняемых под руководством учителя: поставь знак ударение, найди безударный гласный, проверь написание. Впоследствии, когда у учащихся достаточно разовьётся речевой слух и воспитается орфографическая зоркость, первая операция отпадает, а две другие будут проходить почти одновременно. Вторая будет немедленно ответной реакцией на первую, а пока нужны все три и все должны быть расчленены, должны определять определённую функцию. Первая сигнализирует: «ищи безударную гласную», вторая — «остановись и подумай, правильно ли ты её нашёл», третья «проверяй».

Самая трудная операция — вторая обнаружение орфограммы. Выработка этого навыка процесс длительный. Начинается он с периода обучения грамоте под непосредственным руководством учителя, продолжается до конца года.

Для тренировочных упражнений из имеющегося списка беру 34 двухсложных слова, как с безударными, так и с ударными гласными в первом слоге, который и будет контролироваться учащимися (о чём их предупреждаю заранее). Классу даю такие задания:

На слух определить, в каком слоге гласная произносится сильнее? Слабее?

Списать с доски или с азбуки слова и в каждом из них поставить знак ударения. Безударную гласную, если она находится в первом слоге, подчеркнуть.

Сначала про себя по слогам. Потом вслух прочитать записанные на доске слова, назвать те из них, в которых безударный гласный находится в первом слоге. Списать слова, подчеркнуть безударные гласные.

Сначала про себя по слогам. Потом шёпотом прочитать слова, записанные на доске. Списать в тетрадь только те из них, в которых в первом слоге гласный безударный, подчеркнуть букву в первом слоге и записать их в тетрадь.

Самостоятельно найти на доске слова с безударными гласными.

В продиктованном по слогам предложении поставить знак ударения, безударные гласные подчеркнуть.

Записать под диктовку слова (чтение орфографическое), пропуская гласные в первом слоге, если на них не падает ударение.

2.3 Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения в словах.

1.Слуховые упражнения:

покажите ударную гласную в словах;

назовите в предложении все ударные гласные;

соотнесите слова со схемой.

2.Упражнения на списывание:

спишите слова, обозначьте ударение;

— спишите слова, поставьте ударение над выделенными словами.

3. Упражнения творческого характера:

выпишите слова, имеющие три слога, поставьте ударение;

составить словосочетание с данными словами, поставить ударение;

допишите продолжение подходящим по смыслу словом, поставьте ударение.

Во всех случаях работа заканчивается коллективным подбором проверочных слов и вставкой букв, если они пропущены. От одного вида заданий к другому перехожу постепенно, только тогда, когда вижу, что дети подготовлены к его выполнению. На каждом уроке этой работе отводится не более 2-3 минуты. Учащиеся за это время успевают записать и разобрать 2-3 слова. Проверяя тетради, я обращаю внимание на усвоение правильной постановки ударения, на развитие навыка обнаружения безударных гласных. И только когда подавляющее большинство учащихся будут находить безударные гласные, простые слова с этой орфограммой можно вводить в диктанты, маленькие творческие работы.

Проведённая предварительная работа, по распознаванию места ударения, обнаружению безударных гласных и подбору под руководством учителя близких по значению слов для проверки этих гласных, подготавливает учащихся к усвоению представления о единообразном написании общей части родственных слов. Практически учащиеся уже имеют навык в сближении слов по смыслу при подборе проверочных слов для безударных гласных, так что совершенно новым для них является лишь термин «родственные слова».

Глава 3. Работа над правилом правописания безударной гласной в корне.

3.1.Становление грамотности на втором году обучения.

Психологические проблемы становления грамотности на втором году обучения связаны с переходом детей от развёрнутых форм эгоцентрической речи к свёрнутой форме внутренней речи.

Эгоцентрическая речь, развёрнутая ребёнком для себя, проговаривается ребёнком во внешнем плане, и ребёнок отчётливо слышит все звуки языка. Внутренняя речь, также обращена к себе, проговаривается во внешнем плане, и ребёнок проговаривает только стечения согласных звуков, гласные во внутренней речи редуцируются, с этим связано ухудшение грамотности во втором классе. Так как гласные звуки не произносятся, то они и не дифференцируются, с этим связана замена гласных или их пропуск. Кроме этого, если с ребёнком не поработать над смысловым чтением и выделением слов из текста, то при переходе из устной и эгоцентрической речи к внутренней речи, ребёнок при письме под диктовку не всегда может разделить стечение согласных звуков на слух, что приводит к не дописыванию слов, их соединению.

3.2. Понятие родственные слова.

Следующие понятия, необходимые для формирования навыка правописания безударных гласных, «корень», «однокоренные родственные слова». Уже с первых дней обучения детей целесообразно давать задание подбирать слова, относящиеся к одному понятию. К примеру предлагаю текст: «Дети пошли в лес. Лесная дорожка привела их к домику лесника. За домиком лесника начинался молодой лесок».

Прошу детей найти родственные слова, похожие по смыслу (лес, лесная, лесник, лесок). Объясняем с детьми смысл каждого слова, сравниваем, выясняем. От какого слова «родились» все остальные. Проводим аналогию с семьёй: родственники выглядят по-разному, но есть во внешности, в характере что-то общее. Слова, похожие по смыслу и имеющие общую часть в написании, тоже родственники — родственные слова.

Теперь можно написать эту «семью» слов на альбомном листе, выполнив возле каждого слова рисунок:

Рисунок «лес»

Лесная

Лесник

Лесок

В последствии, когда в тексте встречается другое родственное слово из этой семьи, его вносят в это семантическое гнездо. Иногда даю детям задание поискать родственные слова в написанной «семье» слов в книгах. Когда слово найдено и его увидели в книге все дети, оно дописывается в семантическую группу. Перед записью каждого слова обязательно выясняется его лексическое значение.

Для формирования понятия родственных слов даю задания:

Найти родственные слова в отрывке из художественного произведения Н. Подлесовой. «Это было осенью. Проснулся зайчонок и побежал посмотреть на осенние лужицы. Прибежал он к тому месту, где вчера лужицы были. Но вместо них сверкал голубой ледок. Решил зайка покататься. Он разбежался и немного прокатился».

К существительным подобрать однокоренные прилагательные, глаголы и наоборот (термины не называю).

После наблюдения за написанием нескольких рядов родственных слов дети замечают общую часть. Мы называем её корнем, проводим аналогию «корень растения – корень слова», выясняем, как принято обозначать корень слова. Родственные слова теперь называются однокоренными. Поскольку значение слова заключено в его корне, дети учатся выделять корни в каждой группе семье родственных слов. Именно выделение семантической компоненты слова, помогает детям проверить безударную гласную в корне слова. В дальнейшем обращаем внимание на единообразное написание корней в одном семантическом ряду. Корень каждой семьи выписываем на отдельную карточку, прикрепляем к данной семантической группе. В процессе наблюдения за правописанием гласной в корне обращаем внимание на то, что только такие гласные, как А, О, Е, И, Я, в слабой позиции вызывают затруднения при письме. Для проверки правильности написания изменяем слово до перехода гласной в сильную позицию.

Шумит дремучий лес. В лесу живёт лесник. Он любит наблюдать за старым лисом. Лис петляет по лесу, ищет добычу.

Дети должны найти родственные слова, выделить корень. Обращаю внимание детей на то, что в словах «лесник», «в лесу» слышим корень (лис), а в слове «лес», хорошо, слышна гласная, так как она находится под ударением. Проверить можно любым родственным словом, где безударная гласная перейдёт в сильную позицию.

К концу первого года обучения ученик  должен уметь:

— правильно ставить ударение;

— различать ударные и безударные гласные звуки;

— находить слова с безударной гласной в корне слова;

— выбрать подходящее проверочное слово из ряда однокоренных слов;

— записать слово правильно.

Для формирования  навыка правописания безударных гласных в корне слова необходимо развивать у каждого ребенка способность владеть словом, понимать его значение. В результате формируются следующие универсальные учебные действия:

   Личностные:

Ученик научится проявлять познавательную инициативу в изучении данного предмета.

  Регулятивные:

Научится  контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

   Коммуникативные:

Научится сотрудничать с товарищами в классе, учителем, родителями.

  Познавательные:

Научится:

— формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

— выполнять  тестовые задания;

— проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

— строить логическую цепь рассуждений

Для контроля уровня сформированности данных УУД использую тесты (Приложение-1)

Во втором классе начинается непосредственное изучение темы «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Эта работа продолжается в течение всего второго года обучения и закрепляется в последующем. Главное в обучении правописанию — решение орфографической задачи. Её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила — орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. 

Для работы с родственными словами во II классе использую следующие

корни:вед -, дел-, бол -, вар, вод-, вред -, встреч-, глаз -, горб , гор -, гриб -, гряз , гуд , дед -, дожд-, дом -, дым -, дум -, двор , ел-, звер-, звен -, земл-, зим -,зуб игр-, кос-, коз , корм , крик , лес , лен -, лис-, лист -, мед-, мест-, мор-, мост-, мяс-, нос-, пил-, пис-, рыб-, ряд-, спеш-, свет-, син-, слеп, сол-, сор-, стар-, стекл-, , толст-, трав-, ход-, цвет-, цен-, час-, числ-.

Подавляющее большинство корней подобраны с таким расчетом, чтобы при составлении групп родственных слов, можно было понаблюдать за написанием гласных, находящихся в слабой и сильной позиции.

При знакомстве с родственными словами ставятся следующие цели:

— научить детей находить общую часть в группе родственных слов;

— обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в корне

независимо от того, в какой фонетической позиции они находятся;

— добиться осознанного понимания признаков родства слов и предупредить

— ложные аналоги, основанные на звуковом сходстве корней;

— попутно закрепить навыки распознавания частей речи по вопросам;

— обогатить словарь учащихся.

В соответствии с этими целями я подбираю типы упражнений:

1. Списать родственные слова, обозначить условными выделениями общую часть.

2. Прочитать, назвать общую часть родственных слов и пропущенную букву устно подобрать проверочные слова. Списать, вставляя пропущенные буквы, обозначить общую часть родственных слов.

3. К данному слову подобрать родственные слова, обозначить общую часть.

4. Списать родственные слова, обозначить общую часть, к каждому слову устно поставить вопрос.

5. Прочитать записанные на доске слова, списать первое слово, приписать к нему только родственные слова.

6. К слову, отвечающему на вопрос что? подобрать родственные слова, отвечающие на вопросы, какой? что делает?, обозначить общую часть.

7. Сначала списать слова, отвечающие на вопрос что? потом на вопрос что делает? и на конец, на вопрос, какой? Общую часть родственных слов выделить.

8.К словам с безударной гласной подобрать родственные слова с ударной гласной.

9.Записать предложения под диктовку, найти в них родственные слова.

Если в предполагаемых для различного списывания группах родственных слов не пропущены буквы, я даю учащимся дополнительные задания: обозначить ударения, подчеркнуть безударные гласные, подобрать проверочные слова. После знакомства с родственными словами подготовка к созданию базы для выработки навыка правописания проверяемых безударных гласных идет на более высоком уровне. В своей работе использую различные упражнения, направленные на различение ударной и безударной гласной, на формирование умения подбирать проверочные слова.

В этот период правило правописания безударных гласных в корне слов, проверяемых ударением, изучается уже на морфологическом уровне. Такой переход становится возможным в связи с изучением состава слова. Тема является продолжением той работы, которая уже проводилась в I классе на простейших примерах. Во П классе я обращаю внимание детей:

а)на выделение учащимися в словах не только безударного гласного звука, но и безударного слога;

б)на осознание учащимися факта несовпадения звука и буквы;

в)на умение обнаруживать в тексте орфограммы, т.е. безударные слоги, безударные гласные;

г)на быстроту реакции у детей в изменении слов: «к_са косы, р_са росы»

В результате многократных повторов таких сочетаний проверяемых и проверочных слов в памяти детей формируются ассоциации, школьники даже в слабой позиции фонемы уже слышат ее по аналогии с сильной позицией.

3.3. Ступени работы над обозначением безударных гласных звуков.

Обнаружение безударных гласных сопровождается работой над печатным текстом: путем наблюдений дети выясняют, как в практике письма принято обозначать безударные гласные. Зная уже способ проверки безударных гласных, дети обобщают наблюдения и таким образом подготавливаются к усвоению правила теории. Проводятся такие виды работы: а)наблюдение над словами, где гласные — под ударением, сопоставление этих слов с теми словами, где эти же гласные становятся безударными: «волна – в_лны, стрелы стр_ла». Анализируя такие пары слов, второклассники указывают ударные и безударные слоги. Важно сосредоточить внимание детей на словах с сильными позициями гласных; б) обнаружение слов, которые подлежат проверке по данному правилу. Необходимо, чтобы дети быстро обнаруживали такие слова в тексте, который они читают, воспринимают на слух или употребляют в самостоятельно составленном тексте, в сочинении и изложении. Тренировка в обнаружении орфограмм идет по трем линиям: чтение, восприятие на слух, употребление в собственной речи; в) подборка проверочных с лов: «н_жи нож, р_каречка»; не надо создавать у детей иллюзию, будто для проверки безударных гласных обязательно менять форму числа, как в большинстве упражнений учебника. Поощряю учащихся, которые приводят нестандартные проверочные слова, и тем более не одно, а 23 слова. Произношение проверяемого и проверочного слова вместе формируют ассоциации словообразовательного (или формообразовательного) типа: возникновение в памяти учащегося слова, например: «сосна», где звук [о] безударный, непроизвольно, по ассоциации воспроизводит в его памяти и слово «сосны»; вместе со словом «начали» по ассоциации вспоминается и слово «начало», так формируется фонетический слух; г) решение, какой буквой следует обозначать безударный звук, записать слова, самопроверка.

Алгоритм проверки безударного гласного на уровне возможностей II класса — до введения понятия «корень слова» и «родственные слова»:

1шаг: Произнести проверяемое слово. Есть ли в нем гласные в безударных слогах? Если есть — какие они? А, о, е, и нужно проверять. У, ы, ю, я проверять не надо. 2шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Произнеси слово вместе, выдели ударный слог. 3шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверь написанное.

Ошибки на это правило происходят: во-первых, потому, что у детей слаба орфографическая зоркость; они не замечают слов, где необходима и возможна проверка; вовторых, у них мал запас проверочных слов, они не успевают или не умеют изменять слово нужным образом, подбирать проверочные слова.

3.4. Работа по предупреждению ошибок.

Осознанное усвоение школьниками грамматического материала зависит и от характера тренировочных устных и письменных упражнений, выполняемых с целью закрепления, расширения и углубления знаний, умений и навыков. Учебники и другая дополнительная литература предоставляют широкие возможности для использования на уроках разнообразных тренировочных и обучающих упражнений.

В своей работе использую различные типы упражнений, которые содействуют воспитанию внимания учащихся и предупреждению ошибок:

Подобрать родственные слова к данным корням и словам: дол и даль, мир и мера, лизать и лезть, менять и мина, сидеть и седеть, спешу и спишу.

К каждому из данных слов подобрать только родственные:

а)лето, летать: летчик, летний, полет, летом, пролетать;

б)вода, водитель: водичка, проводить, водяной, проводник, подводный, подводить.

Какое слово неродственное? Почему? Записать только родственные, выделить корень.

а)менять, сменить, заменить, мина;

б)волны, вол, волнистый, волноваться;

в)изба, избушка, избаловать, избенка.

4. Можно ли проверить одно слово другим? Если нет, то почему?

Силачсела, кроитькрай, поротьпара, катать — кот, травитьтравка, махать — мох. Подобрать такое слово, которое было бы проверочным.

5. Прочитать записанные на доске близкие по смыслу слова: определить родственные ли они. Если нет, то почему? Назвать безударные гласные; проверить их.

Кидать, швырять, бросать. Боялся, ругался, робел. Упал, свалился.

К данным словам подобрать слова, близкие по смыслу. Родственные ли они?

Доктора (врачи), кони (лошади), рыть (копать), плакать (рыдать).

Прочитать, назвать пропущенные буквы, списать, вставляя их.

Смысл слов, различающихся одной безударной гласной (спешу спишу, вела — вила, мячи — мечи и др.), и соответственно их написание выясняется только в словосочетании или предложении, которые учащиеся получают в готовом виде или придумывают самостоятельно, например:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика