Формирование навыков чтения и литературной деятельности в начальной школе


1

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статью подготовила

учитель начальных классов Крупнова Светлана Алексеевна.

 

Чтение является одним из видов речевой деятельности.

Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. Идеи многих учёных легли в основу современных педагогических технологий:

технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);

технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);

технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов);

технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);

  технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).

Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения.

2

Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.

Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения.

Так для включения в урок подходят упражнения:

на релаксацию, которые одновременно настраивают детей на эстетическое восприятие произведения;

·         упражнения на концентрацию внимания;

·         упражнения на преодоление регрессии и расширение бокового поля зрения, например: «Найди лишнюю букву» (при этом даётся установка —  глаза вести слева направо), «Зелёная точка» (фиксируя взгляд на точке, замечать фрагменты текста), таблицы Шульте.

Приведу ряд фрагментов уроков, где использовались мной данные упражнения.

1. Упражнение на релаксацию при работе над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», которое помогло устранить волнение и одновременно настроить учащихся на эстетическое восприятие произведения.

— Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Опустите веки.

(Звучит музыка Э. Грига «Колыбельная Сольвейг»).   

— Расслабьте мышцы лица, шеи, плеч, мышцы рук, ног. Дыхание ровное и спокойное. На счёт пять откройте глаза (считаю до пяти).

 — Что вы почувствовали?

 — Музыка успокоила вас. Она может вызвать другие, более глубокие чувства. За это мы бываем благодарны музыкантам: композитору и исполнителям.

2. На концентрацию внимания и скорейшее включение учащихся в урок использую упражнение «Муха». Воображаемая муха находится в центре квадрата, разделённого на клетки. Водящий диктует направление движения «мухи». Дети следят за движением с открытыми, а затем с закрытыми глазами. В случае, если «муха» вылетает за рамку квадрата, хлопают в ладоши. Упражнение усложняю тем, что квадрат делю на разное количество клеток. Это даёт возможность многократно использовать этот вид работы.

3

3.Для развития концентрации внимания, использую упражнение «Осмысленное чтение». Учащимся раздаю различные печатные тексты (использую газеты). Хорошо читающий ученик читает рассказ. Например: «Какой подарок самый лучший».

В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы:

 — Что подарили Кате на день рождения?

 — Какой подарок самый лучший?

 — Почему?

Затем провожу взаимопроверку вычеркнутых букв.

4. Упражнение на расширение бокового поля зрения « Зелёная точка» при работе над произведениями А. Л. Барто ( 1 класс ).

Вокруг зелёной точки располагаю иллюстрации игрушек: зайки, мишки, лошадки и др. Детям предлагается сконцентрировать взгляд на зелёной точке в течение короткого промежутка времени. Далее спрашиваю:

 — Что увидели?

 — Как сказать одним словом? (Игрушки).

Далее предлагаю прочитать наизусть стихотворения про эти игрушки. Как правило, дети читают стихи А. Л. Барто из цикла «Игрушки». Данное упражнение так же вызывает у ребят желание познакомиться с новыми произведениями А. Л. Барто.

Подобные упражнения провожу с буквами при обучении грамоте.

Вокруг зелёной точки располагаю буквы: к, н, я, с, т. После того, как будут названы замеченные боковым зрением буквы, задаю вопрос:

 — Какая буква лишняя? Почему?

Постепенно этот вид упражнения усложняю. Располагая вокруг  зелёной точки буквы: а, е ,ё, ю, я, задаю вопросы:

 — Что увидели?

 — Что эти буквы объединяет? (гласные)

Разбейте эти гласные на группы.4

 — Как вы это сделали?

5. Для расширения бокового поля зрения и преодоление регрессии изготовила карточки с заданиями на каждого ученика.

Это таблицы Шульте, карточки с двумя или тремя одинаковыми рядами букв (со специально допущенными ошибками) и др.

В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:

·         чтение вслух;

·         чтение про себя;

·         жужжащее чтение;

·         хоровое чтение;

·         чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);

·         чтение «абракадабр» (слогов со стечением согласных);

·         динамическое чтение;

·         чтение в темпе скороговорки;

·         бинарное чтение (два ученика одновременно);

·         «Буксир»;

·         «Очередь»;

·         «Прыжки» (через слово, через строчку);

·         «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);

·         «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);

·         «Первый и последний» (слово в строчке, слово в предложении, буква в слове);

·         круговое чтение;

·         «Прятки» (найти слово с определённым признаком);

·         «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);

·         антиципация слов, предложений, пословиц;5

·         чтение со счётом слов, строк;

·         чтение через решётку (из полосок бумаги);

·         вертикальным движением глаз;

·         «Сканирование» (поиск информации за 20 – 30 секунд);

·         «Разведка»;

·         «Спринт».

Приведу фрагменты уроков:

1. Чтение «абракадабр» при изучении темы «Звуки [г], [гʼ], буквы Г, г».

абара                   абра               бра          (брал)

омоно                  омно              мно         (много)

игири                    игри               гри          (грибы)

унуки                    унки                нки         (венки)

орези                   орзи                рзи          (корзина)

 — Прочитайте столбики (по вертикали).

 — Прочитайте строчки (по горизонтали).

 — Слоги последнего столбика добавьте до целого слова.

2. Чтение вертикальным движением глаз «Снежный ком» на том же уроке.

много

поганки

набрали

боровик

корзинка

            Прежде, чем прочитать каждое следующее слово, ученик возвращается к первому. Этот вид работы одновременно подготавливает учеников к восприятию текста.

           

6

3. Упражнение «Снежный ком» при  изучении произведения К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» позволяет научить читать слова, правильно выделяя голосом ударные слоги.

 — Прочитайте упражнение «Снежный ком», правильно выделяйте голосом ударные слоги.

Нильс

Магда

Э́двард Григ

 город  Бе́рген

Да́гни Пе́дерсен́

Ха́геруп Пе́дерсен

Северная страна Норве́гия

  — На какие две группы можно разбить эти слова? (Место действия, герои рассказа.)

            4.Чтение со счётом строк в том же произведении.

 -Прочитайте со счётом строк от слов: «Он писал и видел…»

 — Найдите и прочитайте самые важные на ваш взгляд слова. (Я видел жизнь…)   

            5. При работе над стихотворением И. Бунина «Матери» использовались различные виды чтения: динамическое чтение «Снежный ком», чтение без артикуляции за учителем, жужжанием, сканирование, про себя, вслух, хором за ведущим, цепочкой по строчке, «Первый и последний», «Прыжки через строчку», «Ловушка», через решётку. Опишу некоторые из них.

Чтение «Ловушка».

            Учитель читает стихотворение, заменяя некоторые слова и выражения.

 — Я помню комнату

 — И нежный

 — Ты вдруг обнимешь7

— Я помню ночь, тепло постели

Дети замечают и исправляют ошибки в чтении.

Чтение через решётку.

Этот вид чтения использую после отработки навыков выразительного чтения.

Ученики перекрывают текст тонкими полосками бумаги в виде решётки заданной учителем формы. Затем выразительно читают.

Полоски хранятся у каждого ученика в индивидуальном конверте.

            Важнейшей задачей уроков чтения является совершенствование навыка выразительного и беглого чтения.

Выразительное чтение – интонационно правильное чтение, передающее идеи и чувства, заложенные в произведении. В выразительном чтении активно проявляются мысли, отношение учащихся к тому, о чём они читают. Учащиеся учатся находить нужную выразительную интонацию, исходя из содержания произведения. Для этого они определяют тему, выделяют опорные слова, учатся использовать во время чтения средства выразительности: темп, силу голоса, логическое ударение, паузы, мелодику голоса, мимику, жесты.

Для формирования навыков выразительного чтения использую:

·         выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

·         выделение голосом различных слов в предложении;

·         работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);

·         чтение одного предложения с разной интонацией;

·         «Эхо» (за учителем);

·         чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика);

·         «Голоса» (подражая кому-либо);

·         чтение с изменением голоса героя;

·         по ролям;

·         разметка текста (паузы, логическое ударение);

·         работа по памятке;8

·         дикторское чтение;

·         инсценирование;

·         работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);

·         конкурс чтецов.

Особую роль отвожу работе с памяткой. Дети производят разметку текста, подбирают темп и нужную интонацию.

Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления.

В течение урока веду работу над развитием речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения.

Использую упражнения для понимания смысла текста:

·         работа над лексическим значением слов, используя словари;

·         озаглавливание текста;

·         составление плана или нахождение ключевых слов;

·         нахождение кульминационного момента;

·         определение темы, главной мысли;

·         определение типа текста;

·         «Фотографирование» и определение содержания по иллюстрации;

·         предугадывание;

·         предположение;

·         подбор иллюстрации;

·         фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа;

·         составление диафильма;

·         выборочное чтение;9

·         восстановление текста (даются фрагменты);

·         вычитывание подтекста;

·         определение авторского замысла, идеи произведения;

·         составление кроссвордов по тексту;

·         викторины по произведениям;

·         мини-сочинения с целью анализа характера и поступка героя;

·         составление ребусов, загадок;

·         подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока.

Приведу некоторые фрагменты урока литературного чтения. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

Предугадывание.

 — Догадайтесь по названию, о чём этот рассказ?

Упражнение «Фотоглаз».

 — Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию (2 секунды).

 — Закройте учебники.

 — Что вы увидели?

 — Это наше время?

 — Какая местность?

 — Какой лес?

 — Что ещё заметили?

Фантазирование, вычитывание подтекста.

 — О чём разговаривали Григ и Дагни?

 — Что в разговоре главное?

 — Почему  ему захотелось сделать девочке подарок? (Она понравилась Григу: маленькая, доверчивая, красивая, чуткая. Главное,  девочка имеет доброе сердце, умеет думать о других.)

10

Чрезвычайно важно обращаться к выявлению авторской оценки событий, персонажей, причём следует учить видеть эту оценку в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых оценочных суждениях.

Специфика работы на уроках литературного чтения заключается в том:

1. Детям даются литературоведческие термины. Этим самым мы обеспечиваем непрерывность литературного образования.

2. На уроках литературного чтения учащиеся овладевают различными способами эстетической деятельности. Например: учатся сопереживать героям произведения, овладевают пониманием авторского замысла, учатся приёмам рефлексии на уроках и т. д.

3.Художественное произведение в начальной школе мы рассматриваем как произведение искусства слова.

4.При работе над лирическим произведением мы обнаруживаем не просто слова, а художественные образы. Здесь очень важны символы, в которых выражается авторское переживание.

Так при анализе лирического произведения выделяю следующие этапы:

1. Первичное чтение текста (обязательно целостное).

2. Выявление основного авторского настроения. Задаю 1 – 2 вопроса:

 — Как вы думаете?

 — Что вы почувствовали?

 — Что хотел сказать автор?

Сколько мнений, столько читательских восприятий.

3. Выявление авторского переживания с помощью анализа художественно-изобразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика