ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ


«ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»

2013 год

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Двигательный навык формируется медленно. Быстрее он развивается впервые два года, а затем идёт постепенное нарастание скорости письма и улучшение его качества.

Дети же с ограниченными возможностями в обучении резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в подготовленности и усвоении школьного материала.

Очень сложно научить писать чисто, аккуратно, каллиграфически правильно детей с ограниченными возможностями в обучении.

Почему? Каковы же причины?

Я вижу причины в том, что:

*Помимо основного диагноза у детей существуют ряд сопутствующих заболеваний (астенический синдром, нарушения моторики, эпилепсия и т.д.), которые резко тормозят их общее развитие.

*Практически 1-2 ребёнка из класса, до поступления в школу, посещали детский сад. У меня в классе только один ребёнок посещал детский сад. А в детских садах ведется большая работа по общему развитию и моторики кистей рук.

*Большинство детей из неблагополучных семей, поэтому они соц. пед. запущены и имеют низкий кругозор

Поэтому, дети при поступлении в школу в первый класс, имеют низкий уровень общего развития, мелкой моторики.

Цели:

* изучение психофизических особенностей учащихся класса.

*осуществление в процессе уроков коррекционных мероприятий.

Задачи:

*Повышение уровня общего развития учащихся.

*Выработка навыка аккуратного, разборчивого и желательно,

каллиграфически правильного письма.

*Воспитание мотивационной основы учения (желание учиться)

Для эффективного решения поставленных целей при поступлении учащихся в 1 класс знакомлюсь, беседую с детьми, родителями или опекунами, изучаю документы, даю диагностические задания, с письменного разрешения родителей, опекунов.

Рекомендую методику «Дорожки» (по Л.А.Венгеру). По этой методике определяю уровень подготовки руки к овладению письмом, сформированности внимания и контроля за собственными действиями, чтобы затем определить содержание уроков обучения письму, учитывая особенности подготовки к овладению письмом.

Программа 1 класса коррекционной школы 111V вида состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет один месяц первой четверти. Если в классе дети с более низким уровнем развития. Этот срок может быть увеличен до полутора – двух месяцев.

Основные задачи добукварного периода:

*Подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками

письма.

*Прививать навыки правильной посадки во время рисования и

письма.

*Учить правильному расположению тетради на парте.

*Учить правильному пользованию карандашом и ручкой.

*Различать рабочую и вспомогательную строчки.

*Прививать интерес к обучению.

В добукварный период в уроки письма включаю такие задания, как

*Лепка

*Складывание и резание бумаги ножницами по прямым линиям

*Составление фигурок из счётных палочек по образцу

*Игры с мозаикой

*Рисование мелом на доске

*Рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные и т. д.)

*Обведение карандашом на бумаге простейших геометрических фигур по трафаретам, их штриховка

*Рисование несложных предметов (Овощей, фруктов, фигур животных, птиц, рыб и т.д.)

*Обведение рисунков по точкам

*Рисование по данному рисунку

*Штриховка рисунков и др. задания.

Все эти задания помогают ребёнку развивать внимание, воображение, терпение, выдержку.

В букварный период знакомлю с рукописным начертанием строчных и прописных букв.

Для создания двигательного образа буквы использую такие методики:

Непосредственная помощь ученику;

Обведение букв, написанных

*на доске;

*в тетрадях;

*карандашом;

*пунктирными линиями или точками;

3. Письмо в «воздухе»;

4. Использование кальки или целлофана;

5. Письмо мокрой тряпкой;

6. Письмо мокрыми пальцами на доске;

7. Письмо под счет в определённом ритме.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся в букварный период:

*формирование навыков правильного , безотрывного написания букв

*Соединение букв в словах

*Списывание слов, предложений с доски и букваря

В структуру каждого урока обучения письму, во 2, 3, и 4 классах ввожу пальчиковую гимнастику или пальчиковые игры.

Пальчиковую гимнастику или пальчиковые игры провожу в течение 3 – 5 минут в начале каждого урока. Их цель:

Размять мышцы рук учеников. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Эти игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют мышцы рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, контролировать внимание на одном виде деятельности.

Кроме пальчиковой гимнастики в уроки включаю графические упражнения, а в уроки математики и графические диктанты, способствующие развитию мелкой моторики и координации движении руки, зрительного восприятия и внимания. Важно, чтобы графические задания имели смысловую значимость. Поэтому для рисования выбираю такие объекты, как дорожки, волны, радуга, клубы дыма, чешуйки рыб и т. д.

Во 2 классе продолжаю совершенствовать технику письма. Упражнения по чистописанию провожу ежедневно по 5 -8 минут. Содержание заданий связываю с материалом урока. Отрабатываю наиболее сложные для учащихся формы букв, которые ими труднее всего даются. Все буквы (строчные и заглавные) я делю на группы, сходные по написанию и распределяю их в порядке усложнения написания.

1 -2 четверть –строчные буквы и их соединения.

1 группа – и, ш, ц, щ.

2 группа – л, м,я.

3 группа – г. П. р, т.

4 группа – к, н.

5 группа – о, а, ю.

6 группа – д, б.

7 группа – о, в. Ф.

8 группа – с, х, ж, э.

9 группа – у, д, з.

10 группа – е,ё.

11 группа – ч, ь, ъ. ы.

3- 4 четверти – заглавные буквы.

1 группа – И, Ш, Ц, Щ,

2 группа – У, Ч,

3 группа – Г, П, Т, Р.

4 группа – Д, Ф, О.

5 группа – Л, М, А, Я.

6 группа – О, С, Э, Ж, Х.

7 группа – Н, Ю, К.

8 группа – Б, В,

9 группа – Е, Ё, З.

В конце каждой четверти предлагаю самостоятельное списывание слов, небольших текстов, где встречаются эти буквы. Акцент делаю на качество работы – наклон, расстояние между элементами и буквами, высота букв и т. д. Эти работы дают возможность проверить, как вырабатываются у учащихся навыки правильного написания данных букв и правильное соединение с другими, плавность, равномерность письма.

Минутки чистописания могут проходить:

Фронтально (Образец – на доске. Ребята списывают, с определённым заданием)

Индивидуально-дифференцированно (используя классификацию по уровню обучаемости В.В.Воронковой)

В 3 классе минутки чистописания провожу каждый день по 4-5 минут. Содержание заданий также связываю с материалом урока.

В 4 классе минутки чистописания провожу 2 раза в неделю по8 -10 минут с целью выработки навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Чёткое и графически правильное написание строчных и заглавных букв, их соединений по тем же группам, что и во 2, 3 классах. Но задания усложняю.

Просматривая письменные работы учащихся, я обращаю не только на орфографические, но и на каллиграфические ошибки. помогает мне в этом таблица.

Эту таблицу заполняю после просмотра тетрадей в конце четверти. Либо когда замечаю ухудшения подчерка у большинства учащихся. Делаю обобщение, а затем содержание минуток чистописания корректирую в соответствии с каллиграфическими ошибками.

Литература

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений V111 вида. 1-4 кл., Просвещение, 2000г.

А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» Просвещение 2004г.

С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова,С.В. Щербинина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова «Дидактический материал к урокам чистописания. 2 класс», Просвещение 1987г.

Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова «Дидактический материал к урокам чистописания. 3 класс», Просвещение 1992г.

Журнал «Начальная школа»






See also:
Яндекс.Метрика