Формирование навыков говорения и письма на уроках английского языка в 4 классах


Формирование навыков говорения и письма на уроках английского языка в 4 классах

Современная методология обучения иностранному языку различает следующие виды модели речевой коммуникации:

1) официальный индивидуальный контакт;

2) деловой разговор;

3) свободная беседа;

4) групповая официальная беседа;

5) монолог в групповой беседе;

6) публичное общение.

Наблюдения над коммуникацией в различных условиях, а также обследование драматических произведений позволили определить весьма обширный перечень коммуникативных ситуаций. Последующее сопоставление выделенных ситуаций выявило не только их разнообразие, но и возможность объединения их в группы по принципу явной схожести. Для этого было введено понятие сферы устного общения как совокупности коммуникативных ситуаций, характеризующихся однотипностью речевого побуждения человека, отношений между собеседниками и обстановки.

Исходя из этого определения, можно выделить 8 сфер устного общения, которые присущи любому современному языковому коллективу.

1) сервисная сфера (социально-коммуникативные роли покупателя, пассажира, пациента, абонента, посетителя столовой и т.д.);

2) семейная сфера (социально-коммуникативные роли отца, матери, сына, дочери, сестры и т.д.);

3) профессионально-трудовая сфера (роли руководителя, подчиненного, ученика, коллеги, сотрудника и т.д.);

4) социально-культурная сфера (роли знакомого, друга, соученика и т.д.);

5) сфера общественной деятельности (роли члена общественной организации или избираемого органа, публициста и т.д.);

6) административно-правовая сфера (роли посетителя госучреждения, заявителя и т.д.);

7) сфера игр и увлечений (роли коллекционера, садовода, умельца, рыболова, любителя животных и т.д.);

8) зрелищно-массовая сфера (зритель в театре, цирке, кино, телезритель и т.д.).

Все современные системы обучения иностранным языкам используют в настоящее время эти восемь сфер устного общения.

Современная методология преподавания иностранных языков базируется на следующих принципах обучения устной речи:

— принцип коммуникативной направленности;

— принцип моделирования типичной коммуникативной ситуации;

— принцип коммуникативной деятельности;

— принцип интенсивной практики;

— принцип поэтапности речевых умений;

— принцип адекватности.

Принцип коммуникативной направленности. Важность его для обучения иностранным языкам и особенно устной речи в настоящее время общепризнанна.

Рассматриваемый принцип пронизывает все основные этапы организации обучения речи. Так, соблюдение его ведет к требованию, чтобы отобранный минимум языкового  инвентаря обеспечивал уровень коммуникативной достаточности, т.е. возможности участия в реальной коммуникации. При включении речевого материала в программу следует оценивать каждую фразу с точки зрения реальности ее появления в естественных актах устного общения, с точки зрения повторяемости этих предложений как «готовых» языковых знаков. В тематике учебного материала существенно предусмотреть возможности формирования социально-коммуникативной позиции ученика, в будущем — взрослого члена общества.

Принцип моделирования типчиной коммуникативной ситуации. «Молекулой» устного общения является коммуникативная ситуация. Ситуация и речь тесно связаны между собой. Язык развивается через ситуации и неотделим от них. Язык нужен в определенных ситуациях, поэтому исходным моментом обучения должны быть ситуации. В методике аналогом реальных ситуаций служат типичные коммуникативные ситуации.

Любая включенная в программу тема должна раскрываться как набор определенных коммуникативных ситуаций..

Принцип коммуникативной деятельности. Современная методика преподавания иностранного языка исходит из того, что иноязычной речи следует обучать не как отвлеченному коду, а как специфической психофизиологической деятельности, обеспечивающей производство и восприятие высказываний на иностранном языке, как операционной готовности включения в ту или иную ситуацию реального общения.

Принцип интенсивной практики. Психофизиологической базой речевой деятельности служит навык, или автоматизированное умение, ставшее в результате многократных повторений наиболее экономным и свободным способом исполнения данного действия. Разумеется, не все языковые элементы даже в родном языке находятся у его носителей на уровне навыков.

Принцип поэтапности речевых умений. Данный принцип определяет, что овладение языковым материалом и операциями с ним в речи осуществляется поэтапно. Это означает решение на каждой данной ступени обучения только одной задачи, развития лишь одной стороны речевого умения. При этом общее направление естественно должно идти от овладения иноязычно-речевой формой к способности выразить с ее помощью некоторое содержание. Рассматриваемый принцип лежит в основе дифференциации типов упражнений — тренировочных — I тип и коммуникативных (речевых) — II тип.

Принцип адекватности. Под адекватным понимается такое упражнение, которое содержит в себе либо все формируемое действие, либо его элементы. Так, применяя вопросо-ответные упражнения при обучении диалогической речи, мы как бы моделируем соответствующую форму реального общения. Такие формы работы можно считать адекватными. Следовательно, при отборе или разработке учебных действий для использования на завершающих этапах формирования устноречевых умений — для развития коммуникативной речи — следует иметь в виду, чтобы как своим содержанием, так и процедурой выполнения упражнения в максимальной степени соответствовали реальным коммуникативным действиям.

Таким образом, подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы.

К достоинствам существующих методов обучения можно отнести следующее:

1. Разработка четырех факторов коммуникативной ситуации:

1) обстоятельств действительности (обстановка), в которых осуществляется коммуникация (включая наличие посторонних лиц);

2) отношений между коммуникантами (субъективно — личность собеседника);

3) речевого побуждения;

4) реализации самого акта общения, создающего новое положение, стимулы к речи.

2. Разработка типовой коммуникативной ситуации, например: разговор покупателя с продавцом, зрителя с кассиром театра, беседа матери с сыном по поводу его учебы в школе, учителя с учеником, беседа бывших однокашников, беседа коллекционеров, встреча близких людей и т.д.

3. Выделение трех видов общения: индивидуальное, групповое и публичное.

4. Разработка таких моделей речевой коммуникации как:

1) официальный индивидуальный контакт;

2) деловой разговор;

3) свободная беседа;

4) групповая официальная беседа;

5) монолог в групповой беседе;

6) публичное общение.

5. Выделение восьми сфер устного общения:

1) сервисная сфера;

2) семейная сфера;

3) профессионально-трудовая сфера;

5) сфера общественной деятельности;

6) административно-правовая сфера;

7) сфера игр и увлечений;

8) зрелищно-массовая сфера.

Задания, которые составляют содержание урока.

1. Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.

2. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.

3. Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, тропы, с помощью которых автор выражает  свое отношение к людям, событиям, природе и т.д.

4. Доказать, что…

5. Определить основную идею текста.

6. Охарактеризовать…

7. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.

8. Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.).

9. Придумать другой конец для рассказа.

В таблице 1 представлены примеры заданий и упражнений на начальном этапе обучения монологу.

Таблица 1.

Этапы работы

Примеры заданий и упражнений

1. Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слова и словосочетаний

•  Назвать слово, глядя на картинку.

•  Выбрать слово,  которое  не  подходит  к данной группе слов.

•  Прочитать слова.

•  Составить словосочетания из предложенных слов.

•  Заполнить пропуски в предложении.

•  Найти ошибки.

•  Отгадать слово по его дефиниции.

2. Отработка слов на уровне предложения

• Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики.

•  Сформулировать вопросы к имеющимся ответам.

•  Заполнить пропуски/закончить предложения.

• Соединить разрозненные части предложения.

•  Перефразировать предложения с использованием предложенных слов.

3. Работа на уровне сверхфразового единства.

•  Описать картинку.

•  Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные соревнования и т.д.).

 

В таблице 2 представлены примеры заданий и упражнений на среднем и старшем этапе обучения монологу.

Таблица 2

Этапы работы

Примеры заданий и упражнений

1 1. Повторение заученного материала поданной теме

• Фронтальное обсуждение темы/беседа.

• Ответить на вопросы.

• Составить спайдограмму/план-схему темы.

• Подбор/повторение лексики по теме.

   2. Ознакомление с новым  языковым  материалом и его первичная отработка

• Лексические упражнения на уровне слова и словосочетания.

• Языковые игры (бинго, игры на отгадывание,языковое лото и т. д.).

3. Речевые упражнения

• Высказать свое мнение по вопросу/утверждению/цитате и т.д.

• Прокомментировать пословицу.

• Подготовить доклад/сообщение на тему и т.д.

 

  1)  Формирование лексических навыков чтения  осуществляется в упражнениях по проверке понимания прочитанного и при обсуждении его содержания.

      Для проверки понимания в Учебнике используются наиболее распространенные способы: multiple choice (выбрать правильный ответ из нескольких вариантов), true / false statements (правильно или неправильно) and wh-questions (специальные вопросы).

      Задания на выбор правильного ответа из нескольких данных (multiple choice) могут проверять:

      а)  как учащиеся поняли факты, сведения, о которых прямо говорится в тексте (понимание на уровне значения);

      б)  как учащиеся поняли то, о чем прямо не говорится в тексте, но написано как бы между строк (понимание на уровне смысла).

      True / false statements, как и предыдущий способ, могут проверить понимание как на уровне значения, так и на уровне смысла, только при более ограниченном выборе. В зависимости от уровня подготовленности класса учитель может попросить учащихся найти предложения, подтверждающие правильные или опровергающие неправильные утверждения.

      Wh-questions (специальные вопросы) могут быть направлены на проверку знания конкретных фактов или на выявление более глубокого понимания смысла прочитанного.

      При ответах на эти вопросы учащиеся употребляют новую лексику (менее подготовленные — находят в тексте). При этом лучше использовать прием Read, look up and say. Так происходит осознание правильного значения слов и первичная автоматизация новых лексических единиц.

             2)  Формирование лексических навыков говорения происходит по речевым образцам, представляющим определенные речевые функции. На этом этапе целесообразна парная работа. Опираясь на текст, учащиеся учатся спрашивать, выражать согласие, опровергать, сравнивать, выражать свое мнение относительно содержания проблем, представленных в текстах о Великобритании. Дальнейшая автоматизация лексических навыков осуществляется уже в новых ситуациях, связанных с жизнью своей страны.

      Формирование грамматических навыков говорения. Следует отметить, что работа над грамматической стороной речи происходит и в других разделах, когда задается речевая задача и дается образец с определенной грамматической структурой в качестве опоры. В общей схеме раздела по формированию грамматических навыков говорения выделяются следующие этапы: презентация грамматического явления и его автоматизация. Эти этапы могут плавно переходить один в другой или перемежаться друг с другом, когда, например, грамматический материал подается частями, квантами.

      Показ функционирования грамматического явления происходит в связном тексте, задания к которому указывают на функцию этого явления. Учащиеся читают или слушают текст и выбирают те предложения, которые соответствуют данной функции.

      Выбор может сопровождаться записью на доске, что позволит учащимся самостоятельно сделать вывод о формальной стороне данного явления. Если учащиеся затрудняются это сделать, они могут обратиться к рубрике “Grammar in Focus”, которая, как правило, приводится в Учебнике сразу же после задания, направленного на осознание функции грамматического явления. Они могут обращаться к данной рубрике и для более точного формулирования правила. Соответствующий грамматическому явлению параграф в грамматическом справочнике поможет учащимся дома самостоятельно сравнить изучаемое грамматическое явление с другими, схожими с ним, осознать их различия. В зависимости от уровня подготовленности класса к грамматическому справочнику можно обратиться и по мере знакомства с грамматическим явлением на уроке.

  Обязательным условием успешного овладения грамматическим явлением является отработка логического ударения в речевом образце. Дополнительные упражнения для формирования грамматических и лексических навыков помещены под соответствующими рубриками в Рабочей тетради. По своему усмотрению учитель может использовать их на уроке.






See also:
Яндекс.Метрика