Формирование навыков аудирования


Формирование навыков аудирования

Аудирование — это одновременно цель и средство обучения. Обучение смысловому восприятию речи на слух предполагает выполнение обучающимися упражнений на формирование общих аудитивных навыков, речевых упражнений и последующую учебную работу с аудиотекстом, то есть обучение аудированию направлено на развитие и совершенствование механизмов аудирования. Аудирование как активная мыслительная деятельность — сложный процесс восприятия и понимания звучащей речи. И элементы зрительного восприятия ( жесты, мимика) и интонация, разбивающая речь на синтагмы, помогают понять речь. Основные задачи учителя на уроке аудирования: — подготовить ребенка в прослушиванию через разнообразные задания PRE-listening, чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием; — помогать во время прослушивания — DURING-listening, чтобы снять трудности во время аудирования и чтобы заострить внимание на каких-то важных моментах и чтобы научить слышать именно нужную информацию; — обсудить, сделать выводы после прослушивания — POST-listening, не только чтобы проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, но и закрепить знания, а также – это мотив для аудирования. PRE-listening, DURING-listening и POST-listening — это три этапа урока так называемого приема PDP, который позволяет формировать и совершенствовать рецептивные навыки и умения, чтения и аудирования, а также помогает развивать навыки понимания печатного или аудио текста. Кроме того, деятельность на уроке в рамках PDP организуется в таком объеме и такой последовательности, чтобы учащиеся могли полнее понять содержание текста. И я нахожу, что наиболее важная часть PDP — это PRE-listening. Нам кажется, что в реальной жизни мы не готовимся к восприятию речи, но это не совсем так. Подсознательно мы, к примеру, заказывая обед в ресторане, уже готовы услышать, и знаем примерно, что будем отвечать официанту. Или, посещая лекцию, мы также готовы к восприятию речи на определенную научную или познавательную тему, предвосхищая ее содержание. И на уроке ученик также должен быть готов к восприятию аудиоматериала по определенной теме, так как от того, как мы сумеем подготовить учащихся, настроить на прослушивание, зависит уровень его понимания.  Цели первого этапа — PRE-Listening1. Установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь.2. Вызвать интерес к теме – возможно, затронув тему будущего просушиваемого материала на личном опыте. Так, если будет речь о животных – поговорить о зоопарке или о том, какие животные водятся в лесу, в поле и т.д. 3. Актуализировать знания по теме — Что вы знаете о …? Где они…? Что это такое? С какими проблемами они сталкиваются? Почему они важны? 4. Активизировать лексику по теме — например, в виде микроигры типа мозгового штурма “Kто больше знает слов: (глаголов, существительных, наречий) по теме?” 5. Прогнозировать содержание — попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойдет речь. 6. Познакомить с новыми словами — незнакомые слова не должны мешать восприятию речи. 7. Проверить понимание цели аудирования – убедиться, что учащиеся поняли задачу аудирования, имеют некоторые представления о содержании . В процессе непосредственно аудирования DURING–listening, учащиеся должны: — определить, о чем идет речь, где происходят события и т.д.; — обратить внимание на то, что осталось непонятым и сформулировать об этом вопрос; — подтвердить или опровергнуть свои догадки, сделанные в процессе PRE-listening; — сделать выводы, оценить. Важное значение имеют темп и паузы во время прослушивания. Делая паузы в прослушивании, необходимо: — резюмировать — что происходило до сих пор; — попытаться догадаться, что может произойти дальше, допуская все предсказания равновероятными; — попросить учащихся объяснить, почему они так думают, избегая оценок типа «правильно» или «неправильно», и используя такие как «возможно», «вероятно». Этап POST-listening не менее важен. Он показывает: — насколько глубоко учащиеся поняли аудиоматериал; — насколько он им интересен; — оказались ли верными их предположения. Для этого можно: — просмотреть и подкорректировать предварительные записи в “Listening guide”; — проанализировать, критически оценить и сделать выводы по прослушанному материалу; — суммировать информацию, выполнить это в виде устных высказываний или презентаций, или инсценировки диалогов и т.д. Помогают этому следующие упражнения: — выполнить задание “Fill in blanks with suitable word” в тексте аудиоматериала; — Multiple Choice, True/False, Short Answer, Paraphrase/Summary; — ответить на вопросы; — проиллюстрировать эпизод; — составить план, пересказать; — сравнить с ситуацией из жизни и т.д. Речь учителя также играет важную роль и занимает немалую часть урока, поэтому к ней предъявляются большие требования. Главные из них: — говорить короткими предложениями; — говорить грамматически простыми предложениями; — интонировать речь; — выделять ключевые слова; — ограничивать высказывания в рамках только одной темы, далее расширяя круг тем; — употреблять повторяющиеся слова, фразы, предложения; — перефразировать высказывания; — обязательно давать паузы между высказываниями; — размер высказывания увеличивать постепенно — сначала слово, затем фраза, одно предложение, несколько предложений, полный текст или диалог; — органично использовать мимику и жесты, пантомимические приемы; — задавать вопросы, чтобы убедиться, что вас понимают; — давать ясные корректные задания; — использовать визуальные опоры в виде картинок или позднее — опоры на текст; — на начальном этапе задания также иллюстрировать; — систематически проверять понимание учащимися речи учителя; — соблюдать английские речевые нормы. Большое значение имеет и атмосфера на уроке. Вот некоторые рекомендации для учителей об организации урока. Поскольку слушание с пониманием – наиболее тяжелая работа при обучении иностранному языку, и возможен даже некоторый стресс, желательно: — вести урок вселяющим спокойствие, но несколько интригующим голосом; — подбадривать детей, поощрять за успехи, вселять уверенность; — объяснять, что не всегда можно понять все слова — иногда это и не нужно; — дети должны ясно понимать, зачем слушают, что должны услышать; — развивать языковую догадку детей с помощью системы упражнений; — просить детей внимательно смотреть на учителя, в т.ч. на его артикуляцию; — просить детей соблюдать тишину во время аудирования; — заранее приготовить наглядный материал и визуальные опоры. 






See also:
Яндекс.Метрика