Формирование навыков использования информационной среды в начальной школе


Формирование навыков использования информационной среды в начальной школе.

Дети должны научиться не только

творить новое, но и использовать наработанное человечеством.

А. Фурсенко

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. В настоящее время процесс информатизации затронул все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности. Одним из важнейших направлений модернизации современной начальной школы является её информатизация. Формирование информационно – коммуникационной компетентности младших школьников, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности приобретает в настоящее время особую значимость.

Современное общество предъявляет образованию социальный заказ на формирование развитой, свободно и творчески мыслящей личности, способной результативно использовать все наработанное человечеством, стремящейся к благополучию не только личному, но и общественному.

Информатизация образованияпроцесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

В многочисленных публикациях, посвященных информатизации образования, выделяют, как минимум, три основные цели информатизации образования:

повышение эффективности образования;

повышение гибкости и доступности образования;

развитие информационной культуры.

Интегрирование информационных технологий в учебно-воспитательный процесс — это обоснованная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Сегодня наблюдается возрастание объема программного материала, его содержание модернизируется в соответствии с современными условиями. Однако у учащихся наблюдается дефицит умений:

работать с текстом;

давать развернутые ответы;

обращать внимание на детали;

сопоставлять, сравнивать материал разноплановых текстов (удерживать информацию, реферировать ее);

осуществлять поисковый вид чтения;

анализировать материал.

Это связано с неумением работать с информацией, несформированность у младших школьников коммуникативной компетенции. Коммуникативные функции языка реализуются в тексте с его семиотическими свойствами и коммуникативными функциями. Основным семиотическим свойством текста является его способность содержать информацию разных видов: предметную, оценочную, эстетическую, эмоциональную и т.д. Основная коммуникативная функция текста — передавать эту информацию. Уже младших школьников надо учить воспринимать и создавать тексты разных типов речи и жанров. Следовательно, возникает необходимость научить использовать современную информационную среду.

Информационная среда образовательного учреждения создается ради того, чтобы учащийся мог получать самые новые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал в кружки, секции, на курсы и каток, в кино и почитать книгу.

Информационная среда обширна и богата. В качестве современных источников и носителей информации можно выделить:

книги (литературные произведения, биографии, очерки, учебные статьи, энциклопедии, справочники, словари);

ресурсы Интернета — библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, сведения об авторах, прототипах героев, об исторических событиях, о знаменитых людях, о представляемой эпохе, о природных явлениях и др.;

электронные обучающие программы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, видео и DVD фильмы;

произведения музыкального и изобразительного искусства;

устное и письменное общение со сверстниками (друзьями), родителями и педагогами.

Перед педагогом стоит задача: научить школьников осознанно, разумно и рационально использовать различные источники информации. Уже с I класса можно вовлекать учащихся в использование информационных ресурсов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию такой деятельности школьников. Однако делать это нужно обязательно, ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если не учитывать это обстоятельство, рассматривать возраст шесть-десят лет как малозначимый, «непроходной для информационных технологий, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. При организации деятельности по использованию различных источников информации необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Лучше выбирать тему для поиска информации из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для

такой работы требуется личностно занимаемая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам

и близкая им.

Бесспорно, что работа с любым источником информации невозможна без исследовательского метода. Вся познавательная деятельность строится на поиске смыслового богатства текста, на открытии и исследовании причинно-следственной связи, на проблемном изложении ситуации. При этом используются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (при введении в образ, объяснении обстановки той или иной эпохи, времени, места действия), словесные, игровые, практические методы, наблюдение и проектный метод.

Информационная среда должна находить свое применение при изучении всех учебных предметов и во внеклассной деятельности. Следовательно, для ее анализа следует обязательно использовать материал нравственного, патриотического, краеведческого, экологического характера и т.д. В этом случае на уроках кроме сведений из учебника будет использоваться материал из Интернета, электронных и бумажных источников информации. Ученики смогут представить и защитить свои проекты по разным темам, которые объединены источником получения информации — Интернетом. Так, к урокам ознакомления с окружающим миром ученики могут подготовить сообщения на определенную тему; к урокам истории — написать рефераты об известных личностях и значимых событиях; литературного чтения и русского языка — составить сочинения и выпустить стенгазеты; изобразительного искусства подготовить выставки, стенгазеты, провести тематические конкурсы; технологии и математики — написать рефераты об изобретателях, ученых и моделях к внеклассным мероприятиям — провести классные часы, конкурсы, смотры, утренники и т.д. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персонального компьютера будет возрастать, и поэтому будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Основа таких уроков и занятий с использованием дополнительных источников информации — коммуникативное ядро и проблемная ситуация, которая требует разрешения. В ходе работы должны быть своя завязка, развитие действия и развязка. Коммуникативное ядро играет роль кульминации. Смысл его состоит в том, чтобы максимально нейтрализовать речевой контроль. Ученик не должен бояться отвечать, не должен бояться своей ошибки. Одно из важных условий — свобода мысли. У

ребенка есть свое мнение, своя точка зрения, которую никто не вправе считать ошибочной, поэтому он должен иметь возможность высказаться, обосновать свою версию, опираясь на разные информационные

источники.

Формами организации такой деятельности младших школьников могут быть как обычные уроки, так и кружковые занятия, посиделки, литературные встречи, просмотры фильмов, спектаклей, игры, экскурсии и др. Работа может проводиться фронтально, индивидуально, в группах, паре. Уместными будут руководство педагога и совместное обсуждение, но необходимо использовать и самостоятельные виды деятельности учащихся. Известно, что для современных детей Интернет — это один из способов доступа книжной информации. Используя Интернет, ребенок самостоятельно выбирает, какой материал он хотел бы изучать глубоко, формирует собственные познавательные интересы. В любом случае ценны советы учителя. Ведущая роль педагога в условиях компьютеризации обучения, видоизменение и преобразование (в частности, обогащение) выполняемых педагогом функций сегодня особенно актуальны. Иначе усвоенные знания вполне способны приобрести случайный и бессистемный характер: учащийся вносит самостоятельно выработанную систематизацию знаний и пытается упорно придерживаться ее в классных занятиях, не обращая иной раз при этом внимания на вопиющие противоречия между данной системой и научными фактами.

Компьютер является необходимой составляющей всех сфер современной жизни. Его широкие возможности следует использовать и в школьном образовании. Компьютерные образовательные программы и мультимедийные презентации сопровождения при разумном применении имеют множество плюсов: наглядность, большой объем, скорость, дифференцированные уровни информации, контроль и стимул к обучению.

Сегодня существует много обучающих программ: «Словечкин», «Развивайка», «Семейный наставник», «Репетитор», «Фраза», «Учимся рисовать», «Веселая математика», «Веселый художник» и т.д. Уроки, проводимые с использованием ИКТ наглядны, красочны, приносят наибольший эффект, который достигается психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала. В начальных классах лучше использовать не тренировочные и контролирующие программы, а информационные.

Это учит младших школьников находить нужную им информацию. Например, виртуальные энциклопедии «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» «Хочу все знать!»Энциклопедия животных», «Природа России», «От плуга до лазера», и другие содержат не только текстовую информацию об окружающем мире и обществе, но и фото, аудио, видеоряды, анимацию, карты, схемы, викторины, которые эффективно дополняют любой учебный курс и проекты учеников. Немаловажная роль должна быть отведена в учебном процессе и бумажным носителям информации. Особое внимание следует уделять формированию навыков работы со словарями. С этой целью можно использовать отдельные упражнения или проводить занятия, мероприятия, посвященные этой теме.

Активное использование ИКТ уже в начальной школе помогает успешнее достичь общие цели образования, легче формирует компетенции в области коммуникации, умение собирать факты, сопоставлять их, организовывать, выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Со временем будут появляться все новые и новые информационно-коммуникационные технологии, которые можно будет применять в общеобразовательной школе. Следовательно, можно будет и дальше расширять информационную среду школы.

Список Литературы:

1.Марданова Е.У. Формирование навыков использования информационной среды. // Начальная школа.-2009.-№ 4.

2.«Использование ИКТ на уроках в начальной школе», http:omsk.edu.ru.

3.Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младшего школьника. СПб., 2006.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

5. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты. М., 2005






See also:
Яндекс.Метрика