Формирование навыков самоконтроля как средства повышения грамотности обучающихся в нача


Формирование навыков самоконтроля как средства повышения грамотности обучающихся в начальной школе

Говоря о грамотности, прежде всего имеется ввиду общий уровень владения обучающимися орфографическими навыками, основанными на определенных знаниях по фонетике, словообразованию, морфологии и синтаксису.

Самоконтроль – это способность контролировать результаты (промежуточные и итоговые) своей деятельности. Держать под контролем свою умственную дечтельность обучающиеся смогут только в том случае, если они овладели соответствующим материалом в теоретическом аспекте и знают, как эти знания необходимо применять на практике и умеют это делать. То есть обучающиеся должны освоить и формулировки правил , и схемы их применения. Если же необходимые знания утрачены, обучающийся, обладающий должными учебными компетенциями восстанавливает их, обращаясь к справочным и энциклопедическим изданиям, учебным пособиям и словарям, а так же к учителю или соученикам и родителям.

Самоконтроль является одним из умений самообразования, предполагающего определенный уровень развития познавательной активности и самостоятельности. Система развивающего обучения имеет возможность формировать необходимые для этого качества:

— сам определяю цель учебной деятельности

— сам решаю, в какой последовательности буду выполнять действия и какими правилами буду руководствоваться

— сам буду контролировать себя, сопоставляя свои результаты с образцом

— сам буду проверять: находить и исправлять ошибки

— сам оценю свои успехи в достижении поставленной цели или выполнении задания

Навыки самоконтроля можно определить и как умение быть учеником и учителем одновременно. В процессе обучения учащиеся начальной школы должны овладеть следующими умениями:

— обращаться к справочной литературе

— исправлять ошибки, допущенные в написании орфограмм, изучаемых в начальной школе

— вести посильную работу по предупреждению ошибок

Построение современных учебников по русскому языку позволяет обучающимся постоянно контролировать свои действия. Это наличие словарного материала, справочного аппарата, различные памятки и «подсказки» действий при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

Формирование навыков самоконтроля обычно вводится с первых дней обучения ребенка в школе как игровой момент урока. При этом целесообразно давать только положительную оценку действий – выполнил задание – сравнил с образцом (или правильным ответом и др.) – самостоятельно оценил свою работу по критериям, предложенным учителям (носящим только положительную оценку). В период обучения письму дети могут первоначально оценивать только внешний вид работы (чистоту, аккуратность, правильность выполнения на нужной строке и др.), отмечать хорошо написанную букву, слог, слово, т. е. радоваться и осознавать свою успешность даже на минимуме выполненного задания.

В дальнейшем, с накоплением теоретических знаний, дети учатся самостоятельно выполнять задания с последующей само- и взаимопроверкой, самооценивать правильность выполнения задания.

Задача начального обучения – показать, дать представление, научить элементарным способам самоконтроля, научить детей проверять себя без помощи учителя и родителей, т. е. не бояться делать ошибки, уметь видеть и исправлять их, пользоваться для этого доступными и разнообразными справочными материалами, использовать возможности компьютерных технологий.






See also:
Яндекс.Метрика