Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка


Обобщение педагогического опыта

учителя английского языка

МБОУСОШ № 34

Хабибулиной Алёны Александровны.

Волжский 2013г.

Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьников может быть оценена такими критериями: 10% — читает глазами; 26% — слышит; 30% — видит; 50% — видит и слышит; 70% — обсуждает; 80% — опирается на опыт; 90% — говорит и делает совместно; 95% — обучает других. Но образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его личность. В связи с этим мы говорим о формировании универсальных учебных действий учащихся. 

Универсальные учебные действия — это есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока: I. личностный; II. регулятивный (включающий также действия саморегуляции); III. познавательный; IV. коммуникативный. 

Я хотела бы подробно остановиться на коммуникативных учебных действиях, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Древняя пословица гласит «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». 

В рамках изучения иностранного языка мы говорим о коммуникативных учебных действиях как: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников,

способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 

разрешение конфликтов — выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. 

Формирование универсальных учебных действий включено в стандарт начального образования и нашло отражение в УМК «Enjoy English» (автор: Биболетова М.З.), который предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить свои знания по предмету.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся я использую следующие технологии обучения:

Технология интерактивного обучения:

Информационно-коммуникационная технология обучения

3. Технология проблемного обучения

4. Метод проектов

Коммуникативные универсальные учебные действия я стараюсь формировать во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

При аудировании ученик должен послушав определённую аудиозапись извлечь именно ту информацию, которая соответствует коммуникативной задаче поставленной учителем, а также грамотно изложить свой ответ, используя соответствующие лексические и грамматические конструкции.

На пример: послушайте аудиозапись и скажите:

какие подарки ученики лесной школы решили подарить Джиму;

The pupils presents are…..(Бибалетова 3 класс тема подарки);

в какое время Мэг вернётся домой с прогулки (Бибалетова 4 класс тема Распорядок дна Мэг);

Mag will come home…..

Что касается говорения, то ученик учится участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении; составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа; рассказывать о себе, своей семье, друге.

На пример:

диалог

познакомься с новым другом. Узнай его/её имя, возраст, что он/она любит делать. Разыграйте диалог с одноклассником по ролям. (What is your name? How old are you? I like…, My name is…, I am…);

составь диалог – разговор по телефону и разыграйте его по ролям:

Can I speak to…, I am sorry. He/She isn’t in. Can you phone back at…, What a pity! Of course,…

монолог

Расскажи о любимом сказочном герое (внешность, где живёт, что умеет делать). His/Her name is…, He/She lives…., He/She can…

Расскажи о любимом сказочном герое (внешность, характер,

что любит делать), не называя его. Пусть твои одноклассники

догадаются и назовут героя сказки.

В чтении:

соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;

читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.

На пример:

Прочитай текст. Выбери правильный ответ на вопрос. Отметь ответ.

Who made the apple pie?

Jane.

Jane’s mother.

Jane and her mother.

Прочитай текст. Закончи предложение, выбрав из предложенных вариантов тот, который соответствует содержанию текста. Отметь ответ.

Jane didn’t help her mother to make the apple pie because she …

didn’t like to go shopping.

didn’t like apple pies.

didn’t like to help her mum.

В письме

списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;

восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей;

писать по образцу краткое письмо зарубежному другу;

писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днем рождения (с опорой на образец).

На пример:

Заполни анкету, дополнив незаконченные предложения

Прочти письмо, полученное от друга по переписке, и напиши ответ, дополнив незаконченные предложения.

Прочти письмо, полученное от друга по переписке. Напиши

ему письмо. Расскажи о себе и ответь на три его вопроса (Have

you got any pets? What do you like to do? What is your favourite subject?).

Использование игровых методов также эфеективно развивает коммуникативные УУД особенно на начальном этапе:

На уроках с ребятами я использую следующие методы:

Игра с мягкой игрушкой (закрепление лексики), найди соответствие,

а также я создаю игровые ситуации: представьте, что вы Тим составьте радиопередачу о ферме Джона и сделайте репортаж всему классу, затем можно выбрать лучшую радиопередачу.

Также я использую коротенькие скороговорки на определённый звук:

A fat Pat had a fat cat

Pat’s fat cat sat at Pat’s hat.

Различные рифмовки, которые можно также использовать в качестве физминутки

Hands up! Hands down!

Hands on hips! Sit down!

Hands up! To the sides!

Bend left! Bend right!

One, two, three …Hop!

One, two, three ….Stop!

Stand still!

Слушаем и разучиваем песенки «Clap your hands», «The more we are together», «The ABC», «What is your name».

Для лучшего запоминания новых слов часто использую «договорки»:

У елки цвет всегда один,                         Почему сосисок нет?

Зимой и летом это – green.                    Утащил их рыжий cat.

По моему мнению игры быстрее помогают снять языковой барьер и помогают ученикам быстрее освоить материал на иностранном языке.

В конце своего выступления хотелось бы добавить, что целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение — это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. Поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий особенно важно на начальных этапах овладения иностранным языком.






See also:
Яндекс.Метрика