Формирование логической культуры как основы успешности математического образования обуч


Формирование логической культуры как основы успешности математического образования обучающихся младших классов в условиях введения ФГОС

Древняя мудрость гласит: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Смысл этого выражения актуален и сегодня. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать маршрут ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни для её становления в высококонкурентной среде. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий.

Основой успешности математического образования обучающихся младших классов в условиях введения ФГОС считаю не просто развитие логического мышления, а формирование логической грамотности, позволяющей современному ученику свободно владеть комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис его развития при использовании тех или иных учебных действий. Опыт показывает, что именно на уроках математики может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических понятий и действий, т. к. именно в ней, в силу ее специфических особенностей, содержатся большие потенциальные возможности для развития логического мышления младших школьников. Математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира.

Современная наука определяет достаточно должное место вопросу развития логического мышления, которое входит в понятие «интеллект». А значит, развитие логического мышления и формирование логической культуры необходимо каждому человеку и развивать его нужно с раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Ещё в начальной школе на первой ступени обучения дети должны овладеть элементами логических действий. При этом учитываются особенности мышления младшего школьника:

1.Особенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения) в отрыве от практического мышления.

2.Для мышления младших школьников характерно однолинейное сравнение (они устанавливают либо только различие, либо только сходное и общее).

3.Для мышления маленького ребенка характерен процесс, идущий путем “короткого замыкания” минуя развернутый этап анализа (ярким примером является разгадывание загадок).

4.Детям 7-10 лет доступны простые логические суждения, оперирования понятиями, переходы к обобщениям и выводам.

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы, т.е. обладать логической грамотностью. Уже к концу обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформирована базовая площадка трёх составляющих мышления, к формированию которых стремиться современный учитель:

высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенного, классификации и др.;

высокий рост активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества гипотез, идей;

высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях.

Если это будет сделано в начальной школе, то значительно облегчится процесс дальнейшего обучения детей и будет заложен фундамент логической культуры для дальнейшей жизни. Деятельность учителя будет результативной только при условии систематического включения заданий по развитию логического мышления в структуру урока на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Сегодня нам известны разные конкретные программы, направленные на развитие логического мышления. К сожалению, они не всегда реализуются на практике. В результате работа над развитием логического мышления учащихся идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевают начальными приемами мышления. Следовательно, не происходит полноценного развития младшего школьника и формирования у него логических универсальных действий, что полностью противоречит требованиям, которые предъявляются в новом стандарте образования.

Основная работа для развития логического мышления на уроках математики должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи — отличный инструмент для такого развития. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей.

Как показывает опыт работы, формирование логических учебных действий на уроке математики, может осуществляться не только при работе над задачами. Эту работу можно проводить во время устного счёта, при работе с геометрическим материалом, решая аналитические задачи.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

С принятием стандартов второго поколения учитель начальных классов должен планировать свою работу, с учётом реализации одной из основных задач — формирование учебных универсальных действий у младших школьников, в частности логических.

Развитие мышления является важной стороной и в развитии личности младших школьников, в частности ее познавательной сферы. Развитие основных операций логического мышления способствует развитию речи, памяти. Несмотря на все трудности, с какими сталкиваются, и дети, и учитель, работа по развитию логического мышления несет радость и удовлетворение. Многие дети обретают уверенность в своих силах, учатся управлять своими поисковыми действиями, защищать свои доводы и опровергать иные мнения. У детей формируются не только познавательные способности, но и такие качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено как самой природой нестандартных логических задач, способ решения которых, как правило, не удается сразу найти, а требуется длительное и внимательное исследование их условий и опробование разных способов поиска, так и тем, что в условиях урочной деятельности эти задачи решаются путем коллективного обсуждения, столкновение и соотнесение разных подходов к решению, путем использования деятельностного подхода в обучении.

Если мы хотим, чтобы наши дети стали в будущем знающими, толковыми специалистами, склонными к анализу всех фактов, им необходимо учиться мыслить отвлеченно, логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, обрести гибкость и одновременно непротиворечивость мышления. Задача учителя в данной ситуации стать грамотным вектором в формировании логической культуры школьника.

Список литературы:

Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя.- 2- е изд., — М.: АРКТИ, 2002.- 78с.

Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики [Текст] / М.И. Волошкина // Начальная школа. – 1999. — № 9/10. – С. 15-18.

.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – Москва: Просвещение, 2010 — с 28, 30, 91

Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. / А.А.Люблинская. — Москва: 1993. С.182 – 203.






See also:
Яндекс.Метрика