Формирование логических УУД младших школьников


Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников народного образования

Кафедра начального образования

Контрольная работа по теме: «Логические учебные универсальные действия»

Работу выполнила:

Котельникова Людмила Валентиновна

Слушатель курсов №198

Волгоград 2013г.

Формирование учебных универсальных логических действий

Введение

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестаёт быть единственным источником информации для учащихся. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом учащихся на основе формирования умения учиться (учить себя) — вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Нередко развитие логических учебных действий в значительной степени идёт стихийно, большинство учеников не овладевают приёмами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, и другие)

Педагогами неоднократно утверждалось, что развитие у детей логического мышления — это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логично, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам.

Логика — это наука о законах правильного мышления, требованиях, предъявляемых к исследовательскому и доказательному суждению (И.Кант)

Отсюда следует, что мы должны научить учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить.

Теоретические аспекты формирования логических учебных действий

Сущностные характеристики развития логических УУД младших школьников.

Знания и виды мышления

 В психологии и педагогики высшей ступенью человеческого познания и становления личности является мышление – опосредованное и обобщенное отражение действительности. Становление личности ребенка связано с его знаниями и мышлением, которое формируется в дошкольном возрасте. Здесь обнаруживается две противоречивые тенденции. Первая – в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая – в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания. Наиболее же часто им используется образное мышление, когда ребенок для решения задачи оперирует уже не самими предметами, а их образами. Его представления приобретают гибкость, подвижность. Он способен представить себе предметы в различных пространственных положениях, мысленно меняя их взаимное расположение. Развитию образного мышления способствуют наряду с учебной деятельностью и другие виды деятельности ( рисование, лепка, конструирование и т.д.).  В младшем школьном возрасте начинает формироваться и высшая форма мыслительной деятельности – понятие. С 6 – 7 лет формируются абстрактные понятия о временных отношениях, причине и следствии, пространстве, количестве, мере и т.д. Формированию понятий должен помочь учитель. Он помогает детям раскрывать переносный смысл понятий. Понятие детей складывается на основе их чувственного опыта, представлений, знаний. Поэтому так велика роль учителя, который способствует формированию понятий у детей всеми доступными ему средствами.

Классификация логических универсальных учебных действий

Познавательные универсальные действия включают в себя: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы, знаково – символические действия.

Логические универсальные действия включают в себя:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенное/несущественное);

-синтез, составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

—выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов и явлений;

-построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности суждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Анализ объектов с целью выделения признаков предполагает выделение различных признаков в предмете, который кодируется с использованием предполагаемых или самостоятельно создаваемых символов.

Анализ основывается на развёрнутой ориентировке в признаках с их последующим выделением, ранжированием и оценкой с точки зрения существенности/несущественности.

Анализ предполагает осуществление следующих действий:

-выделение признаков объекта и кодирование их;

-описание объектов по совокупности признаков с фиксацией их в символике;

-кодирование операций с признаками;

-установление отношений между объектами множествами объектов;

Математика и другие предметы, как гуманитарного так и естественно- научного цикла, позволяют целенаправленно формировать логические УУД, открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах.

Практический аспект формирования логических учебных действий в процессе изучения предметов начальной школы

Одна из важных задач начального обучения — развитие у детей логических действий: умение мыслить, выполнять умозаключения, сопоставлять суждения –необходимое условие успешного освоения материала.

Важно, чтобы учитель мастерски подходил к выбору заданий, направленных на развитие логических ууд.

Формирование логических УУД на уроках русского языка начинается с первых дней обучения грамоте..Дети учатся читать и понимать схемы, другие символы. На всех уроках происходит анализ языковых явлений, классификация и обобщение, синтез как составление частей целого, операции сравнения, установления причинно- следственных связей. Наиболее эффективные упражнения по формированию логических УУД:

-запиши первую букву каждого слова, переставь буквы местами и узнай название объекта.

• Место, где учатся дети.

• Любимое время отдыха школьников.

• Подземный вид транспорта.

• Наука о красноречии.

• Тройная буква в слове ананас.

• Известный сказочный доктор.

• Тройная буква в слове колокол.

Что получилось? ( ромашка) в качестве объекта анализа для первой и второй группы выступит слово ромашка с различных точек зрения, а для третьей группы не слово, а сам цветок.

1- исследуйте слово с точки зрения русского языка

2- с точки зрения художественных объектов

3- с точки зрения естествознания и медицины.

-Из ряда слов нужно выбрать только два, которые обозначают главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Эти упражнения позволяют целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень абстрагирования.

Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее. слайд 6

Сосна, клен, ясень, тополь.

Методика проведения такого задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово.

Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.

Ответ: Объединить- гл., а остальные сущ.

Какао- несклоняемое среди сущ., другие склоняемые

Колонны- сущ. мн. ч., остальные ед. ч.

Костюм-сущ. м. р., остальные –женского

Найди общее у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

Подобные упражнения стимулируют мышление ребёнка к поиску обобщающего основания.

Раздели на группы. слайд 8

-Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?

Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка.

Ответ: Предложенные слова группируются:

Формируемые логические УУД: выбор оснований для классификации объектов, группировка. Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

Систематизация:

Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква.

Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку. Таким образом, в процессе формирования познавательных УУД, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

А также для формирования логических УУД можно использовать загадки, шарады, анаграммы, синквейны.

Удивление- сильный стимул познания. Первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям, потому на уроках математики детям предлагается большое количество логических упражнений: «Четвёртый лишний», «Что лишнее», «Рассели фигуры» и другие. Такие упражнения вызывают интерес у детей, развивают мыслительный процесс, формируют такие мыслительные процессы как анализ, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепочки, доказательство. Развитие логических УУД на уроках математики способствует решение нестандартных задач, Это разнообразные числовые ребусы, и головоломки на развитие смекалки, логические задачи. основанные на построении цепочки рассуждений, провоцирующие задачи (задачи- шутки, задачи на смекалку), комбинаторные задачи. Каждая нестандартная задача- это маленькая проблема, которая требует от учеников повышенной умственной активности и находчивости в поисках непроторенных путей решения. Выделяются так называемые задачи — ловушки, провоцирующие задачи. В условиях таких задач содержатся различного рода упоминания, указания, намёки, подсказки, подталкивающие к выбору ошибочного ответа. Они обладают высоким развивающим потенциалом, способствуют воспитанию одного из важнейших качеств — критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают интерес к предмету. В работе используется 3 вида подобных задач:

1 тип: задачи, навязывающие в явной форме вполне определённый ответ: что легче 1 кг пуха или 1 кг железа?

2 тип: задачи, условия которых подталкивают к выполнения какого-либо действия с заданными числами или величинами, тогда как это действие не требуется.

3 тип: задачи ,условия которых допускают возможность «опровержения» семантически верного решения синтаксическим или иным нематематическим решением.

«Крестьянин продал козу за 3 рубля. Спрашивается по чему каждая коза пошла?

Очевидный ответ: «По 1 рублю»

— опровергается: козы по рублям не ходят, ходят по земле.

Значительная часть логических УУД формируется на литературном чтении. Учебники содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей, сравнение персонажей одного произведения с персонажами другого, сопоставление по жанру и по виду(познавательного или художественного) Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным подвопросам, сопровождающим задания учебников: «Почему ты так думаешь?»(считаешь, полагаешь), «Обоснуй своё мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п.На первичном этапе работы дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя, рассказчика.

Заключение

Начинать работу по формированию логических УУД, по любым предметам начального образования, надо с изучения теории мышления младшего школьника. При выборе упражнений следует помнить, что все задания классифицируются по основным познавательным процессам. Такими познавательными процессами являются: внимание, память, воображение, мышление. Развитию мышления способствует система содержательно-логических заданий, направленных на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщений и классификаций.

Таким образом, в процессе формирования логических УУД, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума. Помнить , что не все задания эффективны и равноценны в формировании логических УУД.






See also:
Яндекс.Метрика