Формирование навыка чтения у младших школьников


КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Выступление на методическом объединении

учителей начальных классов

ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Подготовила:

Перова Ольга Ивановна

учитель начальных классов

2008

Формирование навыка чтения у младших школьников

Психологи, изучавшие динамику перехода от одного возраста к другому, доказали существование стабильных и критических периодов в психическом развитии ребёнка. В последнее время внимание учёных и практиков привлекает «кризис шести-семи лет». Учёные считают, что наступление «кризиса шести-семи лет» «служит одним из признаков психологической готовности ребёнка к школьному обучению». Поэтому вопрос состоит не в том, чтобы избежать кризиса, а чтобы умело использовать его в воспитательных целях.

В работах психологов и педагогов Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин указывается, что к шести-семи годам у ребёнка появляется осознание своего места в системе общественных отношений (Я — девочка, ученица…). У ребёнка появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьёзную, общественно-значимую деятельность.

Кроме того, психологи утверждают, что ребёнок к первому классу готов к достаточно серьёзной работе над художественным текстом, поскольку неосознанное, художественно-игровое восприятие текста у дошкольников уже способно перерасти в художественно-аналитическое. Именно с шести-семи лет у ребёнка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания, а главное в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом.

В этом возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая внимание на эту способность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

В индивидуальном развитии человека эмоции и чувства играют важную социализирующую роль, поскольку они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности её мотивационной сферы. Только глубоко пережитое на эмоциональном уровне знание становится достоянием читателя и, следовательно, может быть использовано для решения конкретной нравственной задачи, которую предложит ему жизнь.

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идёт накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои — это прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес к литературному чтению, но и к чтению вообще

Также опираясь на наблюдения и исследования психологов, можно утверждать, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все их учесть просто невозможно. Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является всё-таки умение бегло читать. Так что чтение действительно — самое главное учение.

Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несёт перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, перешедшие в пятый класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Чтение — это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь

окружающий мир.

Л.В. Занков придавал особое значение урокам чтения — школьному предмету, главной задачей которого, как он полагал, является эстетическое, «нравственное развитие», воспитание учащихся.

В современной начальной школе большое внимание уделяется и развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений является навык чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика. За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе.

Так, при автоматизации читательских умений младших школьников одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания школьников (И.Т.Федоренко). Другие — систему особых упражнений и их многократный повтор (В.Н.Зайцев). Третьи — интеллектуальное развитие младших школьников (Г.А.Бакулина).

Как же всё-таки сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение?

Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьную жизнь. Оно охватывает сложный комплекс умений и навыков. Навык чтения — это умение понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного); способ чтения (по буквам, по слогам, словами и по слогам, словами); умение правильно читать (без технических ошибок и искажений); выразительность чтения, ориентированная на знаки препинания и содержание текста; темп, скорость чтения, которые зависят от множества факторов. Каждый из компонентов, входящих в состав навыка чтения, сначала формируется у ребёнка, отрабатывается как умение, а затем посредством разнообразных упражнений, постепенно поднимается на уровень навыка, а это значит, что ребёнок научился читать без напряжения, полуавтоматически или автоматически.

Ведущее место в комплексе умений и навыков чтения занимает такой компонент как осознанность, понимание того, что ребёнок читает. И это не удивительно, ведь чтение осуществляется ради того, чтобы получить определённую информацию, узнать что-то новое, наконец, получить удовлетворение от самого процесса чтения, от знакомства с произведением словесного искусства. Именно поэтому тексты на начальном этапе обучения чтению должны быть короткими, фразы — простыми, слова — знакомыми, шрифт крупный.

Осознанность чтения — это понимание читающим:

основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание читающим содержания и своего отношения к прочитанному;

содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав), не только того, о чём говорится в данной части, но и что этим сказано;

содержания каждого предложения, входящего в состав текста, а также смысловой связи между предложениями;

слов, употреблённых как в прямом, так и в переносном смысле.

Глубина осознанности зависит от возрастных запросов и возможностей читателя, уровня его общего развития, начитанности, жизненного опыта и других факторов. Именно поэтому одно и тоже произведение может быть по-разному понято и осознанно любым человеком, независимо от того, взрослый это читатель или ребёнок.

В свою очередь, Л.Ф.Ясюкова отмечает, что надо сначала дать ребёнку возможность понять текст, разобрать его про себя и только потом предлагать прочесть вслух. Когда ребёнка сразу заставляют читать вслух, ему приходится одновременно выполнять сразу две операции — озвучивание текста и его осмысление. А для этого необходимо особое распределение внимания, которого у ребёнка первоклассника ещё нет или оно сформировано достаточно слабо, поэтому большинство ребят тексты-то озвучивают, то есть «читают», а повторить потом прочитанное практически не могут. А значит дети не смогут и пересказать текст, и ответить на вопросы! О каком же тогда «понимающем чтении» может идти речь?!

Здесь же актуально можно поставить вопрос: «Сможем ли мы привить любовь к чтению, если ребёнок не понимает, что он читает, да ещё и часто наказывается за это либо низкой оценкой учителя, либо раздражением родителей?»

Худенко Л.А. помогает с помощью практических советов понять прочитанное в работе с использованием памяток:

Как выделить главное?

Как работать с вопросами в конце текста?

Как проводить диалог с автором?

Как работать с заголовком? и др.

Дифференцированная работа на уроке также помогает младшим школьникам представить описанные автором события.

Ещё К.Д. Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».

В настоящее время дифференцированное обучение осуществляется или во внешней или во внутренней форме.

Для внешней формы характерно комплектование гомогенных (однородных) классов по различным критериям. Наиболее существенным или оправданным является критерий сформированности познавательного интереса к тому или иному предмету (на 7-8 году обучения). Таким образом, использование подобной формы дифференциации в начальной школе неоправданно.

Внутренняя дифференциация применяется в гетерогенных (неоднородных или разноуровневых) классах, где обычно имеют место три уровня — высокий, средний, низкий (по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, степени творчества, степени гибкости ума, по степени запоминания, степени познавательной активности и т. п.). Внутренняя дифференциация вполне подходит для эффективной организации образовательного процесса в начальной школе.

И.М. Чередов сформулировал критериальную базу уровней обученности учащихся. Так к группе с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.

Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.

Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.

Комплектование групп-уровней проводится на основе критериев, описанных выше. Деление класса, негласно и условно, так как состав групп не постоянен. Динамика читательских умений является основанием для перевода в другую условную группу. Для удобства каждая группа получает название, не раскрывающее напрямую дифференциации. Например: «Зайчики», «Ёжики» и «Колобки» или «Ёлочки», «Берёзки», «Дубки» или «Красные», «Синие», «Белые» и т.п. При выборе названия учитывается возраст и желание учащихся. Так, первоклассники предпочитают названия сказочных героев, игрушек и т.д. Для второклассников и учащихся более старшего возраста в название можно вкладывать более абстрактную классификацию, связывая её с содержанием понравившихся произведений или героев. Выбранные названия можно использовать в течение одного или нескольких уроков, при этом в рамках одного урока названия групп-уровней сохраняются. На последующих уроках группы, по желанию, могут поменяться этими названиями.

Очень важным по реализации дифференцированного обучения заключается в подборе разноуровневых заданий к каждому изучаемому тексту.

В последние годы в методике обучения литературному чтению появилось немало подходов и идей. Они позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.

Литературное чтение — это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младших школьников к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Можно ли научить читать литературное произведение? Конечно можно. Но если мы хотим, чтобы процесс чтения стал привлекательным занятием, а литературное чтение — любимой учебной дисциплиной, то методика Г.А.Бакулиной окажет нам неоценимую услугу.

В соответствии с ней школьники устанавливают, с творчеством какого автора они познакомятся на данном уроке, и определяют название нового произведения. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные учителем опорные фразы (а далее — и без них), школьники определяют дидактическую цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаётся детьми, становится близкими и понятными им.

Эффективной в работе по осознанию прочитанного является и методика критического мышления. Данная методика включает три этапа или стадии. Это «Вызов-Осмысление-Рефлексия».

Первая стадия — вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия — осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

получить полную информацию;

осмыслить её;

соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия — рефлексия. Здесь основным является:

целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: ведение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке — это закрепление материала, проверка усвоения.

В чём же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.

Таким образом, использование в работе рассмотренных выше методик, упражнений, приёмов помогут лучше понять прочитанное, осознать учащимся литературное произведение, получить удовлетворение от самого процесса чтения.

Беглость, правильность чтения

Беглость чтения зависит от того, как, каким способом ребёнок научился читать. А способ чтения напрямую зависит от возраста читателя. Известны пять основных способов чтения: побуквенное, отрывистое слоговое, плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов. Основная задача обучения ребёнка чтению в первом классе — это слитное чтение односложных и двусложных слов. Во втором классе, по мере становления механизма чтения, ребёнок должен овладеть способом чтения целыми словами, при этом допускается чтение по слогам сложных по слоговой структуре и неясных по смыслу слов. Задача обучения чтению в третьем и четвёртом классах — формирование у детей способности чтения целыми словами и группами слов вслух и про себя.

Темп чтения (беглый, замедленный, чрезмерно замедленный), а также его скорость находится в прямой зависимости от способа чтения ребёнка, его индивидуальных и психофизиологических особенностей, и не могут оцениваться без понимания прочитанного. Оптимальный темп чтения должен быть приближён к скорости разговорной речи ученика.

Оптимальное чтение по словам В.Н.Зайцева — это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 80-90 слов в минуту. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, и поэтому можно считать, что норматив слишком занижен.

Однако, В.А. Сухомлинский писал, что беглое, нормальное чтение — это чтение в темпе 150-300 слов в минуту (300 слов чтение молча). Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В.Н.Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в четвёртом классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу четвёртого класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты — 120 слов в минуту, троечники — 80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации В.А.Сухомлинского.

Однако, как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения

120 слов в минуту.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространённая ошибка. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь ввиду, что ЭУ—>ЭН—>СУ, то есть элементарные умения (ЭУ) надо довести до уровня автоматизма, до уровня элементарного навыка (ЭН), чтобы успешно включить их в состав сложных умений (СУ). Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

Нельзя быть счастливым, не умея читать. Как часто дети уйму времени тратят на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Нечитающий ребёнок, подросток — это катастрофа школы, общества.

Нельзя ли хотя бы в какой-то мере изменить существующее положение? Оказывается, можно. Нужно научить учащихся начальной школы быстро читать. Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, многие учителя пользуются нетрадиционным методом обучения чтению — методом динамического чтения.

Динамическое чтение — качественно новый метод: читаются ни буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию. Динамическое чтение — это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

Начинать работу над динамическим чтением можно в любом классе, в любое время.

Очень часто развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Развития оперативной памяти можно добиться, используя зрительные диктанты, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко

Необходимо обратить внимание на существование такой системы, как система Е.Н.Ильина, основой которой является преподавание литературы, как искусства. Для него урок литературы — это:

•урок-общение, а не просто работа;

это искусство, а не только учебное занятие;

•это жизнь, а не предмет в расписании.

Особенностью его уроков литературы является строгое следование закону «Трёх О»:

очаровать книгой;

окрылить героем;

обворожить писателем.

Почему Ильина читают все? Потому что читают медленно?!

Что такое медленное чтение? По своему оно тоже быстрое, а вовсе не замедленное, как многим кажется, оно направлено не в ширь, а вглубь текста, ускоряется там, где мало глубины и становится неторопливым, а иногда совсем медленным — до остановок, если наталкивается на подтекст, ассоциацию, литературную связь.

Исходя из того, что главное условие успешного обучения в средней и старшей школе — это читать быстро, можно сделать вывод, что учителю начальных классов необходимо добиваться развития оперативной памяти, оптимального чтения, динамического чтения, но не забывать о том, что литературное чтение не только учебное занятие, но и искусство.

Однако судить о сформированности читательских умений у младших школьников только по его скорости нельзя, ведь мало читать быстро, — необходимо читать ещё и правильно.

Правильность чтения — это умение читателя избегать замен окончаний слов, повторений слов и слогов, искажений, пропусков, добавлений, ошибок ударения. Ошибки в отношении правильности неоднородны. Они могут появляться из-за непонимания текста начинающим читателем; непонимания значения отдельного слова или смысла предложения; слабого усвоения ребёнком графического образа буквы и затруднений в её распознавании; рассогласования процессов зрительного узнавания буквы, графических частей читаемого слова, артикуляционных актов и понимания прочитанного. Зачастую ошибки при чтении связаны с психофизиологическими особенностями ребёнка, а также желанием взрослых (педагогов, родителей) добиться от него максимально быстрого чтения в то время, когда начинающий читатель ещё к этому не готов.

В практике учителя — это каждодневная словарная работа на уроках языка и чтения, каждодневные речевые разминки (5-10 мин. на уроке), разучивание скороговорок и другие виды работы. Всё это помогает добиться правильности чтения, если начинать работу уже в первом классе в период обучения грамоте.

А.Клышка в своих рекомендациях по работе с Букварём предлагает всячески разнообразить повторное чтение, чтобы уже в период обучения грамоте учить правильному, осознанному чтению.

Д.Б.Эльконин предлагает новый подход к обучению в период обучения грамоте. Необходимо обратить внимание, как происходит изучение букв в его букваре.

Учебник Эльконина Д.Б. даёт возможность предложить детям задание по выбору, организовать работу в паре или в группе, в нём предусмотрены задания для развития сильных и подтягивания до минимума слабых. Достаточно заданий для проведения среза заданий, есть возможность дифференцировать домашние задания.

Главное, что отличает эти буквари, — это принцип изучения букв. Если традиционный букварь предлагает изучение по принципу частотности их употребления в речи, то в букваре Д.Б.Эльконина представлен общий закон русской письменности, лежащий в основе прочтения любого открытого слова — позиционный.

Гласные вводятся парами: а-я, о-е. ребёнок учится ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной: видишь а — читай согласный твёрдо, видишь я — читай согласный мягко. И наоборот, если звук [а] слышишь после мягкого согласного звука — пиши букву я, а если звук [а] слышишь после твёрдого согласного — пиши букву а.

Его система обучения состоит из трёх взаимосвязанных этапов:

• Первый (подготовительный) — формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной системе языка.

• Второй — освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы.

Третий — освоение системы согласных фонем, их обозначение буквами и формирование основного механизма чтения.

Практика и экспериментальные исследования показали эффективность системы обучения чтению по методике Эльконина Д.Б.: ускоряется освоение действия правильного чтения, дети скорее и легче смогли перейти к слитному чтению.

Работа учителя, направленная на предупреждение ошибок при чтении, начиная с 1 класса и используя различные приёмы, различные виды упражнений, приведёт в дальнейшем к безошибочному, правильному чтению текста.

Выразительность чтения

Под выразительностью чтения следует понимать умение читателя использовать паузу, ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно. Такую выразительность можно требовать от ребёнка при чтении любого текста, знакомого и незнакомого, текста любого жанра и характера (задача, статья, правило).

Умение выразительно читать формируется на протяжении всей начальной школы. Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

выяснение конкретного содержания произведения, анализа мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения, иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;

разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения;

упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать отношение автора к изображённым событиям и действующим лицам)

Значит, прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучить его, понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю, причём произнести текст вслух так, чтобы он дошёл до слушателя и эстетически, эмоционально воздействовал на него.

А для того, чтобы выразительно читать, необходимо учитывать темп речи, эмоциональность, энергичность, тон, манеру чтения.

С помощью темпа сообщению можно придать оживлённость, динамику. Он подчёркивает значение пауз говорящего. Можно записать на аудиокассету небольшой отрывок из газеты, читая его медленно. Потом вновь записать этот же отрывок, только читая его как можно быстрее, но сохраняя ясность и смысл. Сравнивая два варианта, можно обнаружить, что вторая запись звучит живее, профессиональнее, а это поддерживает интерес слушателя. За короткое время надо передать достаточно много информации. Никогда не приноси в жертву смысл, не смазывай ударения и логических пауз, не переходи на монотонную скороговорку.

Одно дело понять текст, другое — преподнести его с наибольшим эффектом. Когда мы понимаем текст, мы знаем на каких словах делать логическое ударение и какие фразы подчёркивать при помощи голоса.

Избежать монотонности помогает изучение различных видов выразительности речи. Мы подчёркиваем значение того или иного слова, не только усиливая голос, но и используя другие языковые средства, а также мимику и т.д. так например можно:

понизить голос;

сделать его звучнее;

регулировать интонацию;

регулировать высоту звучания;

делать длиннее начальные звуки ударных слогов;

использовать паузы либо перед, либо после слова, которое вы хотите подчеркнуть;

изменить выражение лица;

применить тот или иной жест и прочее.

Любой из этих приёмов пригодится в подходящий момент. К тому же возможно бесконечное число их комбинаций. Главное — стремиться к ясности и разнообразию.

Если во время выступления человек проявляет энергичность, то это видно в его облике: лице, голосе, движениях. Слагаемые данного качества разнообразны, вот некоторые из них: энтузиазм, правильное отношение к учёбе, желание общаться с товарищами. И главное не в том, громко ли произносится речь, ведь и шепотом можно говорить энергично.

Тон — это свойство речи самым непосредственным образом связано с пониманием текста. Только правильное понимание того, что написано, способствует достоверности, выразительности и экспрессивности в передаче главной идеи и непосредственно информации через общение, живую речь.

Правильный тон зависит от тебя самого. Деланное выражение лица и неестественный голос подчёркивает фальшь. Реально чувствуй то, о чём говоришь. Если выступающий или читающий понимает содержание текста, его сущность, то тон явится сам собой. Не играй. Слова скажут всё, что нужно, если твой тон будет искренним, будет соответствовать смыслу.

Таким образом, чтение — это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. А читать бегло, осознанно, правильно, да ещё и выразительно — это большое искусство. Но все эти навыки необходимы, чтобы в дальнейшем младший школьник получал удовольствие и радость от процесса чтения, чувствовал себя уверенно как в сегодняшнем, так и в завтрашнем дне.






See also:
Яндекс.Метрика