Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории общест


МОУ Сосново-Борская средняя общеобразовательная школа

Выступление на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе школ Коломенского муниципального района

«Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе»

Головерса Г.А. — учитель истории и обществознания, классный руководитель 9 класс

февраль 2011 год

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе.

Уважаемые коллеги!

В силу специфики преподаваемых дисциплин, нам, учителям истории и обществознания, чаще других приходится сталкиваться с вопросами нравственности, гражданственности, ;патриотизма , правовой, политической культуры и т.д.

Это звенья одной цепи, начало которой в формировании понятий «хорошо» и «плохо» и заканчивая проявлениями активной гражданской позиции во всех сферах общественной жизни.

Активная гражданская позиция-характерная черта присущая личности. В настоящее время среди целей и приоритетов образовательного процесса названа идея осуществления гражданского образования, что обусловлено осознанием важности подготовки активных и ответственных граждан, формирование гражданских ценностей. Таким образомi главной задачей современного воспитания является воспитание личности в широком и узком понимании этого слова.

Гражданственность, в данном случае, можно трактовать как «интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии другим гражданам и государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств».

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости людей, разрушает внутренний мир личности. Недостатки и просчёты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенно иждивенческими настроениями. Отдельные ребята страдают бездуховностью или усматривают её в исключительности положения в обществе своих родителей, замыкаются в своём исключительном круге общения. Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир или состояние «балдения» под воздействием спиртного, наркотических средств. Наиболее опасной формой безнравственного состояния школьников является нравственное лицемерие, практическое использование двух-трёхстепенной морали: одна внешняя, показная — для школы, общественных мероприятий; другая — для дома, для семьи, вводящая в заблуждение родителей; третья подлинная — для своего круга общения и для себя. На виду-общественная активность, в душе — убеждённость, что жизнь строится по законом жестокого эгоизма. Проявляются результаты противоречия между нравственным воспитанием в школе и обыденной жизнью, стихийным влиянием реальной действительности.

В связи с этим возникает ряд вопросов: «Кто виноват?», «Что делать?», «Кто должен заниматься вопросами нравственного и правового воспитания семья или школа ?»

А) Роль семьи. Ответ неоднозначный . С одной стороны, первичные понятия нравственности закладывает семья. Но, к сожалению, сегодня многие семьи забыли, что такое честь, достоинство, порядочность…Пусть воспитывают себе подобных?? Значительная часть родителей считает, что воспитание нравственности задача школы.

Б) Школ а. На неё сегодня ложится значительная доля нравственного воспитания и коррекции. И тем более правового воспитания. Начиная работать с учащимися в 5 классе я выбрала главным направление «Нравственность, как основа гражданственности и патриотизма». В рамках этой темы проводятся родительские собрания, классные часы, социологические, психологические и педагогические исследования, проект «История моей семьи в истории страны».

Известно, что формирование знаний и воспитание не одно и то же, но связь этих педагогических задач неразрывна. Ещё в предшествующее десятилетие исследователями причин криминального поведения несовершеннолетних была отмечена существенная трансформация моральных норм среди подростковых групп, размытость и подверженность деформациям представлений несовершеннолетних о морали и праве. Поскольку речь идёт о представлениях, очевидна дефектность знаний. Это подтверждает жизнь. Представление о патриотизме в сознании некоторых подростковых групп приобретает уродливый характер, Оно порождает ксенофобию, агрессию по отношению к людям с «неславянской внешностью». Деформациям в понимании патриотизма, гражданственности, культуры, понимании личности и т.д. курс обществознания противопоставляет иную трактовку.

«Почему люди любят Родину?», «Кто такой гражданин?», «Что значит быть патриотом?», Нации и межнациональные отношения», «Социальные конфликты и способы из решения».

Взаимодействие норм морали и права очень хорошо можно проиллюстрировать на основе исследования « Как стать богатым?»

Детям предлагаются различные способы разбогатеть:

-Не платить налоги,

работать в сомнительной фирме,

удачно выйти замуж…

Учащиеся 7-8 классов дают оценку с позиций норм морали, 9-10 классов с позиций норм права.

Раскрытие основных положений курса обществознания иллюстрируется экскурсами в историю: история государственного флага, герба и гимна; Создание народного ополчения в начале 17 века;

Рассказы о патриотическом подъёме в годы Великой Отечественной войны. Изучение Конституции, прав человека и гражданина РФ, отраслей права- позволяют сформировать комплекс необходимых знаний каждому человеку в жизни.

Помимо уроков дети создают презентации, пишут творческие работы, участвуют в олимпиадах, конкурсах.

Во внеклассной работе и на уроках применяю диск «Честь имею» о героях нашего времени, о любви к Родине, о чести и достоинстве.

Человек не рождается с полезными или вредными социальными качествами. Он еще не эгоист, но в нем отсутствуют и чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, он еще не потребитель, но в нем и не сформировано чувство бескорыстия, справедливости; он еще не лгун, но у него и не воспитана потребность говорить правду, не взирая на лица и обстоятельства.

Станет ли новорожденный личностью или останется инфантильным недорослем, будет ли полезен и дорог родителям, своим детям, друзьям, близким и обществу в целом, или принесет людям несчастье и страдания — зависит от атмосферы, в которой он будет расти и жить.

Главная цель нравственно-правового воспитания — развитие духовности как высшего уровня нравственно-эмоционального развития человека, достижения гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе которой лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление самосовершенствованию. Об этом мы и будем сегодня говорить на нашем классном часе.






See also:
Яндекс.Метрика