Формирование иноязычной коммуникативной компетенции


Формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Целесообразность формирования иноязычной коммуникативной компетентности на этапе младшего школьного возраста подтверждается многочисленными исследованиями как в нашей стране (И.Л. Бим, К.Б. Бардина, М.З. Биболетова, А.К. Маркова, Е.И. Негневицкая и др.), так и за рубежом (D.Katz, W.Apeet и др.).

Иностранный язык должен рассматриваться как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами. Одновременно язык — это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.

В нормативных документах цель иноязычного образования определяется сегодня как формирование и совершенствование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех её составляющих, а также развитие индивидуальности в диалоге культур.

Компетентность ученика. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.

Одной из основных целей обучения иностранным языкам является коммуникативная компетенция, под которой понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.

Иноязычная коммуникативная компетентность включает в себя речевую, языковую и социокультурную компетентности.

Речевая коммуникативная компетентность предполагает формирование и развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).

Языковая (лингвистическая) компетентность подразумевает формирование и развитие языковых знаний (фонетических, грамматических, лексических) и навыков оперирования ими.

По мнению Э. Орловой, лингвистическая компетентность — это «коммуникативная характеристика, определяющая меру владения языком в процессах обмена информацией, согласно следующим параметрам:

правильность — соответствие высказывания признанным в культуре грамматическим правилам; реализуемость — способность контролировать размер и смысловую глубину грамматически правильных высказываний;

приемлемость — соответствие высказывания конкретной социокультурной ситуации; встречаемость — частота, вероятность употребления языковой единицы»8.

Следует подчеркнуть, что важнейшей составляющей иноязычной коммуникативной компетентности является речевая компетентность. Это означает, что основным требованием к владению иностранным языком на той или иной стадии обучения является способность обучающегося осуществлять коммуникативный акт, решать коммуникативную задачу. При этом корректность акта коммуникации (уровень сформированности лингвистической компетентности) рассматривается как дополнительный критерий.

Социокультурная компетентность обеспечивает учащимся возможность адаптироваться к иноязычной среде, умело следуя канонам вежливости в инокультурной среде, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества. Кроме того, формирование социокультурной компетентности предполагает овладение способами представления родной культуры в условиях иноязычного межкультурного общения.

Коммуникативная компетенция: отражает знание, понимание, применение языков и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

Коммуникативные компетентности: (Хуторский А. В.)• уметь представить себя устно, письменно, написать анкету, заявление, письмо; • — уметь представить свой класс, школу, семью; • — владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, выступать с устными сообщениями; • — владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); • — владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения. .

Коммуникативная компетенция дает возможность человеку войти в чужую культуру, получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ, то есть осуществлять информатизированную деятельность.

Информационные компетентности: Хуторской А.В.

• владеть навыками работы с различными источниками информации, книгами, учебниками, справочниками, Интернетом, CD-ROM, каталогами; • — самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её; • — ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; • — владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, принтер и т.д. • — применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет.

— процесс обучения строить на технологиях, обеспечивающих интеграцию личностно-ориентированного, культурологического, деятельностного и гностического компонентов (технологический аспект).

Не менее важным и значимым является личностное развитие обучающихся в ходе иноязычной образовательной деятельности. Следует отметить, что формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности и личностное развитие обучающихся решаются в интегрированном образовательном процессе как двуединая задача. Это достигается личностно-ориентированным и деятельностным подходом к иноязычному образованию. Деятельность, в которую вовлекаются обучающиеся, должна носить неформальный, мотивированный характер, в равной степени обращаться к когнитивной, интеллектуальной и эмоциональной сфере личности участников образовательного процесса, учитывать их возрастные и психологические особенности. Реализация данной цели осуществляется наилучшим образом через применение в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий.

. Компетентностное образование и воспитание через построение учебно воспитательного процесса на основе законов личностно – ориентированного обучения и воспитания предполагает:

признание ученика основным субъектом процесса обучения;

основная цель – развитие индивидуальных способностей ученика;

развитие ребенка является не побочным, пусть и весьма желательным эффектом, а выдвигается на первый план и является основной целью всего периода обучения,

сравнение результатов не по горизонтали, а по вертикали (сравнение результатов ребенка с собственными достижениями).

С этой целью, в образовательном учреждении, в течение последних лет разработаны и внедрены информационно – диагностические карты развития ребенка ( листы индивидуальной диагностики), позволяющие отследить особенности его развития Особая практическая значимость данных карт заключается в первую очередь в том, что позволяет:

своевременно отслеживать динамику развития каждого ребенка, а не только детского коллектива в целом;

оптимально строить индивидуальную коррекционную работу;

скоординировать работу всего коллектива в целом (педагогов, родителей, психологов).

Е. С. Полат говорит о возможности эффективного использования в рамках иноязычного образования личностно-ориентированных технологий, разработанных для применения следующих методов:

— обучение в сотрудничестве;

— метод проектов;

— элементы интенсивного метода обучения иностранным языкам;

— разноуровневое обучение;

— языковой портфель ученика.

Личностно ориентированный подход способствует достижению данной цели, ибо предусматривает выделение учащегося как субъекта образовательного процесса и организацию условий для индивидуальной творческой учебной деятельности. Этот подход также влияет и на выбор новых технологий, приемов обучения, из которых нами наиболее активно используется проектный метод.

Метод проектов Приоритетным методом формирования информационно-коммуникативной компетентности учеников является метод проектного обучения. Метод проектов — это такая форма работы, предполагающая применение различных видов деятельности по реализации проекта. «Метод проектов» — это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением. Через коммуникативные проблемные учебные ситуации метод проектов создает условия самостоятельной работы студентов, предусматривающей как использование разнообразных методов, средств обучения, так и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, технологии, творчества.

Метод проектов предоставляет возможность познать особенности функционирования языка и сформировать все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную, учебную.

В современном обществе Интернет как система коммуникации, является тем инструментом, который обеспечивает коммуникативность обучения. Рассматривая свой опыт преподавания английского языка на факультативных занятиях с использованием метода проектов прихожу к выводу, что Интернет – это инструмент интерактивности в приобретении знаний, он делает работу преподавателя результативной, способствует интеграции умений школьников в области компьютерных технологий и английского языка.

Доминирующей в процессе выполнения проекта «Рождество и Новый год в англоговорящих странах» была самостоятельная индивидуальная исследовательская, поисковая, творческая деятельность. Создание мультимедийного проекта имело реальные практические результаты: овладевая ИКТ, учащиеся получили опыт самостоятельной организации учебной деятельности, работы в группе. Из пассивных обучаемых они превратились в активных участников учебного процесса.

Выполненный проект завершился участием во всероссийском конкурсе ЦТИ “Snail”. Используемый сопоставительный подход ( Россия и англоговорящие страны) позволил ученикам рассмотреть новые социокультурные знания сквозь призму собственной культуры.

Проектная методика предполагает наличие коммуникативных ситуаций, использование ИКТ активизирует процесс осмысливания, функционирования языка, мотивирует школьников к общению, соответственно, формирует устойчивые коммуникативные навыки.

. Активное использование проектной деятельности в начальной школе и элементов проектной деятельности, уже начиная со среднего дошкольного возраста, формирует у детей умение решать стоящие перед ними проблемы. Важным является то, что дети учатся использовать имеющиеся у них знания, умения. Наряду с этим, нехватка знаний побуждает детей использовать все имеющиеся ресурсы: словари, справочники, интернет и другое. Таким образом, при выходе из начальной школы дети вооружаются универсальными знаниями, которые будут необходимы им в дальнейшей жизни.

В ходе ролевой игры происходит формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативные качества, умения и способности учащихся составляют коммуникативную компетентность, лежащую в основе иноязычной коммуникации наряду с иноязычной компетентностью.

Под коммуникативными умениями А.А. Бодалев подразумевает такие как умение разбираться в людях и верно их оценивать, умение адекватно и эмоционально откликаться на поведение и состояние других людей, умение выбирать по отношению к каждому из партнеров такой способ общения, который наилучшим образом учитывал бы их индивидуальные особенности [3].

Следовательно, в систему коммуникативной компетенции входят знания, умения и навыки, необходимые для организации и контроля за процессами межличностной коммуникации, умение активно слушать, умение аргументировать, умение прогнозировать поведение партнёра, овладение правилами приличия и этикета и т.п. [4]. Иными словами, в процессе иноязычной коммуникации значительное место отводится социальному контексту. В коммуникативных ситуациях общения участники являются равноправными партнёрами в совместной деятельности, что сказывается на создании положительного фона для обсуждения информации или обмена идеями для решения какой-либо проблемы, лежащей в основе деловой игры.

Формирование иноязычной коммуникации происходит успешно при формировании всех её компонентов в ходе ролевой игры, являющейся моделью общения и сохраняющей лингвистические и нелингвистические особенности этого процесса. Эффективности этого процесса способствуют знания интересов участников коммуникации, культурных ценностей, норм, а также особенностей человеческого восприятия и мышления.

 

Дискуссия – как эффективный способ реализации коммуникативных умений обучающихся.

Дискуссия

(от лат. discussion – рассмотрение, исследование)

(Толковый словарь)

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в системе современного образования. Ключевое слово педагогического процесса сегодня – это личностное развитие. Но на практике ученик пока ещё не стал субъектом учебного процесса, центральная роль по- прежнему принадлежит учителю.

Все развитые страны мира осознали необходимость перестройки образования. В экономику нашей страны должны прийти люди, которые

могут критически и творчески мыслить;

быть коммуникабельными в различных социальных группах;

уметь работать сообща, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

работать над развитием своей нравственности, интеллекта и культурного уровня.

Чтобы решить задачи, которые ставит общество перед образовательными учреждениями необходимы следующие условия:

Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.

Чёткое осознание того, где, каким образом и для каких целей приобретаемые знания пригодятся.

Сотрудничество при решении проблем, проявляя при этом коммуникативные умения.

Расширение круга общения учащихся со сверстниками.

Изучив труды отечественных и зарубежных авторов (Полат Е.С., Леонтьев А.Н., Беспалько В.П., Пассов Е. И., Keller E, Klippel E., Littlewood W.T. и др.), мы пришли к выводу о необходимости широкого внедрения в процесс обучения новых интерактивных методов, которые позволят изменить парадигму образования.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество:

Сменные тройки.

Карусель.

Аквариум.

Незаконченные предложения.

Мозговой штурм.

Броуновское движение.

Дерево решений.

Ролевая игра.

Дискуссия.

Дебаты.

Для осуществления процесса речевого взаимодействия учащимся необходимо владеть умениями диалогической речи. Под данными умениями понимается готовность учащихся к речевому взаимодействию с собеседником, в результате которого происходит решение коммуникативной задачи: обмен информацией, мнениями, побуждение к действию, решение проблемы (конфликта) и т.д.

Очень нравится детям такой вид работы как Карусель, когда образуется 2 кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики через 30 секунд меняются. Учащиеся успевают обсудить за несколько минут несколько тем и успевают убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений – класс делится на 3 – 4 группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами, дописывают на деревьях соседей свои идеи, затем происходит общее обсуждение.

Методом обучения, который основывается на обмене взглядами по определённой проблеме является дискуссия, когда взгляды отражают или собственное мнение или опираются на мнения других лиц. Главная функция дискуссии – стимулирование познавательного процесса. С помощью дискуссии её участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться с мнением других.

Условия создания на уроке-дискуссии среды взаимодействия:

Соответствие целей отбору содержания, выбору методов и приёмов, средств.

Правильная организация образовательного процесса:

оформление классного помещения (расстановка мебели для возможно быстрой перегруппировки ученических мест, размещение наглядных пособий и ТСО и т. д.);

создание эмоциональной атмосферы;

выбор правильных форм взаимодействия и стиля коммуникаций с учащимися.

Основной формой взаимодействия на уроке-дискуссии является групповая работа.

Преобладание в учебно – воспитательном процессе групповых форм работы, позволяет вводить схему субъект-субъектного, равнопартнёрского учебного сотрудничества, при которой налаживаются свободные коммуникации между всеми участниками учебно – воспитательного процесса на уроке и занятии, когда дети учатся совместно решать поставленные перед ними задачи, договариваться, убеждать и отстаивать свою точку зрения, оценивать свой труд и труд своих товарищей.

Она состоит в комплектовании групп как важного условия организации эффективной работы. При комплектовании группы необходимо учитывать как количественный, так и качественный состав. Оптимальной по количеству признаётся группа из 3 – 5 человек (нечётное число для принятия решения). Качественный состав зависит от уровня знаний, умений и навыков учащихся, характера межличностных отношений. Вариантов групповой работы существует много: группы постоянного и сменного состава, звенья по 4 человека, подвижные коллективы до 7 и более человек; гомогенные (одноуровневый состав) и гетерогенные (разноуровневый состав), проблемные и др.

При организации групповой работы учитель должен:

объяснить ученикам цели предстоящей работы;

разбить учащихся на группы;

раздать задания и инструкции по их выполнению для каждой группы;

контролировать ход и результат групповой работы;

участвовать в дискуссии, оказывать помощь отдельным ученикам, консультировать, побуждать их к действию.

Мы предлагаем период полготовки к дискуссии разделить на следующие этапы:

Мотив

Диалог

по образцу

Диалог

по образцу

с изменениями

Новый

диалог

дискуссия

Мы считаем важным соблюдение учителем последовательности своих действий и организацию действий учащихся в процессе развития умений диалогической речи при подготовке к дискуссии.

Данная таблица демонстрирует соответствие действий как учителя, так и ученика, поставленной задаче:

Этап

Задача

Действия учителя

Действия ученика

Итог

I.

Создание мотивов общения

Учитель определяет проблему, формулирует цель и задачи.

Ученики рассматривают ситуацию (проблему) диалогического общения, принимают коммуникативную цель и задачи.

Наличие мотивов общения

II.

Развитие умений диалогической речи на основе диалога-образца

1.Определяет и предъявляет учащимся модель речевых фраз, диалога-образца.

2.Комментирует социокультурные особенности речевого общения.

3.Предъявляет схему-опору ведения диалога

4.Организует работу в соответствии с определённой схемой.

1.Изучает модель диалога-образца под руководством учителя.

2.Знакомится с социокультурными особенностями речевого поведения.

3.Изучает схему ведения диалога.

4. Ведут диалог по образцу.

Диалог по образцу

III.

Развитие умений диалогической речи на основе диалога – образца с изменениями

1.Изменяет ситуацию диалогического общения. Формулирует коммуникативную цель и задачи, которые следует решить в ходе диалога.

2.Оказывает помощь в создании схемы ведения диалога в соответствии с ситуацией общения.

3.Оказывает помощь учащимся.

1.Понимают ситуацию.

2.Составляют схему диалога с помощью учителя.

3.Ведут диалог на основе составленной схемы в соответствии с установкой учителя.

Диалог по образцу с изменениями

IV.

Развитие умений диалогической речи в новом диалоге

1.Создаёт новые ситуации.

2.Распределяет роли, дифференцирует задачи партнёров.

3.Исполняет роль организатора, помощника. Оказывает помощь

1.Понимают ситуацию диалогического общения.

2.Принимают роли, планируют своё речевое поведение.

3.Ведут диалог в новой ситуации.

Новый диалог

V.

Свободное говорение

1.Создаёт ситуации диалогического общения. Формулирует цель и задачи, решения которых требует опоры на личный опыт учащихся, на проявление творческих способностей.

2.Роль консультанта.

3.Стимулирует и поддерживает самостоятельную беседу учащихся.

1.Понимают ситуацию диалогического общения.

2.Самостоятельно выбирают стратегию ведения диалога. Отбирают речевой материал.

3.Ведут беседу, самостоятельно моделируя своё речевое поведение.

Свободное говорение

Практика подтверждает мнение многих методистов, что для умения общаться во время дискуссии особую роль играют:

способность вступать в общение, свёртывать и возобновлять его;

способность проводить свою стратегическую линию в общении, осуществлять её в тактике поведения, вопреки стратегиям других общающихся;

способность учёта каждый раз новых (иногда сразу нескольких) речевых партнёров;

способность прогнозирования поведения речевых партнёров, их высказываний, исходов той или иной ситуации.

Отличием дискуссии от других форм свободного общения является эвристичность, т. е. незапланированность, нестандарность, непредсказуемость, творчество. Это касается всех компонентов говорения: выбора речевых задач, предмета, содержания, формы общения и его участников.

Нами разработаны правила ведения дискуссии, которые могут быть предложены обучающимся в качестве памятки:

Покажите своё дружеское расположение к собеседнику.

Стремитесь, чтобы вашим собеседникам было интересно и приятно общение с вами.

Умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего.

Не отвлекайтесь, когда говорят другие.

Не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего вас.

Не бойтесь высказываться.

Чётко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы.

Аргументируйте свою речь, будьте логичны в доказательстве своего мнения.

Не делайте выводы до того, как поймёте мнение другого и проблему до конца.

Проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно, и отличную от вашей.

Имейте мужество признать свою неправоту, не обижайтесь на собеседника, тем более не оскорбляйте его.

Будьте вежливы и тактичны.

Не злоупотребляйте вниманием другого.

Таким образом, урок-дискуссия – это всегда совместная деятельность учителя и учеников как личностей, как субъектов, так как в ней есть самоуправление учащихся (их учение и самовоспитание).

Кроме того, урок-дискуссия – это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является последовательное в рамках учебной темы исследование, познание, оценка жизни во всех её проявлениях, с одной стороны, и раскрытие себя учеником в творческой деятельности, с другой стороны, а ключевым результатом становятся повышение мотивации к процессу говорения на иностранном языке, развитие интеллекта всех участников общения и духовное их обогащение.






See also:
Яндекс.Метрика