Формирование нравственных качеств личности как важнейшая задача общества


Формирование нравственных качеств личности как важнейшая задача общества.

О.А.Ефимова

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Владимирской области «Профессиональное училище№2» efimovok@yandex.ru

Что значит « быть личностью»? Современный человек живет в мире техники, мире духовно ограниченном, где приоритет общечеловеческих ценностей часто приносится в жертву практической пользе. Психологи считают, что кое –где уже появился новый тип человека. Являясь продуктом научно-технического прогресса, он практически не проявляет эмоции и чувства, это человек-робот, человек-машина, человек без ценностей. Появление такого человека в свое время предсказал Николай Бердяев : «Техническая цивилизация по существу не хочет знать личности. Она требует активного человека, но не хочет, что бы он был личностью». Что же значит- быть личностью? Лев Толстой писал: «Личность — это тот, кто приближается к разгадке своего бытия» Но в наши динамичный век мало найдётся людей, готовых «приближаться к разгадке бытия» . Мы все представляем большую шумную толпу. В стремлении к накоплению материальных благ, в поиске новых удовольствий, в яркой суете больших городов современный человек даже не задумывается о проблемах нравственных, духовных, не стремится к постижению внутреннего мира, природных тайн, к сохранению культурных ценностей, самобытности. Как же личности противостоять давлению окружающих? Есть ли у нее изначально такие возможности и ресурсы? [3]

Коренные преобразования 1990х годов, происходящие в стране в различных сферах жизнедеятельности людей привели к изменениям на политическом, социально-экономическом уровне и социокультурной ситуация в целом, что привело к формированию новых установок и ценностей. Сегодня мы наблюдаем деформации ранее существовавших убеждений и взглядов. В итоге многие духовные, нравственные, ценностные ориентиры и установки, которые на протяжении столетий обуславливали гармонизацию жизни и деятельности людей, основы взаимоотношений человека с окружающим миром, оказались неактуальными и невостребованными. Образовательные учреждения испытывают отрицательное воздействие социального расслоения общества: в отношениях между людьми возрастает эгоизм, происходит конфессиональная дифференциация, усиливается экстремизм. Среди молодежи распространились расистские, националистические, профашистские настроения. Наблюдается тенденция роста молодежной преступности. Сегодня уже нельзя не замечать кризисного состояния нравственности молодых людей. [6]

Человек безнравственный опасен для общества. Стать личностью можно только будучи нравственным.

Под нравственностью следует понимать освоенную, внутренне принятую человеком общественную мораль, регулирующую его индивидуальное поведение, опирающуюся на мировоззренческие убеждения и чувство совести (Б.П. Лихачев). Нравственная воспитанность – результат нравственного воспитания, включающий: глубину нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучением совести, страданию, стыду и сочувствию; зрелость нравственного сознания – моральную образованность, способность анализировать, судить о явлениях жизни с позиции нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку; устойчивость положительных привычек и привычным нормам поведения, культура отношений и общения; наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно–волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения; активную жизненную позицию, единство слова и дела, решимость в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе. [7]

О нравственности человека можно говорить при наличие у него личностных характеристик. Учебные заведения разрабатывают программы на основании положений, предложенных в статье Е.Степанова. [9] Об актуальности проблемы говорят научно-практические конференции по теме, многочисленные публикации. Проходят конференции «Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся в учреждениях профессионального образования города Москвы: проблемы и перспективы». [6]

Разработаны программы такие как «Формирование нравственных ценностей» Мохотаевой Н.Н., предполагающая следующую модель выпускника.

Модель выпускника включает в себя следующий набор социально – значимых качеств:

Осмысленность личной жизни, целеустремленность: сформированное понимание представления о смысле жизни, идеале, счастья; наличие жизненных планов(активная профессиональная подготовка, стремление к материальному благополучию и готовность экономически самостоятельно себя обеспечить, желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью, понимание жизненного целеполагания (жизненной целеустремленности) ).

Мировоззрение. Мироощущение. Материалистическое мировоззрение, знание научной картины мира; мировоззренческая терпимость; понимание и принятие философии прав и свобод человека; патриотизм(чувство гордости за Отчизну и желание её процветания);правовая политическая культура; жизненный социальный оптимизм; способность сделать правильный, нравственный социальный, политический выбор.

Интеллектуальное развитие. Информационный кругозор, потребность применять знания на практике , умение обобщать, анализировать, делать выводы, критичность, ничего не принимать на веру, гибкое мышление, свободное от догматизма , стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию ,умение ориентироваться в справочной, художественной литературе , умение и желание организовать себя, умение заниматься самообразованием, умение и желание образовываться на протяжения всей жизни.

Отношения к труду, деятельности, обязанностям. Добросовестность, старательность, настойчивость, предприимчивость, самостоятельность, творческий подход к работе, конкурентоспособность, умеют реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.

Личностные качества (черты характера). Сознательная дисциплинированность, сознательность, внутренняя свобода, независимость, стойкость, умение переносить трудности, решительность, смелость, порядочность, честность, самоуважение, социальная закаленность негативным воздействиям социальной среды, любящий себя, т.е. уважающий себя, верящий в себя и свою уникальность, в своё предназначения, умение видеть свои недостатки.

Здоровье и здоровый образ жизни. Отношения к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, знания механизмов и способов поддержания здоровья, стремление к физическому совершенствованию, искоренению вредных привычек, владения приёмами и способами оздоровления своего организма.

Отношения к окружающим. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей, альтруистическая жизненная позиция-бескорыстная забота о других, интерес к людям, общительность, доброжелательность, терпимость, уступчивость, сдержанность, тактичность, культура речи.

Семья, брак и любовь.Отношения к браку как к важнейшему жизненному выбору, уважительное отношения к женщине, осознание ответственности за своих детей.

Эстетическая культура. Иметь эстетический кругозор и эстетический вкус, отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни, труде, общение, учении, уметь со вкусом одеваться, организовывать быт, умение красиво оформлять записи, официальные бумаги, сформированная экологическая и природоохранительная позиция. [5]

В Профессиональном училище№2 проводится поэтапная, целенаправленная работа, состоящая из четырёх этапов: организационно-подготовительный; проектировочный; формирование нравственных ценностей обучающихся; оценочно-результативный. Сильное влияния на нравственное развития молодёжи в процессе обучения оказывает личность педагога. Всегда актуальными остаются слова С.Л. Рубинштейна: «Личность воспитывается личностью». Нравственный облик педагога раскрывается в системе его отношений к своей работе, во взаимоотношениях с коллегами, студентами, другими людьми, а также его отношения к самому себе. Эти отношения являются для обучающихся убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые педагог утверждает на своих занятиях.

Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся происходит на занятиях по учебным дисциплинам гуманитарного (история, литература, обществознание) и общепрофессионального циклов ( деловая культура, психология и этика делового общения и др.), а также на производстве посредством взаимодействия с работодателями, выстраивания партнёрских отношений с наставниками – производственниками.

Дополнительное образование позволяет создать условия для духовно-нравственного развития учащихся. Работает кружок «Истоки». Программа кружка включает в себя модули: «Нравственность», «Толерантность», «Семья».

То, что студенты узнают во время занятий, проявляется во внеклассных мероприятиях. Проводятся такие мероприятия как «День матери», «Встреча с ветеранами».

Развитие духовно-нравственных качеств — это большой пласт деятельности студенческого самоуправления. Силами студентов в колледже реализуются социальные проекты: «Никто не забыт…», «История моей семьи» .

Студенческое самоуправление проводит работу по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам педагогического труда. Ежегодно на День пожилых людей, День защитников Отечества ветераны приглашаются на чаепитие, концертные мероприятия.

Так духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Сделать себя нравственнее, добрее, чище-значит сделать таким мир вокруг себя.

Литература

1.Богуславский М .В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики // Педагогика. 1998.-№8

2.Добрым быть совсем не просто. классный час. Воспитание школьников №8 2006. с. 20

3. Жуковец Л.М. Что значит быть личностью и как противостоять негативному влиянию окружающих . Воспитание школьников 2010 №10 стр.19-22

4. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности-основа учебно-воспитательного процесса.-М.,1993

5.Моргунова О.Ю. Развитие духовно-нравственного качеств молодёжи-стратегическая задача колледжа. Научные исследования в образовании 2012 №4 стр.47-50.

6.Мохотаева Н.Н. программа формируется нравственных ценностей. классный руководитель 2012 №4 стр.3

7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич.-М.: Современное слово, 2005

8. Ремизова Т.Н. Формирование положительной мотивации к обучению студентов. Научные исследования в образовании 2010 № 1 стр.27-38.

9. Степанов Е. Технология моделирования и построение воспитательной системы образовательного учреждения в школе. Воспитание школьников 2006 №8 стр.2-7.

10. Чепикова Л. В.Воспитание гуманизма . Воспитание школьников 2009 №6 стр. 14- 23






See also:
Яндекс.Метрика