Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на у


Тема опыта.

Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира.

МОУ гимназия №35 г.Владимира, Панева Елена Михайловна, учитель начальных классов, I квалификационная категория.

Условия возникновения, становления опыта.

Условиями возникновения данного опыта считаю:

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов»

Одна из задач, стоящая перед школой, связана с воспитанием любви к родному краю, обогащению духовно-нравственного и эстетического потенциала личности каждого учащегося.

Государственный заказ (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года), делает акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Таким образом, современную ситуацию в теории и практике образования можно охарактеризовать сложившимися противоречиями между: • возрастающими потребностями общества в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности; • повышением требований к уровню знаний, которыми должен обладать младший школьник, готовностью к их преобразованию и существующей организацией учебного процесса начальной общеобразовательной школы, не обеспечивающей необходимого уровня развития креативных способностей учащихся; • социальной значимостью развития креативных способностей младших школьников и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения для организации творческой деятельности учащихся; • необходимостью объективной оценки творческой деятельности учащихся и недостаточной разработанностью педагогического инструментария для оценивания результатов творческой деятельности младших школьников.

Актуальность и перспективы опыта.

Обозначенная мною тема концепции продиктована противоречивой ситуацией, создавшейся в обществе: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостаточно разработана научно-методическое обеспечение для организации и развитии творческой деятельности учащихся, а также недостаточно разработаны педагогические инструментарии для оценивания результатов творческой деятельности младших школьников.

Таким образом, чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления.

С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

Ведущая педагогическая идея.

Исследования психологов показывают, что креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Ребёнок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким родился, а потому, что в детстве получал мало эвристического материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Но если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, её можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют ли, или готовятся к уроку.

Таким образом, задача учителя создать такие условия на уроке, где ребенок будет развиваться и «творить».

Теоретическая база опыта.

Современная концепция обучения и воспитания (И.Я. Лернер, Г.К. Селевко)

Работы основателя системы развивающего обучения Л.В.Занкова.

Креативные методы обучения:

а)А.В. Хуторской «35 методов творческого обучения»

б) Т.А.Барышева, В.А.Шекалов «Креативный ребенок:Диагностика и развитие творческих способностей»

в)работы по осмыслению творческих заданий и их видов( М.А.Матюшкин , М.Р.Львов,М.И.Махмутов)

4. Работы отечественных психологов. Концепция личности( Л.С.Выготский,А.И.Леонтьев,С.Л.Рубенштейн)

Новизна опыта.

Новизна опыта заключаются в разработке системы творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. А также выявление педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий в учебном процессе. Результатом работы явилось создание циклов уроков.

Технология опыта.

Опираясь на данные исследования психолого-физиологической службы, которые проводятся при поступления детей в гимназию, а также учитывая возрастные психологические особенности развития личности, описанных в работах Л.С. Выготского, осуществляю подбор заданий, направленный на развития креативных способностей учащихся.

Опираюсь на учебный комплекс Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир», на региональную образовательную программу «Наш край».

В качестве методологической основы выбран развивающий подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, идивидуально-психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных способностей учащихся.

В современных педагогических исследованиях В.И. Зягвязинский, М.А. Матюшкин, М.Р. Львов, М.И. Махмутов, А.И. Савенков, А.В. Усова, А.В. Хуторской и др. рассматривают креативные способности как результат целенаправленного обучения творческой деятельности учащихся. По мнению И.Я. Лернера, «…подлинная проблема состоит не в возможности обучать творчеству — ответ однозначен, а в том, чтобы выяснить условия, при которых такое обучение оптимально»

В своей работе придерживаюсь позиции ученых, выделяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников.

Под творческими (креативными) способностями учащихся в современной педагогической литературе понимают «…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов». Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

творческое мышление,

творческое воображение,

применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

устанавливать причинно-следственные связи;

видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

рассматривать систему в развитии;

делать предположения прогнозируемого характера;

выделять противоположные признаки объекта;

выявлять и формулировать противоречия;

разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

представлять пространственные объекты;

использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

преодоление психологической инерции мышления;

оценивание оригинальности решения;

сужение поля поиска решения;

фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, И.Я.Лернера, Д.Б.Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание — «…образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания»

Преобразование — творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний

Создание — творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях

Творческое применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

соответствие условия выбранным методам творчества;

возможность разных способов решения;

учет актуального уровня развития;

учет возрастных особенностей учащихся.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяю три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие «система», а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа — развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Таблица 1. Функции методов творчества на различных уровнях системы творческих заданий

Уровень системы творческих заданий

Методы выполнения творческих заданий

Функции метода

III уровень

Перебор вариантов

Наиболее примитивный метод решения творческих задач, не входящий в число методов РТВ. Его использование на начальном уровне обучения способствует развитию умений организации поисковой деятельности, накоплению опыта организации собственной творческой деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся

Метод фокальных объектов

Развивает умения подбирать нетипичные свойства к объекту, представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, используя элементы фантазирования, преодолевать психологическую инерцию в процессе преобразования свойств объектов

Морфологический анализ

Развивает умение генерировать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы Развивает комбинаторные умения Производит оценку идей и детализирует наиболее удачные

 

Способствует развитию умения генерации идей в рамках заданной темы Развивает умения планирования творческой деятельности Способствует организации поисковой деятельности

 

Дихотомия

Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификации объектов по различным основаниям, выбирать основания для классификации в зависимости от цели и конкретной ситуации позволяет сужать поле поиска, развивает умения ориентироваться в пространстве, анализировать ситуации

 

Синектика

Развивает умения рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий

II уровень

Типовые приемы фантазирования

Развивают умения качественно, системно генерировать идеи; делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания (надсистемы) с помощью приема, заданного педагогом или выбранного самим учащимся

Моделирование

Развивает умения школьников рассматривать объект “изнутри” Расширяет возможности учащихся в управлении поисковой деятельностью, способствует стремлению самостоятельно объяснять ситуации, явления.

Группа методов “Преодоление психологической инерции”

Развивает умения учащихся быстро находить оригинальные решения. Позволяет учащимся изменять точку зрения на объекты, ситуации, явления в зависимости от условий. Развивает умения рассматривать объекты средствами изменения его количественных и качественных характеристик

Системный оператор

Развивает умения учащихся рассматривать объекты, ситуации, явления помощью алгоритма системного мышления Позволяет учащимся рассматривать объекты как системы. Развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Побуждает учащихся прогнозировать развитие объекта и его функции

Ресурсный подход

Побуждает учащихся совершенствовать системы с помощью внутренних и внешних ресурсов, получать оригинальные решения, близкие к идеальности

I уровень

Закономерности развития систем

Развивает умение учащихся целенаправленно совершенствовать системы по направлению к идеальному конечному результату. Позволяет управлять творческими процессами. Развивает умение рассматривать системы в развитии.Повышает эффективность прогнозирования

Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач

Развивает умение выделять противоречивые свойства. Развивает умение планировать творческую деятельность. Позволяет организовать эффективный поиск решения. Способствует выполнению задания на качественно новом уровне.

Приемы разрешения противоречия

Способствуют развитию умений выделять противоречивые свойства. Развивают умение рассматривать объекты в противоречиях. Развивают умения разделять противоречивые свойства в пространстве и во времени.

Типовые приемы устранения противоречий

Повышают эффективность поисковой деятельности. Развивают умение качественной генерации идей. Развивают умение разрешать противоречия

Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.

Под рефлексивными действиями понимаю:

готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;

умения обретать новый смысл и ценности;

умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;

умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений .

Обратимся к учебной программе 1 класса «Окружающий мир».

Учебник построен по разделам. Изучив все разделы, учащиеся 1 класса должны иметь представление:

*о природе и окружающей среды;

*о живой и неживой природе;

*о разнообразии природы России;

*о солнечной системе. Солнце, планете, Луне;

*о Земле и ее форме;

*о средствах географии- карте и глобусе;

*о зависимости природных условий от количества солнечного света;

*о развитии жизни на Земле;

*о становлении человека;

*о современном человеке, о труде и общественных отношениях;

*об основных этапах развития человеческого общества.

Как видно из перечисленных тем, материал очень объемный. И чтобы ребенок не только его усвоил, но и умел воспользоваться в дальнейшем этими знаниями, помогают творческие задания III уровня. Приведу пример таких заданий.

Освоение метода дихотомии в игре «Да-нет«

Дихотомия — метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры «Да — Нет».

В рамках дополнительной учебной программы могут быть использованы следующие «Да-Нетки»:

1). Узнай объект по описанию.

1.1).Перечисляются признаки объекта (тема «Объект и его признаки»): сделан из песка, похож на гладь воды, может быть любого цвета.

1.2). Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного, находящегося среди представленного на листе ряда :

5 глаз, и все на руках (морская звезда);

животное, у которого орган обоняния находится на языке (змея);

животное, которое «видит» носом (дельфин);

животное, у которого нет глаз, ног, ушей, но они могут «видеть» кожей (дождевые черви);

животное, имеющее органы осязания и обоняния на усиках (бабочка);

животное не различающее цвета, у которого орган осязания находится на усах (кошка);

животное, которому нос может заменить глаза (собака);

этому животному зрение заменяют слух и голосовые органы (летучая мышь);

животные, которые слышат всем телом и могут найти дорогу по запаху (рыба);

животное, у которого органы обоняния и осязания находятся на руке (слон);

у этих животных удивительное зрение — очень широкий угол зрения, позволяющий видеть все вокруг (птицы);

глаза этого животного лучше видят ночью, чем днем, чуткие уши слышат добычу с далекого расстояния (сова);

животное, у которого органы чувств очень схожи с органами чувств человека (обезьяна).

2класс.

Во 2 классе помимо учебного комплекса «Окружающий мир» параллельно изучаем региональную образовательную программу «Наш край». Данная программа нацелена на создание условий, способствующих дальнейшему возрождению и сохранению культурно-исторического потенциала региона, формированию у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к художественно-эстетическим памятникам малой родины, знаний из истории прошлого и настоящего. Структура данной программы:

I. ( 2 класс )  История родного края — путешествуем в Древнюю Русь.

История занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных наук и оказывает существенное влияние на формирование личности. Историческое сознание, историческая память — важнейшие составляющие духовной культуры общества. Благодаря исторической пропедевтике учащиеся получают возможность осознать свою причастность к истории, понять, что и они так же являются носителями исторической памяти, почувствовать, что такое связь времен, связь поколений, познакомиться с благородными образцами служения Отечеству.

Задача программы 2 класса- показать хронотоп развития малой родины в историко-краеведческом и социокультурном аспектах.  На данном этапе работы формируется  отношение к познанию как к духовно-нравственной потребности. Это отношение выстраивается как открытие субъективно нового в мире культурно-исторических ценностей, побуждающее к самоопределению школьником смысла и содержания накопленного жизненного опыта в историко-культурном пространстве развития своей малой родины и народа.

II. (3 класс)   Культура моего народа – знакомимся с литературой и искусством родного края.

Приоритетным на этом этапе является чувственно-эмоциональное проживание детьми красоты родной земли, погружение в мир музыкальной и художественной культуры родного края, знакомство с культурными традициями прошлого и настоящего своего народа. В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно – творческой деятельности детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя  древнего и трудового города.

Задача программы 3 класса – погружение в мир музыкальной и художественной культуры малой родины и  создание  у детей  эмоционально-образной картины своего края .

III. (4 класс)  «Мое Отечество сынами славится!»

Задача программы 4 класса — создание образовательной среды,  позволяющей раскрыть перед учащимися на примере жизненного пути выдающихся земляков прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека.

Все аспекты программы этого года рассматриваются через показ человека, его сущности, его деятельности для города/села, для будущего. Это поможет воспитать в учащихся гордость за принадлежность к человеческому роду, за место, где родился и вырос, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.

На этих уроках использую креативные методы обучения:

Метод придумывания

Метод образной картины

Метод случайных ассоциаций

Мозговой штурм

Метод синектики

Метод морфологического ящика

На основе этих методов были разработаны творческие уроки( см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

3 класс. «Создание нового»

При реализации этого направления учащимися выполняются творческие задания, ориентированные на создание нового:

«Памятка туристам Владимирской области»; (см.ПРИЛОЖЕНИЕ)

«Как сохранить животных Красной книги»;

«Придумай свой народный костюм»;

«Придумай сказку (историю) о…»;

«Придумай новую обувь, одежду, используя знания предков»

Выполнение этих заданий лучше организовать при помощи отдельных приемов фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методов активизации мышления — синектики, метода фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов. Освоение методов должно происходить преимущественно в групповой деятельности с последующим коллективным обсуждением.

Получение нового объекта с помощью МФО(метод фокальных объектов)

Работа в группах с целью получения нового объекта (или усовершенствования) с помощью метода фокальных объектов (тема «Крестьянское жилище и утварь».В поиске сильных решений организована следующим образом:

1 шаг. Группы получили задания:

придумать новую лавку;

усовершенствовать прялку;

придумать новый сундук ;

усовершенствовать печь.

2 шаг. Группы работали самостоятельно по следующему плану:

Выбрали 3 объекта случайным образом.

Выделили по 5 признаков у каждого объекта.

Наделили заданный объект несколькими из выделенных признаков.

Составили описание полученного нового объекта.

Работа была закончена через 10 минут.

3 шаг. Спикеры групп представили полученные результаты. 4 шаг. В результате проведенной работы в ходе коллективного обсуждения учащимися были сделаны следующие выводы:

методом фокальных объектов можно легко получить до 10 различных вариантов новых объектов;

полученные решения лишь незначительно изменяют объект случайным образом.

4 класс .



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика