Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления пе


ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

в период обновления педагогической деятельности учителя

в условиях введения ФГОС второго поколения.

Учитель географии МБОУ гимназии № 3

Ковалева Е.В.

2013 год.

Содержание.

Стр.

Введение. 1

Задачи и требования к формированию метапредметных 2-3

компетенций в период обновления педагогической

деятельности учителя в условиях введения ФГОС

второго поколения.

Теоретические аспекты понятия «метапредметные 4-7

компетенции».

Метапредметные результаты изучения курса географии в 8-11

основной школе.

Сравнительные особенности традиционной деятельности 12-13

учителя и деятельности, направленной на получение

метапредметных и личностных результатов.

5. Заключение. 14

Информационные источники. 14

— 1 —

Введение.

Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени.

Несколько лет идет перестройка школьного географического образования. Современная школа осуществляет переход на новую оценку своей деятельности, регламентированную требованиями ФГОС второго поколения, содержание которого направлено на обновление и перестройку методического мастерства учителя.

Пожалуй, первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра в образовании.

Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности.

Изменились цели предмета, совершенствуется содержание, произошел переход от покомпонентного изучения курса географии к комплексному страноведческому подходу.

Слайд 2.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

— 2 —

Задачи и требования к формированию

метапредметных компетенций в период обновления

педагогической деятельности учителя

в условиях введения ФГОС второго поколения.

Изменяющиеся требования к современной школе год от года ведут её по пути развивающего обучения. Общество нуждается в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера.

Слайд 3.

Приоритетной целью современного российского образования ставится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Современные школьники отличаются от предыдущих поколений выпускников системой ценностей, интересов, личностной ориентацией, мотивационной сферой и структурой умственной деятельности.

Поэтому школе в современных условиях требуется учитель с установкой на развитие личности школьника, способный осуществлять творческие процессы, стремящийся к профессиональному самообразованию и саморазвитию. Это сложная методическая задача и это значит, что содержание современного урока географии должно быть представлено различными видами действий учащихся, направленными на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной и другими видами деятельности.

Именно поэтому решить новые задачи школьного географического образования сможет учитель, для которого значимой служит модель субъект -субъективного сотрудничества, в которой педагог меняет классическую «знаниевую» позицию на равно партнёрскую позицию – «вместе с обучаемым».

Реализация стандартов нового поколения предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса и в первую очередь, в деятельности учителя, потребует от него конструирования новой методической системы, расширения его профессионально-методических

— 3 —

функций на основе компетентности.

Компетентность учителя проявляется в его способности и готовности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии.

Появление стандартов второго поколения определило, наряду с предметными, метапредметные и личностные результаты, которые конкретизированы в примерных программах по учебным предметам.

Новая образовательная ситуация определила и новые требования к конечному результату обученности – формирование компетентностей.

Понятие компетентность шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает в себя не только их познавательную и технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую», необходимых при решении реальных жизненных проблем в будущем.

Компетентности отражают сформированность универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его умении учиться, т.е. его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Теперь метапредметные компетенции – это не просто желаемый уровень, а обязательный аспект учебного процесса.

— 4 —

Теоретические аспекты понятия «метапредметные

компетенции».

Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат?

Среди существующих методологических подходов в образовании решению этих задач отвечает метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

В схеме, предложенной А.Г. Кузнецовой, современный подход к организации содержания процесса обучения представлен в двух уровнях: предметном и метапредметном.

Слайд 4. (метапредметный уровень)

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Прежде всего необходимо разобраться с понятиями: метапредметность, метадеятельность, метазнания, метапособы, метаумения, мыследеятельность, определить иерархию их отношений.

Метадеятельность универсальная деятельность, которая является «надпредметной».

Предметная – это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, проектирую здания и т.д.). В любой предметной деятельности есть то, что делает её осознанной и ответственной, то есть:

стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

— 5 —

проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачиваемых событий);

моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем);

конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, то есть, приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним.

Метазнания выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего в думающего».

Метаспособы — методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения – усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

Слайд 5.

Метаумения включают:

теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.;

навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;

критическое мышление: умение отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.;

творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми ;

— 6 —

регулятивные умения: задавание вопросов, формирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;

качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. Возможности формирования метапредметных компетенций включены в содержание ряда методик, подходов и технологий:

развивающее обучение Эльконина -Давыдова;

мыследеятельностная педагогика;

коммуникативная дидактика;

эвристическое обучение;

логико-смысловое моделирование;

школа М. Щетинина и других.

Слайд 6.

Госстандарт нового поколения устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу общего образования и в систему учебных действий включает образовательные результаты:

Личностные: включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;

ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции.

Метапредметные: включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Предметные: включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Слайд 7.

— 7 —

Метапредметные компетенции:

основные общеучебные умения информационно-логического характера;

умение организации собственной учебной деятельности;

основные универсальные умения информационного характера;

информационное моделирование, как основной метод приобретения знаний;

умения и навыки использования средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;

формирование навыков исследовательской деятельности;

формирование основ продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

— 8 —

Метапредметные результаты изучения

курса географии в основной школе.

Слайд 8.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Слайд 9.

Кроме того к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе, и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

Метапредметные результаты подразделяют на три вида:

Познавательные УУД, включающие:

умение вести самостоятельный поиск информации;

анализ, отбор информации;

умение проводить её систематизацию;

умение осуществлять передачу и презентацию информации с помощью технических средств и информационных технологий.

Регулятивные УУД, включающие:

умение организовать свою деятельность;

умение определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

умение оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные УУД, включающие:

умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей;

умение представлять себя, вести дискуссию;

— 9 —

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность.

Основные виды учебных действий ученика –

умение составлять характеристику;

объяснять;

сравнивать;

выявлять зависимость;

систематизировать;

анализировать и т.д.

Эти умения формируются при выполнении обучающимися практических работ. Таким образом, практические работы в географии – это основной способ достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения, тем более, что специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе: при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

В качестве примера можно привести метапредметные результаты изучения географии в основной школе, предложенные методистом МИОО А.И. Крыловым. Слайд 10, 11.

— 10 —

Универсальные

учебные

действия

Метапредметные результаты изучения курса географии

6 – 7 классов

Метапредметные результаты изучения курса географии

8 – 9 классов

1. Регулятивные (учебно-организационные)

ставить учебную задачу под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной

задачей или в соответствии с предложенным планом;

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников.

ставить учебные задачи;

планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями;

вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

владеть различными способами самоконтроля.

2. Познавательные

а) учебно-логические

выделять главное, существенные признаки понятий;

определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

классифицировать информацию по заданным признакам;

выявлять причинно-следственные связи;

решать проблемные задачи;

анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

систематизировать информацию;

структурировать информацию;

определять проблему и способы её решения;

формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемных ситуаций;

владеть навыками анализа и синтеза

— 11 —

Универсальные

учебные

действия

Метапредметные результаты изучения курса географии

6 – 7 классов

Метапредметные результаты изучения курса географии



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика