Формирование национального самосознания идентичности младших школьников в процессе реал


«Формирование национального самосознания (идентичности) младших школьников в процессе реализации проектной деятельности»

Автор:

Евдокимова Елена Ивановна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8 г. о. Самара

Самара 2014 год

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования национального самосознания младших школьников………………………………………………4

§1. Формирование национального самосознания младших школьников как социально – педагогическая проблема……………………………………..4

§2. Проектная деятельность как средство формирования национального самосознания младших школьников……………………………………………5

Глава II. Содержание и методические аспекты формирования национального самосознания младших школьников…………………………………………..10

§1. Специфика формирования знаний о национальной культуре младшими школьниками……………………………………………………………. 10

§2. Характеристика этапов проектной деятельности младших школьников в плане достижения личностных и метапредметных результатов………11

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованных источников………………………………………….18

Введение

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации предполагает формирование и функционирование взвешенной и всесторонней системы мер государственного регулирования национальных отношений, направленных на создание оптимальных условий для социально-культурного развития народов и на предотвращение очагов межнациональной напряженности, на сохранение общности всех этносов России, укрепление единства и территориальной целостности государства[3].

В настоящий момент ситуация характеризуется нарастанием внутренней напряженности, опасностью обострения старых конфликтов и возникновением новых очагов нестабильности. В силу чего изучение формирования национального самосознания у детей следует начинать с младшего школьного возраста. Данная проблема ставит перед учеными и практиками задачу пересмотра путей формирования национального самосознания детей в быстро меняющемся обществе. Тем более, что жизнь показывает, как при определенных условиях рост национального самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия. Тогда как своевременное выявление негативных моментов в формировании национального самосознания может способствовать предотвращению таких проявлений.

Значительный вклад в исследование происхождения и сущности национального самосознания внесли философы С.М. Арутюнян, Г.Е.

Глезерман, М.С. Джунусов, С.Т Калтахчан, И.С. Кон, К.Н. Хабибулин и др. Структура национального самосознания рассмотрена в работах историков -этнографов А.Г. Агаева, Ю.В. Бромлея, J1.M. Дробижевой, П.И. Кушнера, Г.В. Старовойтовой, Г.В. Шелепова и др.

Психологи Б.Г. Ананьев, ЛИ. Божович, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, C.JI. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин и другие рассматривают самосознание как внутренний стержень личности, во многом определяющий уровень ее развития [1].

Анализ педагогической практики показывает отсутствие целенаправленной системы формирования национального самосознания младших школьников, что определиловыбор темы нашего исследования: «Формирование национального самосознания (идентичности) младших школьников в процессе реализации проектной деятельности».

Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования национального самосознания у младших школьников, разработать и реализовать проект как средство познания национальной культуры своего народа.

Задачи:

На основе теоретического анализа различной литературы по проблеме формирования национального самосознания выделить ключевые понятия, определить их сущность и структуру.

Определить особенности формирования национального самосознания у младших школьников.

Продемонстрировать основные формы и методы формирования национального самосознания у младших школьников.

Разработать этапы реализации проектной деятельности в плане формирования национального самосознания.

Дать рекомендации педагогам, занимающимся проектной деятельностью с младшими школьниками.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГОСАМОСОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

§1. Формирование национальногосамосознания у младших школьников как социально – педагогическая проблема.

Проблема формирования национального самосознания у школьников обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства.

Поликультурность общества требует повышенного внимания к коммуникационному взаимодействию и толерантности его членов, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, — отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, — его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [5].

Однако сегодня существуют серьезные риски, связанные с недостаточной информированностью многих родителей в вопросах, связанных сформированием национального самосознания у ребенка. На школу ложится важнейшая задача реализации познавательной деятельности детей, в результате которой школьники больше узнают о своей национальной идентичности, о национальных праздниках и традициях своего народа о национальной культуре своего народа. Сегодня в условиях введения новых государственных стандартов, реализации проекта «Наша новая школа» и принятия Федеральной целевой программы развития образования 2011 – 2015 гг. задача повышения воспитательного потенциала семьи и школы, установления плодотворного партнерства между ними является ключевой [7].

Национальное самосознание — одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в своё время возникла на базе общего языка, территории проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится [9].

Национальное самосознание личности понимание и чувство принадлежности к этнической общности, результат освоения культуры. Национальное самосознание личности взаимодействует с ее нравственным, религиозным, эстетическим, профессиональным и другим самосознанием. Национальное самосознание личности — это образ самого себя как представителя нации, народности [10].

§2. Проектная деятельность как средство формирования национальной культуры младших школьников.

Средство – все то, что используется субъектом для достижения цели. Служить средством может все, что окружает человека. За исключением самого человека. Поэтому все, что происходит вокруг, может рассматриваться педагогом как потенциальное средство воспитательного влияния, а это значит, что у педагога есть широчайший выбор средств воспитания ребенка, формирования у него национального самосознания.

В настоящее время применяется множество форм и методов формирования национальной культуры младших школьников. Предметы художественно-эстетического цикла включают «Технологию», «Изобразительное искусство», «Музыку», «Физическую культуру». В рамках этих предметов осуществляется освоение мирового общекультурного художественного наследия народным творчеством и фольклором, создается возможность активизации общественно-полезной деятельности учащихся и включения их в социальную практику в форме проведения концертов, оформления классов, школьных рекреаций; изготовления игрушек для дошкольников, подарков для ветеранов, участия в оснащении и оформлении площадок и т.п.

К наиболее распространенным технологиям формирования национальной идентичности можно отнести следующие:

— коммуникативные (беседа, диспут, технология «Дебаты»);

— игровые (ролевая игра, деловая игра);

— социально-деятельностные (технология коллективно-творческих дел, проектная деятельность).

К организационным формам работы по национальному самосознанию у школьников относятся:

— учебная деятельность (урок, экскурсии, учебные конференции, лекции, семинары и др.);

— внеучебная (внеурочная) работа (классный час, факультативы, разнообразные формы кружковой деятельности, клубная работа и деятельность общественных организаций/объединений в системе общего образования).

К особой форме организации учебной работы по формированию национальной идентичности относится экскурсия, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (исторических памятников, музеев, достопримечательностей прошлого, мест боевой славы и т.д.) для непосредственного ознакомления с ними.

Занятия в кружках предполагают определенную программу деятельности. Кружковая работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

.Наряду со спортивными, творческими и иными клубами особое место принадлежит школьным музеям-клубам краеведческой и военно-патриотической направленности, главной целью которых является воспитание гражданина и патриота, человека высокой социальной активности.

В последние годы в отечественной педагогике возрос интерес к вопросам формирования творческого потенциала учащихся. Современному обществу нужны инициативные личности, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Анализируя свою деятельность, ученые столкнулись с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования.

Организация проектной деятельности является одним из условий максимально эффективного развития младших школьников. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. [4].

Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».

   Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.[9].

 Метод — (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.  [9].     

  Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.[10].

 Классификация проектов.

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект: разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

 Не стареют слова К.Д.Ушинского о том, что главная цель обучения и воспитания – это дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу. В проектах игровых, творческих, информационных, исследовательских, социальных и прочих найдется интересная и посильная практическая работа для всех детей.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентировании в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет профессию, будет жить творческой жизнью.

Использование метода проектов в начальной школе способствует:

формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;

формированию и развитию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

нацелено на развитие познавательного интереса учащихся;

реализует принцип связи обучения с жизнью.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, способность к целеполаганию, креативность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельностьнужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

ГЛАВА II. Содержание и методические аспекты формирования национальной культуры у младших школьников.

§1. Специфика формирования познания национальной культуры младшими школьниками.

Младший школьный возраст представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. В этот период также интенсивно формируется его самосознание. Именно воспитание детей младшего школьного возраста с позиций национальных, духовно — нравственных ценностей может предотвратить возможное их отчуждение от отечественных и национальных идеалов.

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-3 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или несколькими сдвоенными уроками.

Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты.

§2.Характеристика этапов проектной деятельности младших школьников в плане достижения личностных и метапредметных результатов.

Этапы работы над

проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать:

• проблему;

• ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к, созданию проекта.

Организуетпоиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Наблюдает, контролирует.

Осуществляют вживание в ситуацию.Обсуждают тему проекта,предмет иследования с учителем. Получают дополнительную информацию.

Выбирают тему проекта. Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации.

Предлагает учащимся:

• способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, уменийнавыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность;

• акцентирует внимание на работе в группе на общий результат.

Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов проектной деятельности.

Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика