Формирование опыта самообразовательной и креативной деятельности учащихся в средней общ


Н.Н. Шлома

МБОУ сош № 30 г. Хабаровска

Формирование опыта самообразовательной и креативной деятельности учащихся в средней общеобразовательной школе

В последнее время широко распространились утверждения, что на смену веку информационному пришел век образовательный, когда основными в обучении считаются компетентность учащихся в организации процесса образования, реализация их стремления к непрерывному образованию в течение жизни. Еще в 18 веке А. Дистервег указывал, что обучение достигает цели, если «человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и образ, как он может это осуществить». Причем «изложение, считывание и диктовка» при обучении «никуда не годятся». Всего человек добивается « собственной деятельностью, собственным напряжением».

Отношение учащихся к учению во многом зависит от их умения учиться. У учащихся с негативным отношением к учению наблюдается отсутствие умения ставить самостоятельно учебную цель, интерес они проявляют только к результатам. Активен в учении тот студент, который осознает потребность в знаниях, у которого сформированы мотивы учения, развиты умения ставить цели, планировать их достижение, что в целом и составляет мотивацию учебной деятельности, когда критерий успешности не сводится к получаемым оценкам.

Вот почему не следует начинать обучение с предоставления готового знания, так как самостоятельный и активный процесс понимания информации учащимися будет способствовать повышению мотивации учения. Если учащийся не разбирается в материале самостоятельно, то это приводит к эффекту « складирования информации», отсутствию у него потребности к расширению знаний, к поиску и пониманию нового материала.

Реализации таких принципов обучения как самостоятельность и креативность в значительной мере способствует работа учащихся с большим объемом информации. Это очень сложная интеллектуальная деятельность и формируется она на протяжении всей жизни человека. Учащимся предлагается самостоятельно отбирать, структурировать изучаемый материал, презентовать свои выступления. Многократно апробированная проектная деятельность (как индивидуальная , так и коллективная) способствует тому, что учащиеся становятся субъектами обучения, а не пассивными потребителями готового знания, отобранного преподавателем, они сами участвуют в построении собственного образовательного пространства. Готовые варианты, предоставляемые преподавателем, являются помехой в учебной работе, так как нарушают принцип самостоятельности. Следует говорить об эффективности учебной работы, если обучаемый работает самостоятельно, тем самым способствуя своему интеллектуальному развитию, становлению умений находить и работать с большим объемом информации, развитию креативных качеств.

Под креативностью мы понимаем качество личности, которое формируется и развивается в процессе жизни лишь тогда, когда этому уделяется большое внимание. Креативность нельзя скопировать, ее можно формировать и развивать. Креативность помогает уйти от шаблонного стереотипического понимания к открытию новых граней, связей, тактик и стратегий.

Если учащийся в процессе обучения планирует свою учебную деятельность, ставит цели и достигает их, то он будет долгосрочно мотивирован на процесс самообразовательной и креативной деятельности, на непрерывное образование, на реализацию полученных знаний на практике.

Формирование опыта самообразовательной и креативной деятельности учащихся в процессе обучения – это не спонтанный процесс, а целенаправленная совместная деятельность всех субъектов: учителей и учащихся. Результатом такой деятельности является появление «самообразующегося» человека, когда особая роль отводится самостоятельной работе, которая приводит к превращению информации в знания.

Креативность – это явление, способствующее появлению чего-то нового и ценного. Будь то художественное или музыкальное произведение, изобретение, способ решения трудной проблемы, проект или деталь проекта. Мы говорим о креативности и тогда, когда используем старые вещи по-новому.

Креативность – это потенциальная способность, с которой человек рождается. И если она не используется в полной мере, так только потому, что мы не знаем, как применять эту врожденную способность. Ситуацию легко исправить, поскольку существуют методики и технологии для развития творческого мышления, и, если учитель применяет такие методики и технологии в работе со своими учащимися, то они становятся частью привычки мыслить. В этом случае критическое мышление протекает легко и автоматически, входит в привычку, становится естественной.

Общеизвестно, что креативные умы всегда выступают с вопросами, а не с готовыми решениями, у них очень развито критическое мышление. Чтобы развивать у учащихся критическое мышление, необходимо сосредоточиться на трех моментах . Во-первых, необходимо научить учащихся опровергать свои предположения. Во-вторых, менять перспективы, когда нужно посмотреть на решения с разных позиций. И пусть их идеи будут самыми необузданными. Пусть их идеи текут свободно. Позже можно будет произвести отбор. Учителя должны постараться не подавлять креативность замечаниями типа: »Как шумно проходит ваше обсуждение» или «Как вы насорили». Но самое главное, чтобы довести критическое мышление до автоматизма, нужно научить учащихся применять вышеописанные технологии регулярно самостоятельно в любой ситуации в течение всего дня. Очень скоро у ваших студентов появятся новые креативные идеи.

Не следует забывать об интуитивном мышлении. Оно особенно ценно. Эйнштейн был «в ладу» с этим видом мышления. «А-га « во время бритья и, новая идея рождена. Нужно научить учащихся думать о проблеме постоянно: во время прогулки, в машине, автобусе, особенно перед сном. В наших головах происходит гораздо больше, чем мы можем предполагать.

Однако, мы можем развить у учащихся умения креативногог мышления. Мозг, как и любая мышца, становится сильнее, если им пользуются определенным образом. Вот почему для человека необходимо узнавать новое, расширять знания, устанавливать связи между различными вещами и явлениями, научиться концентрироваться, прислушиваться к тому, что происходит в голове и даже петь о своих проблемах, чтобы решить их эффективнее.

В начале ноября 2013 г. учащиеся моих групп получили задание представить традиции и обычаи празднования Рождества в Америке. Мы начали со сбора материала. Информации по данной теме получилось очень много. Нужно было думать, что делать дальше с ней.

Нам нужны были креативные идеи: классные и просто хорошие, замечательные и сумасшедшие. Использовав «мозговой штурм» (“Brainstorming”), было генерировано достаточное количество интересных идей.

Но, чтобы сохранить этот поток идей, чтобы учащиеся постоянно вкладывали новые идеи, использовался прием «Chain Lettering”.

“Affinity Diagram”- метод анализа, который помог отобрать лучшие идеи из множества предложенных, упорядочить и структурировать их.

С помощью приема “Analogy” мы изучали проблемы под другим углом, что также приводило к появлению новых идей.

“Anti-Solution” – игра в « Адвоката Дьявола». Обсуждение противоположной точки зрения также способствовало эффективному осуществлению задуманного.

“Busting Assumption”- метод, избавивший нас от решений, которые были основаны на мнениях, а не на фактах.

“Billboarding” или “Graffiti Wall”. Лучшие презентации демонстрировались с помощью программного обеспечения, что привлекло к нам большее количество учащихся и появились новые подходы.

“Channeling” – «бурение» вглубь проблемы. Этот прием применялся с появления самых первых идей, когда необходимо было вникнуть в суть проблемы.

“Scamper”.Этот метод способствовал тому, чтобы были исследованы все подходы, и применялся как при планировании, так и при принятии решения.

“Testing Solutions – The Practicality Scale” предполагал обдумывание результатов воплощаемых идей, какой результат они могут вызвать у аудитории.

“The Nominal Group Technique”. Путем обсуждения и голосования мы пришли к окончательному решению и написали программу проведения дня, посвященного обычаям и традициям празднования Рождества в Америке.

В заключение следует сказать, что школьный возраст определяется как самый благоприятный для педагогического воздействия. Чем раньше человека начинают обучать чему-либо, тем эффективнее результаты такой деятельности. Это утверждение также верно для развития таких качеств как самостоятельность и креативность. Следует заметить, что большее удовольствие приносит сам процесс творчества, а не результат. Правильно организованная учебно-воспитательная деятельность позволяет постоянно поддерживать интерес учащихся к творчеству при сохранении положительного эмоционального фона, обеспечивает активность и самостоятельность, а также эффективное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса.






See also:
Яндекс.Метрика