Формирование коммуникативных учебных универсальных действий средствами проектной тех


Одной из задач новых стандартов является формирование

коммуникативных универсальных учебных действий, в частности развитие речи. Коммуникативные действия обеспечивают:

— социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

— умение слушать и вступать в диалог;

— участвовать в коллективном обсуждении проблем;

— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Какие же существуют способы, формы и методы для формирования коммуникативных действий?

Последние исследования показывают, что эта тема недостаточно разработана.

Цель работы: обосновать технологию проектной деятельности для формирования коммуникативных учебных универсальных действий средствами проектной технологии, показать применение, описать педагогический опыт по использованию данной технологии.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: процесс осуществления проектной технологии как средство формирования коммуникативных учебных универсальных действий.

Задачи исследования:

Раскрыть сущностные характеристики коммуникативных учебных универсальных действий;

Охарактеризовать проектную технологию как средство формирования УУД;

Подобрать методы диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД;

Описать собственный педагогический опыт по использованию технологии проектной деятельности;

Разработать методические рекомендации по использованию данной технологии.

База исследования: МБОУ СОШ № 29 им. К. Нечаевой города Волжского Волгоградской области, 2 а класс, 23 человека.

Методы исследования:

— теоретический анализ литературы;

— использование диагностик;

— анализ продуктов деятельности обучающихся;

— метод наблюдений;

— количественный и качественный анализ результатов исследований.

Глава 1.Теоретические аспекты формирования коммуникативных

универсальных учебных действий средствами проектной

технологии.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Какие же действия относятся к коммуникативным?

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий,

определяющих развитие психологических способностей личности,

осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Каковы сущностные характеристики универсальных учебных действий? Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

— из общения и сорегуляции развивается способность ребенка регулировать свою деятельность;

— из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т.е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;

— из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как на эффективность самой деятельности коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося.

Коммуникативные универсальные учебные действия делятся на две группы:

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умение работать с текстом.

— воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;

— находить в тексте информацию, необходимую для решения этой задачи;

-сравнивать разные виды текста, учить выбирать текст согласно поставленной учебной задаче;

— анализировать и исправлять деформированный текст, находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

— составлять план: делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую, пересказывать по плану.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

— оформлять монологические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета;

-различать особенности диалогической и монологической речи;

— описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

— характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу (виду).

Коммуникатвные универсальные учебные действия бывают представлены в виде диалога или монолога. Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила диалога:

– любое мнение ценно;

– ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

– повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;

– хочешь говорить – подними руку;

– дай возможность другому высказывать свое мнение, а себе – понять его;

– обращение начинается с имени;

– критика должна быть тактичной;

– используя компьютер, не злоупотребляй количеством текста и цвета;

– отсутствие результата – тоже результат;

– голос – твой божественный дар, умей им владеть.

На ступени начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение. Учебный предмет «литературное чтение» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

1) слушание, чтение (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;

2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);

3) инсценирование и драматизация;

4) устное словесное рисование;

5) творческий пересказ текста от лица разных героев – персонажей;

6) сочинение по личным впечатлениям (3-4 кл.) и по прочитанному (4кл.);

7) интервью с писателем;

8) письмо авторам учебника.

На уроках русского языка используются типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

– «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

– «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения – просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придется употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми».

Для развития коммуникативной компетенции огромное значение имеет учебно-методический комплект. В системе «Школа 2100» работа по развитию речи четко выстроена во всех учебниках и включает развитие широкого спектра навыков, предусматривает количественное и качественное обогащение словарного запаса детей, развитие связной устной и письменной речи.

Так, например, в курсе математики можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

К первому направлению можно отнести все задания, с проговариванием вслух при изучении новой темы, задания повышенной трудности.

Ко второму направлению формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе. Кроме того, технология деятельностного метода, разработанная в системе «Школа 2100» предполагает развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативные навыки я развиваю и средствами ИКТ. В школе накоплен и систематизирован электронный учебный материал по каждому предмету. Работа одного ученика за компьютером, работа по цепочке, в парах развивают коммуникативные навыки. Дети умеют донести свою позицию до других, владеют приемами монологической и диалогической речи, понимают другие позиции. К концу третьего класса мои ученики умеют:

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

– высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

– выполнять и демонстрировать классу альтернативные домашние задания с использованием ИКТ;

– представлять результаты проекта и исследования на конференции, опираясь на электронную наглядность.

Промежуточная диагностика развития коммуникативных универсальных учебных действий показала достаточно высокий уровень их сформированности. Это особенно важно, поскольку на смену действующему образовательному стандарту приходит обновлённый вариант, отвечающий

современным запросам общества. И та работа, которая проводится по формированию и развитию коммуникативной компетентности личности, приобретает особую актуальность. Непрерывный творческий поиск учителя во всех видах взаимодействия с учениками становится гарантией нового образовательного результата.

Глава 2. Педагогический опыт по использованию проектной

деятельности с целью формирования коммуникативных

универсальных учебных действий.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

—формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

—развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

—формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е.

умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

—реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале

мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Мы не будем говорить о полной самостоятельности обучающегося при работе над проектом. Проектная деятельность не только предполагает, но и нацеливает на обращение ребёнка ко взрослому как к источнику информации и носителю определённой профессиональной и личностной компетенции. Родители, ребёнок и учитель, ведущий проект, являются субъектами деятельности над конкретным проектом. «Как показывает практика, родители и взрослые (непедагоги) участвуют в образовательном процессе, обеспечивают ориентацию учащихся на овладение знаниями социально-значимыми для жизни, а также актуализируют внутреннюю

потребность учащихся к самосовершенствованию сознания и поведения».

Мы можем выделить следующие этапы работы над проектом:

1) рождение замысла или выбор темы из банка проектных заданий;

2) обдумывание замысла, консультация со специалистами, родителями;

3) составление проектного задания учителем в случае нахождения ребёнком темы проекта;

4) планирование деятельности;

5) исследование проблемы на информационном уровне;

6) технологический этап: создание и испытание продукта проекта;

7) составление текста устной презентации;

8) представление результатов деятельности в виде устной презентации;

9) анализ проделанной работы, выводы, рефлексия.На современном этапе проектная деятельность введена во все уроки в любых УМК. Работа над проектом оформлена в учебниках или рабочих тетрадях по любым предметам в качестве вопросов и заданий, поэтому педагогу нетрудно организовать проектную деятельность на уроке. Труднее работать с методом проектов во внеурочной деятельности. И на уроке, и во внеклассной работе любой проект должен иметь какой-то продукт.

При работе над проектами мною было использовано несколько методов, в том числе и метод наблюдения. Нам необходимо изучить, какие ещё существуют методики для проведения мониторинга по формированию коммуникативных УУД.

Список методик для проведения мониторинга по формированию коммуникативных УУД:

1.Узор под диктовку.

2.«Рукавички».

3.«Левая и правая стороны»

4.«Совместная сортировка»

5.«Дорога к дому»

6.«Кто прав?»

Методические рекомендации.

При низких общих показателях нужно обратиться к психологу и разработать программу коррекционной работы. При средних показателях развивать коммуникативные способности.

Для развития коммуникативных способностей нужно:

постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;

стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;

используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;

проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».

Итоговая диагностика

Рекомендации по измерению УУД на выходе.

В качестве повторной диагностики можно предложить игру «Рисунок на двоих»

Детям необходимо нарисовать один рисунок вдвоем, при этом им непрерывно придется договариваться: кто что нарисует, каким цветом, в каком месте и.т.д.

Оценка производится путем наблюдения. Очень важна для обучающегося

рефлексия. Примерная схема рефлексии.

В качестве рефлексии может быть лист самооценки с критериями 0, 1, 2.

(В зависимости на сколько я владею тем или иным умением.

0-не владею; 1-владею, но не очень хорошо; 2-владею хорошо)

Умею слышать, слушать партнера

0-1-2

Умею планировать свою деятельность

0-1-2

Умею согласованно выполнять совместную деятельность

0-1-2

Умею договариваться

0-1-2

Умею правильно выражать свои мысли

0-1-2

Умею оказывать поддержку

0-1-2

В ходе такой рефлексии становится видно, что не все обучающиеся овладели коммуникативными универсальными учебными действиями. В таком случае следует воспользоваться такой памяткой.

Памятка для учителя. Как развивать коммуникативные УУД.

1.Научите ребёнка высказывать свои мысли. Во время ответа задавайте ему наводящие вопросы.

2.Не бойтесь «нестандартных» уроков, попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы по освоению программного материала;

3.Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которому вы будете причислять дополнительный балл;

4.Организовывая групповую работу или работу в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы;

5.Приучите ребёнка самого задавать уточняющие вопросы по изученному материалу (например кто? что? почему? зачем? и т.д.), переспрашивать, уточнять;

6.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Итак, нами найдены методики для проведения мониторинга по формированию коммуникативных УУД, а также создана памятка для учителя об их развитии. Этот вопрос является завершающим при изучении темы «Формирование коммуникативных учебных универсальных действий

средствами проектной технологии».

Приведем перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:

Web-сайт;

Анализ данных социологического опроса;

Атлас;

Бизнес-план;

Видеофильм;

 Видеоклип;

Электронная газета;

Электронный журнал;

Законопроект;

Карта;

Коллекция;

Дизайн — макет;

Модель;

Музыкальное произведение;

Мультимедийный продукт;

Пакет рекомендаций;

Письмо в … ;

Прогноз;

Публикация;

Путеводитель;

Рекламный проспект;

Серия иллюстраций;

Сказка;

Справочник;

Словарь;

Сравнительно-сопоставительный анализ;

Статья;

Сценарий;

Виртуальная экскурсия;

Сборник сочинений;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика