формирование личностных УУД в 1 классе средствами УМК Перспектива


Формирование личностных УУД  первоклассников

в УМК «Перспектива»

Принципиальным отличием новых ФГОС является их ориентация на формирование личности обучающихся, потому что современное общество запрашивает человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, умеющего выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Поэтому учителю необходимо видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и уметь максимально стимулировать это развитие; уметь опираться на познавательные интересы каждого ребенка в учении, содействовать их обретению и развитию.

Личностные универсальные учебные действия являются одними из самых сложных для формирования в учебном процессе, но именно они позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Основной целью УМК «Перспектива» является духовно-нравственное, познавательное, эстетическое развитие личности, реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.

Формулировка задач УМК «Перспектива» предполагает, что получаемые ребенком теоретические знания, культивируемые отношения к учебной деятельности ( к процессу обучения, к учителю, к однокласснику) должны стать одним из средств формирования личности. Данный подход интегрировано реализуется во учебных курсах и учебниках УМК «Перспектива» , бережно сохранивших лучшие традиции русской школы, учитывающих возрастные особенности детей; хотя каждый предмет обладает своей спецификой.

Тематическое единство всех предметных линий комплекта способствует построению образа «Я», включающего  в себя самопознание, саморазвитие, самооценку, гармоничное сочетание четырех «учусь »: учиться узнавать, учиться делать, учиться жить вместе, учиться быть конкурентноспособным.

Понятие «Отчизна» формируется через единство личности, семьи, общества. Любовь к родине воспитывается через нравственные ориентиры к социальной деятельности по отношению к себе, к окружающему миру природы, толерантного отношения к многокультурности общества, актуализацию осознания ребенком причин и последствий человеческих ошибок в прошлом и настоящем для предотвращения повторного появления их, гордость личностными и совместными коллективными достижениями граждан страны и мира, желание и готовность приумножить их в будущем, дает возможность первокласснику самому оценивать и осмысливать собственную учебную и внеучебную деятельность, задуматься о возможном выборе жизненного пути, составляющим гражданское самоопределение.

Учебники УМК закладывают представление о семье, нравственных нормах семейных отношений и воспитания детей , почитания родственных связей и традиций, что необычайно актуально в преодолении существующего современного кризиса семьи как ячейки общества. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение адаптироваться и равноправно сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение понимать, что может чувствовать другой человек, проявлять отзывчивость, сопереживать, оказывать посильную поддержку или помощь, научиться находить компромисс во взаимоотношениях с окружающим социумом. Понимание причин порицания пороков и присваивание ребенком содержания общечеловеческих ценностей дает нравственное самоопределение.

Формирование уважительного отношения первоклассников к иному мнению, к истории и культуре других народов обеспечивается при изучении любой темы высказыванием своих способов решения возникшей проблемы, выдвижением своих гипотез. При этом учащиеся не знают заранее, кто из них прав, поэтому у них вырабатывается навык уважительного отношения к каждой версии, как возможному верному варианту. Этот навык закрепляется в групповой работе, которая строится на основе норм коммуникативного взаимодействия и предполагает освоение позиций «автора» и «понимающего». В учебниках много материала, позволяющего акцентировать народные нравственные нормы отношения к старшим, почитания мудрости народных традиций и идеалов. Это служит базой для формирования устойчивых механизмов саморегуляции сознания и поведения возможности осмысления значения, взаимосвязи личного успеха, активного участия во внеклассной работе с общим успехом жизни класса и школы.

Приобщение детей к искусству – это и знакомство с истоками народной культуры. Ведь «Во все времена именно молодое поколение продолжает культуру всего народа. Национальная культура – это и уклад жизни, и образ чувствований, и язык». Участие детей в народных праздниках Рождества, Масленицы, уроки- экскурсии в музей, на выставки, инсценировки народных сказок предлагаемые в урочной и внеурочной проектной деятельности несомненно духовно обогатят.

На уроках изобразительного искусства организуется и расширяется знакомство с традициями декоративно-прикладного искусства. Формулировки учебника и рабочей тетради с печатной основой содержат личностные ориентировки- задания : « узнай», «полюбуйся», «экспериментируй», «смелее пробуй свои творческие силы». Подводящий проблемный диалог становится основным методом учителя:

Итоговый урок ИЗО строится по заданиям учебника :

Рассмотри образы русских сказок, былин, родной природы. Подивись нарядности этого узорочья. А как ты представляешь песенно-сказочную природу родины? Нарисуй на белом листе.

На этапе подведения итогов актуализируется содержание «Обращения» авторов учебника: «Дорогой дружок! Вот и закончилось наше путешествие вместе с солнышком в этом году. Впереди веселые каникулы. У тебя будет много новых впечатлений. Не забывай уроков мастеров, в своих творениях раскрывших красоту жизни!»

УМК  «Перспектива» способствует обучению детей вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, формировать умение получать информацию из различных источников, анализировать ее, работать с книгой. Учебники содержат необходимый иллюстративный материал, который не только вызывает у детей интерес к данной теме, побуждает их к размышлению, беседе, знакомит с произведениями живописи известных художников, помогает зримо представлять литературных персонажей , объекты природы, среду обитания животных, но и учиться видеть прекрасное вокруг себя. В привычке делиться своими мыслями и чувствами с одноклассниками формируется чувство собственного достоинства, умение понимать и принимать позицию другого, навыки позитивного общения, культура проявления и выражения чувств словами и средствами невербальной коммуникации ( языком мимики, жестов и поз тела). В процессе принятия решения актуализируются приемы отказа и непринятия иной позиции на основе следования по шагам алгоритма : Что предлагается ? Зачем мне это надо? Какой может быть результат и последствия ?

В курсе «Окружающий мир. 1 класс» не только акцентируется внимание на воспитание у учащихся патриотизма, любви к Родине, но и делается упор на формирование лично- эмоционального, позитивного отношения к окружающему миру; к месту, в котором родился и живет ученик . В конце каждого урока сформулирован вывод, который учит детей грамотно подводить итог урока и осуществлять оценку собственной деятельности и учебно-познавательной активности. Большое внимание  уделяется осознанию социальных норм здорового образа жизни. В понятие «здоровье» включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, об окружающих людях.   Акцентируется значимость умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу собственной жизни и здоровью.

Последовательно идет нравственно-тематическое осознание « я- человек и школьник», «я и моя семья», «моя семья-часть моего народа», «я — часть мира».

Учебники «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение» построены на коммуникативной основе. В плане формирования личностных УУД ставится задача осознания мира звуков для человека, используются произведения художественной литературы и искусства, позволяющие формировать нравственно-этические нормы, осмысливать значимость духовно-нравственных отношений между людьми. Это актуально для позитивного существования в современном обществе, где критерии нравственности ослаблены и размыты.

Проблемный диалог по вопросам к прочитанному тексту «Как можно поступить в этой ситуации? Почему?» подводит к осмысливанию причин, побудивших героя произведения к поступку и  оцениванию его действий.

У детей появляется возможность осмыслить важные для жизни морально-этические понятия, вместе с героями литературных произведений пережить все разнообразие их чувств; учиться чувствовать настроение, выраженное в произведении, приобщиться к духовно-нравственным ценностям автора .

Например, на примере отношения воробьев к людям, Николай Сладков в рассказе «Без слов» в уста героев диалога вкладывает осознание причин существования пороков: одни обижают, а другие позволяют обижать .

В учебниках УМК «Перспектива» предусмотрены новые рубрики в каждом из изучаемых разделов: «Мы идём в библиотеку», «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Самостоятельное чтение».

Рубрика «Мы идём в библиотеку» советует учащимся прочитать произведения, которые могли бы, но не вошли в изучаемый раздел учебника. Список литературы рубрики помогает организовать самостоятельное внеклассное чтение. Значительная часть уроков проводится непосредственно в разных библиотеках города для формирования читательской культуры и потребности в чтении как возможности позитивного времяпровождения.

Рубрика «Семейное чтение» призвана возродить традиции совместного чтения детей и родителей, подсказывает взрослым тему общения для обсуждения после чтения. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре, зле, но и сближает всех членов семьи. Семья — важный элемент системы образования, где основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение — самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, средство духовно- нравственного воспитания личности.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. В рубрике «Наш театр» представлены произведения, удобные для инсценирования в классе. На таких уроках дети делятся на группы, сами распределяют роли, учась при этом договариваться, репетируют. В процессе репетиции обсуждают: как произносить слова, чтобы выразить те или иные чувства, какие при этом выполнять движения, а затем инсценируют произведение у доски перед остальными ребятами. В конце – обсуждается, какая группа наиболее дружно и удачно справилась с заданием.

Рубрика «Маленькие и большие секреты страны Литературии» позволяет не только обобщить знания по изученной теме, сравнить произведения, героев, но и знакомит учащихся с литературными терминами и понятиями, содержит творческие задания. Предусмотрены заочные экскурсии в картинные галереи, в художественные музеи, где дети знакомятся не только с различными авторами и содержанием шедевров живописи, но и при соответствующем эмоциональном настрое, формируемом учителем, пропускают жизнь картин через себя.  Смотреть и видеть – вещи разные и редко совпадающие. Чем раньше ребенок научится восхищаться, удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.

Одной из идей, положенных в основу построения курса «Математики» является : «Обучаем ребенка не математике, а математикой». Ведь для ребенка важно понять, в какой ситуации ему пригодятся знания, полученные на уроке. Первоклассники в разнообразных заданиях одновременно с освоением знаний по математике выполняют дешифровку текстов и на доступном уровне знакомятся с историей развития математического знания на Руси (1 класс, ч. 2, с. 42, № 1); алфавитной славянской и русской нумерацией ( 1 класс, ч. 3, с. 1, № 2); с историей развития мер на Руси (ч. 2, с. 42, № 1).

Часто формирование личностных универсальных учебных действий у учащихся организуется через спиралевидное интегрирование в темы разных учебных предметов. Так, например, на уроке математики при выполнении задания «Чем похожи и чем отличаются эти группы? (1 класс, ч. 1: с. 10−11, № 1−2, 4) группировка по общему признаку помогает учителю подвести учащихся к осознанию смысла понятия « толерантность», пониманию того, что непохожий, отличный – не значит плохой.

Затем на уроке литературного чтения в теме «Кукольный театр на ладошке» встречается задание-ситуация : «Каждый пальчик-артист. По схеме сделай из бумаги героев сказок. Поиграй с ними»

. На странице 17 в части №1 «Азбуки» предлагается диалог зайца и ежика:

-Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье.

-Правда, но мои колючки спасают меня от собаки и волка

Это может помочь учителю при акцентировании существующей непохожести людей между собой, возможности разных точек видения одного и того же у людей ( ситуации спора, драки), «об одном и том же по-разному»

На странице 28 части 1 «Азбуки» закладывается возможность мониторинга успешности принятия моральной нормы учащимися и дополнительного педагогического воздействия при рассматривании иллюстраций и речевого оценивания ситуации « Почему возникли трудности в общении девочки с инопланетянином? Что им помогло понять друг друга?»

Вводимое понятие «порядок счета предметов » , старинные задачи на перекладывание спичек на уроках математики помогают пониманию понятия «режим», осознанию роли поступка в целой жизни человека! (ч. 2: с. 52−55, № 2−4; с. 58−59, № 2−4; ч. 3: с. 78−79, № 3−4; с. 92, № 17−19, 21; с. 93, № 22−24)

Это затем повторно актуализируется в темах урока окружающего времени «делу время» и «с утра до вечера», на уроке обучения грамоте в теме «делу- время, потехе-час»

Осознание роли самоопределения и планирования в своей жизни последовательно проводится через упрощение вычислений с помощью использования свойств арифметических действий на уроке математики ( ч. 2: с. 22, № 2; с. 24, № 2; с. 27, № 7; с. 31, № 6; 1 класс, ч. 3: с. 5, № 6; с. 29, № 7; с. 31, № 4; с. 63, № 8; с. 78, № 2; с. 79, № 6; с. 87, № 5; с. 90, № 7). На уроке «окружающий мир» по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. по теме « В театре» в задании тетради с печатной основой предлагается отметить знаком «+» ситуацию выбора модели поведения (как ведут себя в театре благодарные зрители; ТПО ОМ с 25) и дополнение предложения:« Я был благодарным зрителем на спектакле…..»

В разделе «Город и село» (часть 2, стр. 4-5) по теме урока «Мы в городе» используется мотивирование на осмысливание и рассуждение при ответе на вопросы : Как ты думаешь, от кого зависят покой, красота, удобство в жизни родного города? Как можно благоустроить сельский быт, чтобы он стал легче? Как сочетаются природа и культура в сельском пейзаже? Кого можно назвать культурными людьми, любящими свой город?

Все предметы УМК  «Перспектива» способствуют обучению детей вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, формировать умение работать с книгой, получать информацию из различных источников, анализировать ее.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире определяется формируемым умением первоклассника воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления, а не как повод для тревоги и огорчения, знание алгоритмов эффективного разрешения проблем создает условия для способности осуществлять верный выбор стратегии поведения и преодоления возникших трудностей, требующих изменения себя и окружающей действительности. Включение в содержание всех учебников пословиц позволяет демонстрировать народные нравственные нормы .

«Недоброе слово больше огня жжет» , « Мудрым никто не родился, а научился» («Азбука» ч.1)

«Технология» авторами Н.И. Роговцевой, Н.В.Богдановой, Н.В. Добромысловой ставится основная задача- создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.). Учебное содержание , сформулированное в виде четких и однозначных правил и алгоритмов, облегчает освоение способов разрешения проблемных ситуаций и служит своеобразным «мостиком», который помогает учащимся переносить изученные способы действий в жизненную практику: “Скажи мне -и я забуду. Научи меня -и я запомню. Вовлеки меня -и я выучу”. (Б. Франклин).

Все учебники  УМК «Перспектива» «вовлекают» детей в познавательный процесс своей доступностью,  наличием элементов поисковой деятельности, творчества, что гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальность достижения запланированных результатов длч личностного развития первоклассника умений :

Объяснять и оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, осознавать, почему конкретные ситуации или поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.






See also:
Яндекс.Метрика