Формирование межкультурной компетенции на уроках английского языка при помощи Интернета


Формирование межкультурной компетенции с помощью сети Интернет

Слепова Карина Искандаревна,

учитель английского языка

МБОУ СОШ 22 с углубленным

изучением английского языка,

г. Ульяновск

Развитие межкультурной компетенции как фактор становления культурно-языковой личности

В отечественной науке и системе образования инициаторами изучения межкультурной коммуникации стали преподаватели иностранных языков, которые первыми осознали, что для эффективного общения с представителями других культур недостаточно полного владения иностранным языком. Практика общения с иностранцами доказала, что даже глубокие знания иностранного языка не исключают непонимания и конфликтов с носителями этого языка. Поэтому преподавание иностранных языков включает в себя знакомство учеников с историей, обычаями, традициями, социальной организацией страны изучаемого языка. Однако, как показала практика, только теоретического знакомства с соответствующей культурой оказывается недостаточным для бесконфликтного общения с ее представителями, стало очевидным, что успешные и эффективные контакты с представителями других культур невозможны без практических навыков в межкультурном общении. Необходимо подготовить школьников к эффективным межкультурным контактам на уровне повседневного межличностного общения. Для этого недостаточно лишь знаний о природе межкультурного непонимания, здесь необходимо формирование практических навыков и умений, которые позволили бы свободно понимать представителей других культур.

В конце 90-х годов в отечественную методику прочно вошло понятие «межкультурная компетенция» как показатель сформированности способности человека эффективно участвовать в межкультурной коммуникации.

Под компетенцией понимается способность творчески выполнять деятельность на основе сформированных мотивов, личностных качеств, умение использовать нормативно-приемлемые образцы поведения в профессиональной области. Овладение компетенцией создает основу для развития профессионализма и мастерства.

Коммуникация представляет собой социально обусловленный процесс передачи информации и обмена мыслями, чувствами между людьми в различных сферах познавательно-трудовой и творческой деятельности.

Определим спектр направлений формирования способности к межкультурной коммуникативной компетенции в условиях обучения иностранному языку в школе. К ним относятся:

поликультурное направление (обогащение своей культуры за счёт принятия другой, готовность к освоению другой культуры): принятие новых знаний о чужой культуре для более глубокого познания своей; уважение ко всем культурам; видение в иноязычной культуре не только и не столько то, что нас отличает друг от друга, сколько то, что нас сближает и объединяет; способность смотреть на события и их участников не со своей точки зрения, а с позиций другой культуры;

толерантность (нацеленность на взаимодействие, умение бесконфликтно общаться): способность взаимодействовать с людьми другой культуры на основе учёта их ценностей, норм, представлений; способность корректировать своё поведение в процессе общения на человека другой культуры; отсутствие жёсткости в поведении; способность сопереживать, откликаясь на эмоции, переживания носителей чужой культуры; чувствовать и понимать настроения людей;

поведенческое направление (коммуникабельность поведения): адекватное поведение, принятое в деловых профессиональных сферах; нахождение конструктивных компромиссов; умение вступать в контакт и поддерживать его;

лингвосоциокультурное направление (использование лингвистических средств языка в соответствии с культурными нормами языка в профессиональной сфере деятельности): умение обмениваться мнениями; умение активно слушать на основе повторения сказанного, резюмировать, подтверждать внимание к собеседнику; ставить вопросы, подталкивающие к разъяснению сказанного.

Задача формирования способности к межкультурной коммуникативной компетенции осуществляется в процессе речевого взаимодействия: аудирования, чтения, говорения, письма как в процессе аудиторных занятий, так и внеаудиторной работы с обучающимися.

Интернет как образовательная среда при формировании межкультурной компетенции

Высокий уровень компьютеризации общества и рост значения Интернет как средства хранения и передачи информации требуют от современного учителя иностранного языка внедрения в свою образовательную практику информационно-коммуникационных технологий. Их использование способствует совершенствованию лингвистической и межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися.

Существуют две области, в которых Интернет может вывести обучение иностранным языкам на новый уровень. Это коммуникация и информация. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты и Скайп, публикации блогов, огромные пласты информации заключены во Всемирной сети (World Wide Web).

Межкультурная коммуникация с помощью сети Интернет

Задача учителя состоит в том, чтобы создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла – это международное многонациональное, межкультурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно – самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернетом, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Общение со сверстниками из другой страны может происходить путём обмена электронными сообщениями (e-mailing), что даёт ученикам больше времени на анализ письма и продумывание ответа, причём общение может быть как индивидуальным, так и групповым. Обмен электронными сообщениями это великолепное средство способствующее развитию коммуникативных качеств школьников, а также навыков письма. Общение со сверстниками на иностранном языке, не зависимо от того являются ли они носителями или тоже изучают язык, поспособствует формированию межкультурной компетенции учеников и расширению их кругозора.

На более продвинутом этапе обучения, при наличии у учащихся навыков разговорной речи могут использоваться технологии позволяющие общаться «в живую» с представителями изучаемой культуры. На данный момент самый распространённый сервис, предоставляющий такую возможность – это «Skype» (бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее голосовую связь через Интернет между компьютерами).

Так же общение в Интернете может происходить посредством публикации блогов. Существует немало образовательных (и не только) интернет ресурсов, где учащиеся могут общаться посредством блогов. Одним из самых популярных сервисов для микроблогинга является «Твиттер» – www.twitter.com. Зарегистрировавшись, участники могут публиковать короткие сообщения («twits»), на любую тему. Любой из пользователей может прочитать ваш микроблог и тут же ответить на него или продолжить тему. Хотя «Твиттер» задуман и не для этого, он может широко использоваться для обучения письму. Публикуя микроблоги, учащиеся могут познакомиться со сверстниками за границей и продолжить общение.

Однако следует отметить, что просто общение со сверстниками из другой страны не может быть гарантией формирования межкультурной компетенции.

Если речь идёт об общении посредством обмена электронными сообщениями (которое является самым популярным и доступным), то оно не должно сводиться собственно к формальному обмену посланиями. А. Мюллер-Хартманн говорит о необходимости разработки технологии – последовательности заданий – по организации работы вокруг электронно-почтовой группы с целью формирования межкультурной компетенции. Такая технология должна содержать задания на анализ и обсуждение получаемой в процессе электронного обмена информации, а также задания на культурную рефлексию.

Успешность проекта межкультурной коммуникации во многом зависит от профессиональной компетенции учителя. А. Мюллер-Хартманн исследовал вопрос о влиянии способности учителя адаптироваться к новым средствам обучения (Интернет-технологиям) на формирование межкультурной компетенции. В классах, где учитель владел Интернет-технологиями и методикой их интеграции в процессе обучения иностранному языку, результаты формирования компонентов межкультурной компетенции были значительно выше, чем в классах, где в силу технической некомпетентности учителя учащиеся получили полную автономию, но не получили инструкции по работе с получаемой информацией.

Интернет как информационная система

Интернет-ресурсы – необъятный источник информации, который может быть использован как учителем, так и учащимися. При правильной организации учебного процесса, помимо коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов учащиеся приобретают информационную компетенцию, которая включает в себя овладение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, а также критическое отношение к распространяемой информации.

Используя поисковые системы (Google, Yahoo, Yandex, и др.), можно найти огромное количество информации, в том числе и касающейся особенностей культуры страны изучаемого языка. Задача учителя состоит в том, что бы помимо использования предлагаемых школой учебных пособий и аудиовизуальных материалов, активно пользоваться Интернет ресурсами, расширяя свой кругозор и постоянно привнося что-то новое в свои занятия: это могут быть интересные и необычные факты о чужой культуре, аутентичные аудио и видео материалы, интересные фотографии, иллюстрации, планы уроков, рабочие тетради, в общем, всё то, что может повысить интерес учащихся к культуре страны изучаемого языка, поможет им по-новому взглянуть на культуру своей страны, а значит повысить их уровень межкультурной компетенции. В старших классах, ученики, заинтересованные в дальнейшем изучении иностранного языка и знакомстве с культурой страны, могут с успехом пользоваться Интернет-ресурсами самостоятельно.

В своей работе использую Интернет с целью формирования навыков чтения, совершенствования умений письменной речи, пополнения словарного запаса учащихся, а, самое главное, для формирования устойчивой мотивации учащихся к изучению иностранного (английского) языка. Учащиеся регулярно сотрудничают с онлайн журналом «HIGHLIGHT». Так, например, моими учениками были написаны статьи для одного из выпусков журнала, тематика которого «It’s worth it!» http://lightschool.ucoz.com/publ/it_39_s_worth_it/50. В своих статьях дети поделились своими открытиями, впечатлениями о наиболее значимых событиях своей жизни, рассказали о том, что им интересно, и просто порассуждали о насущных проблемах, волнующих их на тот период. Могу отметить, что работа над статьями оказала положительный эффект на совершенствование письменных навыков учащихся и значительно обогатила их словарный запас. Кроме того, написание статей мотивировало учащихся к работе со словарями, что также оказало огромное влияние на совершенствование навыков работы со словарём. Статьи из данного электронного журнала могут быть использованы и с целью обучения чтению, так как статьи, написанные сверстниками, наиболее интересны для чтения и восприятия. Темы близки учащимся, а язык статей максимально приближен к их собственным знаниям.

Хотелось бы особо отметить активность учащихся при работе над онлайн газетами и интерактивными листами. Приведу лишь некоторые примеры. В своём учительском блоге (http://englishslepova.blogspot.ru/) разместила ссылки на интерактивные листы по теме «Экология» для 7 класса. Данные интерактивные листы были созданы мною с целью помочь учащимся подготовить итоговое монологическое высказывание по теме «Экология». Именно в такой форме я предложила детям структурировать изученный по данной теме материал. Учащиеся были разделены на две группы: первая работала с интерактивным листом «MAN THE DESTROYER», вторая – с листом «MAN THE CREATOR». После окончания работы с интерактивными листами дети обсудили написанное, обменялись мнениями по данным пунктам. В итоге, к концу занятия дети могли высказаться по данным подтемам с опорой на интерактивные листы.

Подводя итог можно отметить, что в будущем проблема формирования межкультурной компетенции учащихся не уйдёт на второй план. С каждым днём растёт потребность в специалистах не просто владеющих иностранными языками, но и готовых успешно взаимодействовать с представителями других культур.

Становлению основ межкультурной компетенции учеников способствует изучение иностранного языка в школе, построенное на принципах:

• осознание обучаемыми собственной национальной культуры и родного языка.

• опора на фоновые знания, социокультурный фон, в контексте которого функционирует изучаемый иностранный язык.

• смещение акцента в процессе обучения иностранному языку с преподавательской деятельности на деятельность обучающегося, формирование его как творческой личности.

• применение современных технологий, обеспечивающих актуализацию и развитие личностных качеств школьников.

Формирование межкультурной компетенции учащихся средствами общения с помощью Интернет будет продуктивным, если:

обучающиеся знакомятся с феноменом культуры, о типах взаимоотношения между культурами;

используются материалы, которые: отражают важные социально значимые темы; представляют интерес для обсуждения в конкретной группе обучающихся;

в процессе обучения используются задания, направленные на следующее: сравнение, сопоставление, анализ и культурную рефлексию; выступление обучающихся в качестве представителя родной культуры/страны;

у обучающихся формируется позитивное отношение к представителям контактирующей культуры;

роль учителя расширяется до оказания помощи учащимся в понимании культуры, культурных ценностей и участников межкультурного диалога.

Пользуясь ресурсами Интернет, учитель может разнообразить занятия, включив в них песни и мультфильмы на иностранном языке, аутентичные учебные пособия. Таким образом дать учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях иноязычной страны.

Участвуя в самостоятельном поиске информации в сети Интернет, в проектной работе ученики приобретают навыки работы на компьютере, умение достигать поставленной цели — опыт незаменимый в будущем.






See also:
Яндекс.Метрика