Формирование образовательных компетенций на уроках географии


Формирование образовательных компетенций на уроках географии

Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм — способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании.

Сл.2 Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция — это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

Сл.3 Ключевые компетенции — способности личности справляться с самыми различными задачами. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета.

Сл.4 Роль географии в формировании ключевых компетенций огромна. Две тысячи лет назад римский географ Страбон определил главную задачу географии: «Изучение искусства жить». На первом уроке учащиеся размышляют над вопросом: «Для чего нужно изучать географию?». В ходе дискуссии отвечают на поставленный вопрос: 1. Чтобы понять свое окружение, мир в котором мы живем. 2. Приспособиться к окружающей среде или изменить ее применительно к своим силам. 3. Только знающий географию (окружающую среду) человек может принимать правильное решение, а значит выполнить главную задачу любого человека – найти достойное место в этом мире.

Вопрос: Для чего нужно изучать географию? Ответ: Чтобы знать.

Вопрос: Для чего нужно знать? Ответ: Чтобы уметь.

Вопрос: Для чего нужно уметь? Ответ: Чтобы действовать.

На своих уроках я работаю над формированием учебно-познавательных компетенций учащихся средней и основной школы.

Сл.5 Согласно Хуторскому Андрею Викторовичу, учебно-познавательные компетенцииэто совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению.

Сл. 6 Приведу примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:

ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

иметь опыт восприятия картины мира.

Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе и другие.

Сл.7 Какие из них я применяю в своей деятельности? Вот некоторые из них. Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно-деятельностного подхода. Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Для меня особенно интересна дискуссия, так как она является своеобразным интеллектуальным тренингом, поскольку её суть и состоит в том, чтобы заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для доказательства необходимого. Тем не менее, школьников надо учить ведению дебатов, дабы избежать хаотичного, эмоционального окрашенного и малополезного спора. Так, Сл.8 за основу я беру ПОПС-формулу, созданную профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсонон из ЮАР. По-английски она звучит так: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Аркадий Гутников перевёл её на русский язык, и получилась ПОПС-формула:

П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что

О – обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – …поэтому

Сл.9 Так же одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Тренировочные тестирования небольшого объёма я провожу регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Тесты содержат задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на воспроизведение общеучебных и географических умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т.д.). Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.

Сл.10 Все чаще обращаюсь к технологии проектной деятельности учащихся. Проектная методика является в настоящее время одной из самых популярных и актуальных среди современных технологий. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. Из практики могу сказать, что учащиеся средних классов, как правило, предпочитают групповую или парную работу. А вот старшеклассники — индивидуальную. Школьники получают возможность осуществлять творческую работу, самостоятельно добывать информацию.

Сл.11 Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью. Она предполагает:

выражение учащимися своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

при выполнении проекта происходит непроизвольное запоминание явлений и процессов;

в ходе работы над проектом стимулируется развитие творческого мышления, воображения;

кроме того, создаются условия не только для свободы выражения мысли, но и для осмысления воспринимаемого.

Сл.12 Технология проектов совмещена с информационными технологиями. Свои проектные работы ребята представляют в виде презентаций, сбор информации осуществляется с помощью сети Интернет.

Сл.13 В сочетании с постановкой проблемного вопроса, задач и заданий наиболее эффективным способом активизации познавательной деятельности является наглядность (картины, иллюстрации, схемы, таблицы, опорные конспекты и т.д.). Демонстрируя слайды, электронные учебники, учебные фильмы и другие аудиовизуальные средства, я делаю паузу для постановки проблемных вопросов, на которые ученики должны получить ответ в ходе просмотра.

Сл.14 В своей практике я организую на уроках самостоятельные практические работы с разными источниками географической информации. Достаточно часто применяю технологию формирования приемов учебной работы, изложенной в виде правил, планов описания и характеристик географических объектов. Данный вид работы начинается в 6 классе и продолжается в старших, в сочетании в другими формами и методами. Развивать умения учащихся характеризовать ГП гор, равнин, рек, морей необходимо посредством формирования приемов работы с географическими картами.

Для школьников, любящих проводить время за компьютерами и имеющих интерес к географии, предпочитающих индивидуальный стиль изучения материала, можно давать задания на дом на основе дополнительных мультимедиа-материалов. Презентация и защита своих проектов может осуществляться на общешкольных собраниях, конференциях и т.п.

Среди педагогических технологий наиболее известна технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС).

Сл.15 О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».

Опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществить самоконтроль за результатами учебной работы. Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников. Например:

Сл.16 Обучение приемам графического конспектирования имеет определенное практическое значение, так как находит применение в работе учеников с различными источниками знаний по географии, так и по другим предметам.

На уроках использую и схемы, и опорные сигналы, и опорные конспекты, диаграммы, графики, профили. Их роль очень важна, ведь в процессе обучения созерцание обычно соединено с мышлением, активизирует и концентрирует его. Еще Н.Н. Баранский писал — «Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география:»

Сл.17 Следуя словам Баранского Н.Н. на уроках географии применимы игровые технологии, вызывающие огромный интерес школьников, особенно слабоуспевающих (в классах коррекционно-развивающего обучения). Т.к. игры и игровые упражнения способствуют развитию и концентрации внимания и памяти, восприятия и мышления. Развивающие упражнения повышают активность учащихся, усиливают их потребности в знаниях. На своих уроках я даю учащимся такие игровые упражнения, как:

Найди лишнее слово,

Что такое? Кто такой?;

Отгадай загадку, расшифруй ребус;

Географическая цепочка;

Подбери пару;

Географические кроссворды, шарады.

Работа с «осколочной картинкой» и др.

Игровые технологии возможно использовать как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях.

Сл.18 Развитию познавательного интереса, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся способствуют и групповые технологии (работа в группах). Группы формируются по желанию учащихся, с учетом их интересов, и, желательно с разными учебными возможностями. При коллективной работе действует схема: учитель — коллектив — ученик. Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, способствует развитию чувства ответственности и зависимости, самокритичности. Наиболее точно решению этой задачи могут помочь технологии личностно-ориентированного обучения, т.к. именно они ориентированы на человека, формирование его активной позиции.

Сл.19 Итак, решение проблемы формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения географии является весьма сложным процессом. Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий, способствует результативности. Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками географической информации на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета географии.

Сл.20 И закончить хочу словами китайской мудрости:

«Скажи мне и я забуду,Покажи мне и я запомню.Вовлеки меня и я научусь».






See also:
Яндекс.Метрика