Формирование культуры толерантности у младших школьников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

«Формирование толерантности у младших школьников».

Работа выполнена

учителем МБОУСОШ № 6

Антоненко Мариной

Викторовной

ст. Кущевская

2012 г.

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому мы с коллегами в нашей школе ищем наиболее оптимальные и эффективные механизмы воспитания детей в духе толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Мы считаем и это доказано на практике, что воспитание культуры толерантности только тогда может быть плодотворным, когда осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». В нашу школу приходят дети разных национальностей, (хотя их процент на общем фоне очень мал и межнациональных конфликтов среди детей нет), из разных семей, с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями.

Поэтому своей задачей мы считаем — научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом. В процессе воспитательной работы мы ставим перед собой следующие задачи:- воспитание личности, которая осознаёт достоинство человека;- воспитание терпимости (сам по себе высокий и полезный принцип толерантности нуждается в правильном понимании: это не означает терпимости к злу и преступности);

— воспитание гуманности;

— формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём

Экспериментальной площадкой для этого мы считаем уроки кубановедения, литературного чтения, на которых знакомясь с рассказами и сказками дети извлекают уроки и нравственные выводы. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Например: после прочтения детской сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

• объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;

• кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными? • считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?

У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению. Предлагаю найти в тексте предложения, из которых ясно, что утенок теряет самоуважение. Цель этого задания — применить историю гадкого утенка к ситуациям, реально существующим в семьях или обществе. Входя в роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Все вместе обсуждаем, могли бы утята как-то иначе отнестись к непохожему на них утенку. На примере сказок — ищем нарушения прав человека или животных и пути выхода из сложившейся ситуации.

На уроках окружающего мира, во время экскурсии, даю ребятам задание — найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбираю одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы внимательно их рассматриваем. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается. Задаю вопрос: Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев? Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение. А можно ли было выполнить это задание? Ответы детей — нет. Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга? Ответы детей — нет.

Затеи предлагаю поднять руку тем, кто сделал сам хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку, глаз или рот…

Таких нет, — отвечают дети.

Для формирования качеств толерантности знакомимся с образом жизни, традициями, ценностями других народов. Трудно преувеличить роль исследовательской работы по теме «Моя родословная», знакомясь с проектами одноклассников, ребята ближе узнают их семьи, предков, с удовольствием слушают рассказы о замечательных людях и искренно удивляются тому, что эти люди и сейчас живут рядом. Кроме того эта работа сплачивает семью. Огромный простор для деятельности предоставляют нам уроки кубановедения. Это и проведение тематических уроков с презентациями подготовленными учащимися, а также подготовка и защита своих проектов детьми. Обязательно, учащиеся 11 класса, члены школьного музея, под руководством учителя истории Захаровой Е.И, организуют нам тематические экскурсии по школьному музею. С большим удовольствием мы с детьми посещаем мемориальный комплекс «Поле казачьей славы», районный исторический музей, где знакомимся с казачьей культурой, образом жизни и деятельности наших предков.

Кроме того, в начальной школе родители ещё достаточно легко идут на контакт с классным руководителем. Поэтому мы организовываем семейные вечера в классе, где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывается желание подарить людям радость. Одним из первых вечеров, как правило, бывает встреча под названием «Давайте познакомимся», где каждая семья представляет себя: членов семьи, их фото, любимые песни, стихи, блюда, рассказы о семейных традициях.В своей работе стараюсь научить детей принимать друг друга такими, какие они есть. Конфликты в детской среде неизбежны и тогда для их разрешения я использую следующие приемы.

«Обида»Каждый ребёнок имеет право на чувствование обиды. Совместно с детьми выработали такое правило (способ от избавления от чувства обиды):«Ты обиду не держи, поскорее расскажи».«Мусорное ведро»Ставлю на середину класса небольшое ведёрко и предлагаю детям порассуждать. Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагаю представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагаю детям выбросить ненужные обиду, гнев , страх в «мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева)Также практика показала, что очень эффективными для воспитания у детей толерантности, являются следующие игровые и методические приемы:«Утро начинается с улыбки» Каждое утро предлагаю детям посмотреть друг на друга поздороваться и улыбнуться (прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа спорится)«Переписка»Дети пишут друг другу письма, два раза в неделю почтальон разносит их адресатам (развивает умение и желание общаться, стеснительным детям гораздо легче выразить свои чувства и мысли на бумаге, чем посредством устной речи)« Дружеская мойка»Дети выстраиваются в два ряда на большом расстоянии друг от друга. Один ребёнок проходит между рядами (через «мойку»), другие дети поочередно пожимают ему руку, дружески похлопывают по спине, одновременно произносят слова похвалы, симпатии, поощрения (в результате такой «мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый ребёнок). Целесообразно, пропускать через «мойку» 1-2 человек в день.«Сюрприз для победителя»Ребёнок, победивший в каком-либо конкурсе, будет вдвойне рад, если одноклассники поздравят его от души. Для этого ребёнка обязательно устраиваем минуту славы и рассказываем о его успехе другим, а успех другого человека как правило подстегивает и собственную активность .В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеёмся над ними? Потому что мы боимся их, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.Проведем эксперимент. Попросим разных людей охарактеризовать современный мир. И можем услышать: страшный, жестокий, разобщенный. Действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. И мы в своей каждодневной работе прикладываем все усилия, для того чтобы воспитывать толерантность у наших детей.






See also:
Яндекс.Метрика