ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ


ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение, что борясь за хороший почерк, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.

Целью работы по формированию правильного почерка является формирование четкого, красивого, быстрого письма. В задачи занятий по каллиграфии входит развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма, что способствует увеличению скорости письма.

Научить ребенка писать – это научить правильно сидеть при письме, держать ручку, тетрадь, выполнять теоретические правила написания букв, соблюдая наклон, высоту, протяженность букв.

На первом этапе обучения письму я уделяю большое внимание упражнениям, которые способствуют развитию мелких мышц пальцев и кисти руки. В этом эффективно помогает такой вид работы, как штриховка. Штриховка не только укрепляет мышцы, но и развивает логическое мышление ребенка, активизирует его творческие процессы. Штрихование не должно быть монотонным однообразным процессом. Я предлагаю фантазировать: на первом этапе штрихуем геометрические фигуры, например, треугольник – «погладим» в одну сторону, а затем в другую( при этом штрихуем наклонными линиями), квадрат — прямыми вертикальными , прямоугольник – горизонтальными линиями( «наливаем в аквариум водички чуть- чуть, а затем все больше и больше»). Дети самостоятельно обводят трафареты геометрических фигур. В процессе такой работы они узнают, что такое квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, многоугольник.

Затем переходим к штриховке фигурок животных и птиц ( рисуем их шерстку волнами, петлями, полуовалами, кругами не выходя за контур.) Штриховать нужно начиная с первого урока и ежедневно , до окончания периода обучения грамоте. Мы пользуемся простым карандашом, цветными карандашами. При штриховке постоянно сравниваем, анализируем, демонстрируем свои достижения, можно прослушивать музыку, сказки. Эту работу лучше выполнять в альбомах по трафаретам, а со второго полугодия можно использовать альбомы для раскрашивания. К этому времени дети уже знают много букв и в штриховку могут включать элементы букв или целые буквы. Можно уже пользоваться ручками с цветными стержнями и фломастерами.

Второй этап( развитие тактильной памяти) – создание в памяти ребенка образа заглавной(прописной) и строчной букв и их соединение. Эффективным считаю упражнения , когда дети обводят буквы и их соединения через кальку, ощупывают выпуклые буквы, вылепливают их из пластилина, сгибают из проволоки. Но пальчикам первоклассников нужна постоянно пальчиковая гимнастика.(ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

Успешное овладение графическим навыком во многом зависит от знания и выполнения обучающимся в процессе письма трех видов соединений с последующей буквой: верхним, нижним, сренеплавным:

Верхнее — рн ск от лу бы пи сп ар и т.д.

Нижнее — кл ом тя сл пя рл и т.д.

Среднеплавное – се пв иг ух иж аз и т.д.

В процессе отработки написания соединений дети должны знать:

-если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы продолжаем до верхней линии рабочей строки ( или середины в широкую линейку)

— если к нижнему соединению, то линию от предшествующей буквы надо отвести вправо, немного выше нижней линии строки

— если к среднему, то линию от предшествующей буквы доводим до середины строки и плавно, не останавливаясь переходим к начертанию первого элемента следующей буквы.

Первоклассники очень устают при письме слогов т.к. не умеют управлять последовательным чередованием напряжения (письмо элемента сверху вниз) и расслабления( снизу вверх или в сторону) мышц руки. Пальчиковая гимнастика уместна и здесь.

Обязательным, начиная с написания первых элементов букв, считаю проговаривание того, что пишут. В этот период учу детей самостоятельно проводить анализ, сравнение и написание новых букв. Я разделила элементы букв на группы:

— овалы и полуовалы

-петля вниз и петля вверх

-наклонная линия половина строки, чуть ниже строки

— линия с крючком (с поворотом) «туфелька балерины

— линия с наклоном больше обычного.

Мы часто рисуем «схемки» букв, изображая на основе каких элементов образовалась буква.

Во втором классе для минуток чистописания использую показ букв, в которых есть одинаковые элементы (лм нк ду пр пт ши), соединение заглавных и строчных букв, соединение одной буквы с другими, рассматривая все виды соединения( верхнее, нижнее, среднеплавное).При этом обязательно анализируем, сравниваем буквы по высоте, ширине , способу соединения, контролируем расстояние между слогами. Теперь уже предлагаю узнать букву, написание которой будем повторять, разгадывая ребусы и загадки. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

В третьем классе предлагаю анализ пословиц и выбор из них для написания часто повторяющейся буквы или буквы, обозначающей какую-либо орфограмму. Например:

Без грамматики нет и математики.

— объясните смысл пословицы

-запишем букву которая обозначает двойной согласный в корне слова.

Далее анализируем буквы и их соединение, размер и записываем с комментированием. Таким образом, минутка чистописания становится и орфографической разминкой и работой по развитию речи. Пословицы и поговорки — это исключительно благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для письма. Они обогащают знания детей о красоте русского языка, они метки и лаконичны. Школьники любят пословицы, хорошо запоминают их, учатся применять в речи, связывают с содержанием прочитанного, увиденного, с жизненными ситуациями:

Умей дружбой дорожить.

-объясните смысл

-какие орфограммы вы видите(-оро-,-жи,-ши)

-выпишите из словаря 5 слов с сочетанием –оро

Для такой работы можно брать пословицу из любого сборника пословиц. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

В третьем, четвертом классе в минутку чистописания может быть «заложена» проблема по формулированию новой темы урока. Часто даю задания с зашифрованными буквами. Например:

Найдите буквы, обозначаюшие мягкие согласные в словах:

щенята, мощный, роща.

Письмо сочетаний: щн, нщ, Нщ, Щн

Запишите сочетания букв.

ЗАГАДКА.

— первая буква является суффиксом

— вторая окончанием этого слова

— третья его окончанием в В.п.

Письмо сочетаний: кау, куа и т.д.

Первая буква обозначает непарный согласный в слове коробка, вторая глухой согласный в слове перья, третья – твердый согласный в слове фильм.

Письмо сочетаний: рпм, прм и т.д.

В.кзал, т.пор, ш.фер, ш.ссе.

Вставить пропущенную букву, записать ее в слиянии со всеми непарными звонкими согласными: ро мо но ло йо .

БАБУШКА.

— первая буква является окончанием этого слова в Р.п.

— со второй начинается суффикс этого слова.

Письмо сочетаний : иу уи и т.д.

ЕЛИ ЗЕФИР

КУПИЛ ПАЛЬТО

ВЫШЕЛ ИЗ МЕТРО

ЕХАЛИ ПО ШОССЕ.

— первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном в В.п.

— вторая непроверяемая безударная гласная в несклоняемом сущ. В Д.п.

Сформулированность графического навыка – одно из условий грамотного владения языком, позволяет успешно изучать и другие предметы, формулирует качества, необходимые для успешного протекания учебно-воспитательного процесса, такие как усидчивость, старательность, трудолюбие, воспитание уважения к языку.

Очень важным на любом этапе формирования графического навыка является соблюдение гигиены письма: соблюдения правил посадки, положения ручки в руке, размещении тетради на плоскости стола и продвижение во время письма, что в итоге еще и способствует профилактике нарушения осанки, зрения, повышению работоспособности, формированию четкого и быстрого письма.

Чтобы достичь результатов по формированию графического навыка работу необходимо проводить ежедневно, формируя умение самостоятельно вести эту работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Пальчиковая гимнастика.

Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Предлагаю использовать следующие упражнения:

1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

2. Две веселые лягушки ни минуты не сидят –

Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)

3. Наши пальчики сплетем и соединим ладошки.

А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмем.

(Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Так 2-3 раза.)

4. Идет по парте человек, переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.

5. Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.

Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.)

6. Что такое? Что мы слышим?

Это дождь стучит по крыше.

А теперь пошел сильней

И по крыше бьет быстрей.

(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)

7. Бедный маленький цыпленок кушать захотел спросонок.

Он по парте клювом бьет, будто бы пшено клюет.

(Постукивание по парте подушечкой мизинца сначала одной рукой, затем другой)

8. Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?

9. Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки

Развернем наоборот и похлопаем немножко.

10. “Я сильней наверняка!” — молвит правая рука.

“Почему же! Вот и нет!” — спорит левая в ответ.

(Сцепляют руки “в замок” и тянут в разные стороны, меняя руки местами.)

11. Как-то раз по речке Нил плыл огромный крокодил,

Рядом вынырнул другой, закричал ему: “Постой!”.

12. Раз огромный крокодил табуретку проглотил,

А теперь разинул пасть: как бы парте не пропасть!

(Ребята зажимают край парты между прямыми средним и безымянным пальцами как можно сильнее. Упражнение выполняется двумя руками несколько раз.)

13. Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем.

Если долго так крутить, можно дырку просверлить.

(Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.)

14. Без пальто гулял глупышка,

И замерз он, как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.

(Растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцем правой, затем то же самое делают с мизинцем правой руки)

15. Листья падают в саду, я их граблями смету.

(Ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя).

16. Что такое? Просто смех! Расколоть нельзя орех.

На ладошку положили и по очереди били.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони. Повторяют четверостишие несколько раз.)

17. Пальцы в гости приходили.

Тук-тук-тук – стучали в дверь.

Только дверь им не открыли

Думали, там страшный зверь.

18. Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит, он их просто

Клювом лечит.

19. Наши нежные цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

(Руки сжаты в кулачки. Плавно разжимают кулачки, выпрямляют пальцы, помахивают кистями рук, снова сжимают пальцы в кулачки и опускают на парту.)

20. Мы ладони сложим вместе, словно их сцепили тестом.

Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.

21. Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет?

Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.

(Сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулаки).

22. Пара ножниц есть у нас. Пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?

23. Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он прыгает и скачет, веселит всех зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выстаивать вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед. Обеими руками.)

24. Две сестрицы – две руки: рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.

Месят тесто две руки – левая и правая,

Воду моря и реки загребают плавая.

25. Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни.

По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки:

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Загадки.

Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы — все умелые пловцы.

( аквариум)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел

(Бабочка)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем!

(Велосипед)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть — нет головы.

(Гриб)

Белый столб стоит на крыше,

И растет все выше, выше,

Вот он вырос до небес,

И исчез.

(Дым)

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим,

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

(Ель)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

(Ёж)

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями —

Листьями деревьев.

(Жираф)

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

(Заяц)

Всех на свете обшивает,

А сама не надевает.

(Иголка)

Глазищи, усищи, хвостище!

А моется всех чище.

(Кошка)

Падают с ветки золотые монетки.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика