Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативны


учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №2 г.п. Суходол

Денисова Елена Ивановна

«Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности»

«… государство в сфере образования обязано

обеспечить воспитание молодого поколения

в духе высокой нравственности»

Из «закона об образовании РФ»

Введение. Целеполагание

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Прежде всего, необходим переход к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся начальной школы, направленному на формирование морально-нравственного, личностно-развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

Данный проект, направленный на формирование нравственно-личностных качеств учащихся, разработан в соответствии с требованиями: Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которых сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России.

Выявление проблемы. Актуальность проблемы.

Глобализация современного общества оказывает негативное влияние на отношение человека к обществу, государству, на отношение человека к человеку. Сегодня молодёжь игнорирует опыт и мнения предыдущих поколений, не доверяет идеалам, материальные ценности ставит выше духовных. Модно думать только о себе, быть индивидуалистом, нетерпимым и агрессивным к представителям других культур. Модно быть националистом. Массовая культура ведет антидуховную пропаганду. Разрушаются традиционные устои семьи. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданской идентичности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Изменить сложившуюся ситуацию можно только при помощи комплексного, системного подхода к обучению и воспитанию в школе, так как школа пока еще остается тем общественным институтом, который оказывает воздействие на формирование системы ценностей в душах и сознании граждан РФ.

Набирая новый класс, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель: разработать проект по формированию личностных качеств младших школьников на уроках и во внеурочное время;

Задачи:

— изучить, обобщить имеющийся опыт использования методов для формирования личностных качеств младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков;

— разработать проект по формированию личностных качеств детей для применения в работе с учащимися начальных классов;

— апробировать методику с изучением полученных результатов.

Объект исследования: практические навыки общения младших школьников.

Предмет исследования: личностные качества младших школьников.

Гипотеза: разработанный проект позволит развивать и корректировать личностные качества младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Методы психолого-педагогического исследования:

Теоретические методы: анализ, синтез, моделирование заданных ситуаций, сравнение, обобщение.

Имперические методы: изучение литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, внедрение опыта педагогической работы.

ΙΙ Теоретическое обоснование проблемы.

2.1. Изучение и обобщение имеющегося теоретического опыта по вопросу формирования личностных качеств младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию личностных качеств ребёнка было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). »

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

А что же говорить о детях? Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Выражение лица играет важную роль в общении. К. Изард (1980) отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь»,

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

2.2. Изучение и обобщение имеющегося практического опыта по вопросу формирования личностных качеств младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков.

Преподавателями Санкт-Петербургского Российского университета был разработан практический курс обучения детей младшего школьного возраста под названием: «Курс человековедения «Азбука общения»»

Одной из важнейших идей курса является идея мира ненасилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Содержание курса направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Если же нет мира с самим собой, люди не могут способствовать развитию доброжелательных отношений с окружающими.

Цель курса: формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Задачи:

— обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

— воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям;

— развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

— формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;

— развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

— повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать терпимость к мнению собеседника;

— вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

— развивать творческие способности и выражения в процессе коммуникативной деятельности;

— формировать сознательное овладение детьми речевыми средствами общения;

— развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребёнка в процессе коммуникативной деятельности;

— корректировать у детей нежелательных черты характера и поведения

Методы:

1.Наблюдения.

2. Рассматривание рисунков, фотографий.

3. Свободное и тематическое рисование.

4. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.

5. Этюды.

6. Импровизация.

7. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

8. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

9. Творческие игры: сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные.

10. Чтение художественных произведений.

11. Рассказы педагога и рассказы детей.

12. Беседы.

13. Мини-конкурсы.

14. Сочинение историй.

15. Дискуссии.

Ι Ι Ι Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.

3.1. «Азбука общения»

Раздел 1. Язык общения

(навыки общения с внешним миром)

Темы занятий:

1.Восприятие мира (наши органы чувств).

2.Мудрость природы (общение с животными и растениями).

3.Язык жестов и движений.

4.Язык чувств (наши эмоции).

5.Как я понимаю то, что помню (немного о нашей памяти).

Возможные типы заданий:

1.Упражнения на развитие мимических движений (поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос).

2.Игры на тренировку умений распознавать состояния по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей.

3.Мини-конкурсы по определению и передаче эмоциональных состояний человека, выраженных при помощи жестов и мимики.

4.Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений.

5Этюды на развитие выражать чувства страха, удивления, радости, презрения.

Раздел 2. Тайны моего «Я»

(умение видеть и понимать себя)

Темы занятий:

1.Кто такой «Я» (мой автопортрет).

2.Я – волшебник (мои чувства и желания).

3.Мир моих фантазий.

4.Моё настроение (ощущение собственной значимости).

Возможные типы заданий:

1.Игры («Что такое «я», «Отражение в озере», «Свет мой, зеркальце, скажи!»,

«Мой автопортрет»).

2.Чтение и обсуждение книг, кинофильмов, мультфильмов о событиях из жизни детей. Осмысление и оценка человеческих поступков и отношений.

3.Этюды, игры и упражнения из раздела 1 с использованием языка жестов, движений и эмоций.

Раздел 3. Как мы видим друг друга

Темы занятий:

1.Разговор взглядов (умение общаться).

2.Дружба (Мой лучший друг).

3. Мой день рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе).

4. Развитие чувства юмора.

Возможные типы заданий:

1.Разгадывание характеров с опорой на художественные изображения (игры «Фотографии друзей», «Игрушки моим друзьям», «Ролевое обсуждение», «Кто интереснее?», «Выставка портретов друзей»).

2.Создание специальных игровых ситуаций с использованием технических средств (магнитофона) для записи и воспроизведения речи детей во время игры с целью дальнейшего анализа поведения участников (Чистое общение», «Разговор взглядов», «Почему ты так поступил?»).

3. Игры на соотнесение внешности и его духовного мира.

Раздел 4. Этот странный взрослый мир

Темы занятий:

1. Урок мудрости (уважение к старшим).

2. Семья (взаимоотношения с родными).

3. В магазине (поведение в общественных местах).

4. На улице (поведение и общение в транспорте).

Возможные типы заданий:

1. Урок мудрости (история моей семьи).

2.Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в условиях влияния различной социальной среды и разнообразного круга общения («Вечер в моей семье», «Хозяюшка», «Чаепитие», «Путешествие на теплоходе», «Приём гостей», «День рождения», «В магазине», «Поездка на дачу», «Интервью»).

3. Этюды «Дружная семья», «Заговор».

4. Конкурсы рисунков «Моя семья», «День рождения», «Как я провёл день».

5. Подвижные игры.

Раздел 5. Фантазия характеров

(оценка человеческих поступков и отношений)

Темы занятий:

Мой любимый герой (пример для подражания).

Добро и зло (совесть).

Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и дурные привычки).

Конфликт (моё поведение в трудных ситуациях).

Возможные типы заданий:

Передача внутренних черт характера через выразительные позы.

Моделирование нежелательного поведения (этюды «Хочу и всё», «Эгоист», «Ябедник», «Кривляка», «Злюка», инсценировки «Жалко», «Какого цвета снег»).

Игры на сопоставление различных черт характера («Два друга», «Три товарища», «Три характера», «Чертёнок», «Мальчик — наоборот»).

Сочинения-фантазии характеров с опорой на строки литературных произведений («Сочини сказку», «Рассказ по кругу», «Кем и чем я могу быть»).

Игры-импровизации на передачу характеров персонажей («Игра в другого человека», «Мой двойник», «Разговор по телефону»).

Раздел 6. Умение владеть собой

Темы занятий:

Умей расслабиться.

Будь внимателен (развитие внимания).

Хозяин своего «Я» (умение управлять и контролировать своё поведение и поступки).

Не хочу быть плохим (преодоление дурных привычек и поступков).

Возможные типы заданий:

Игры на расслабление различных групп мышц – рук, ног, туловища, лица, шеи.

Игры на развитие внимания.

Игры на преодоление двигательного автоматизма.

Игры на преодоление застенчивости, формулы правильной речи и уверенного поведения.

Подвижные игры с правилами.

Планирование и подведение итогов дня.

Раздел 7. Культура общения

Темы занятий:

Волшебные слова (приветствия, благодарность).

Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор).

Телефон (правила общения по телефону).

Я вам пишу (навыки письменного общения).

За столом (правила хорошего тона).

Возможные типы заданий:

Игры-драматизации различных сказок («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключения Незнайки и его друзей», «Теремок», «Сорока и медведь», «Лиса и петух»).

Игры-конкурсы по проигрыванию сказок («Наша киностудия», «Конкурс мультфильмов», «Моя любимая сказка»).

3.Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в условиях влияния различной социальной среды («Зазвонил телефон», «Звуковое письмо», «Видение других», «Интервью»).

Игры на развитие доброго и внимательного отношения друг к другу в процессе общения («Подарки друг другу», «Уроки сказки», «Буратино», «Незнайка и его друзья», «День рождения». «Пилоты»).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика