Формирование мотивации из личного опыта


Формирование мотивации (из личного опыта)

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? В своей педагогической деятельности всегда стараюсь изучить мотивацию своих обучающихся, т.к. формы выражения мотивов не менее важны, чем анализ внутренних, содержательных особенностей мотивов.

Для меня наиболее реальными методами изучения мотивации являются:

— наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его

— использование ряда специально подобранных ситуаций , которые можно включить в естественный ход учебного процесса

-индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;

— анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению.

Зная тип мотивации, стараюсь создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации.

Если это мотивация, связанная с результатом учения, то в моей практике условиями для ее поддержания является поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения.

Для меня особенно важно показать полезность исторических знаний для будущего, т.к. молодое поколение всё чаще отрывается от исторических корней, не все школьники осознают историю как лично значимую, а это приводит к бездуховности, гражданскому равнодушию. Стараюсь помочь понять, что в центре внимания вполне может оказаться любой человек, главное, чтобы материал был конкретен и способствовал преодолению безликости фактов.

Считаю, что полезно хвалить своих учеников, многие из них нуждаются в том, чтобы пережить «ситуацию успеха». Особенно в этом нуждаются наши ребята, которые приходят с негативным опытом мотивации (учитель пытался побудить угрозой, двойками). В этом случае всегда стараюсь организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед.

Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика.

Мои наблюдения показывают, что главным источником здесь является ощущение обучающимся себя как активного субъекта учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность. Они дают замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем. На мой взгляд, познавательный интерес в этом случае занимает одно из центральных мест и носит бескорыстный характер. В учебной деятельности использую такие компоненты, как учебная ситуация, задача, действия контроля, оценки, самооценки

Например, предлагаю поставить себя на место исторического героя и принять решение, оценить какую-либо ситуацию с разных точек зрения.

Например, для мозгового штурма хорошо подходят задания С 4- С6 формата ЕГЭ.

Рассуждая о достигнутых результатах, стараюсь подвести не только к выводам по уроку, но и к самооценке деятельности через призму настроения на протяжении всего урока.

Листы самооценки, маршрутные листы являются здесь показательным примером.

Важное место занимает процесс выдвижения гипотезы (в рамках использования элементов проблемной методики). На уроках этот процесс связываю с целеполаганием, в котором обучающиеся принимают прямое и непосредственное участие.

Например такая проблема: изменился ли характер самодержавной монархии после октября 1905 года в России.

Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

Мои наблюдения показывают, что главным источником здесь является ощущение обучающегося себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Здесь для меня открываются огромные возможности. Большое внимание уделяю ещё на этапе планирования механизмам взаимодействия всех участников образовательного процесса. Для эффективности необходимо сформировать малые группы, которые будут взаимодействовать между собой и с учителем (формируем простым объединением или на основе различных диагностик).

Обеспечению наглядности хода образовательного процесса способствует использование современных ЦОР, ресурсов интернета. Всё это подстегивает рост самостоятельности обучающихся в разработке отдельных исторических вопросов через создание рефератов, презентаций, выполнение он-лайн заданий, участие в тестированиях.

Закончить хочу словами о том, что формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Учитель здесь должен помочь в осознании этой цели.






See also:
Яндекс.Метрика