Формирование ИКТ-компетентности учащихся как части специальной подготовки человека к жи


Управление образования мэрии города Магадана

МБОУ «Гимназия 13»

Формирование ИКТ — компетентности учащихся как части специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе

Автор опыта: Нездольева Галина Анатольевна,

учитель информатики

г. Магадан 2012г.

Содержание:

Информация об опыте……………………………………………2

Технология описания опыта………………………………………8

Результативность опыта………………………………………….23

Библиографический список………………………………………27

Приложение………………………………………………………..28

Вывод……………………………………………………………….29

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения опыта.

Педагогический опыт «Формирование ИКТ-компетентности учащихся как части специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе» реализуется мною в МБОУ «Гимназии № 13» г. Магадана на основе существующей в школе материально-технической базы. Использование результатов опытно-экспериментальной деятельности, через призму применения педагогических технологий в преподавании информатики, а главное через разработанную технологию формирования информационно-коммуникационно-технологической компетентности учащихся посредством личностно ориентированной модели педагогического процесса.

В «Гимназии № 13» применение информационно-коммуникационных технологий всегда рассматривали как необходимую часть образовательной среды, использование которых способствует формированию открытой системы образования.

C сентября 2004/2005 учебного по июнь 2005/2006 учебного года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации в «Гимназии № 13» проводился эксперимент по введению профильного обучения, составной частью которого стало открытие профильных классов на старшей ступени обучения. В соответствии с потребностями и желаниями учащихся и родителей, возможностями образовательного учреждения в школе были открыты: физико-математический, социально-гуманитарный, оборонно-спортивный и естественнонаучный профильные классы.

Реализация концепции профильного обучения в условиях «Гимназии № 13» потребовала использования новых программ, которые ориентируют, прежде всего, на формирование у обучающихся различных компетентностей. Таким образом, реальностью образовательного процесса стал компетентностный подход, при этом формирование ИКТ — компетентности становится ключевой.

Передо мной как учителем (информатики) встала задача организовать деятельность, направленную на формирование ИКТ-компетентности учащихся и поскольку в школе обучаются дети с разным базовым уровнем подготовки, то эта задача требует, прежде всего, личностно-ориентированного подхода.

Одна из основных целей современной системы образования – умение работать с информацией. Сегодня важным является формирование ситуации, в которой каждый учащийся сможет, используя ИКТ, учиться в индивидуализированной среде. Таким образом, информационно-коммуникационная компетентность студента вуза закладывается в школе.

Актуальность опыта.

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей. При этом изменчивость проявляет себя через небывалое прежде многообразие, затрагивающее практически все стороны общественной жизни. В качестве примера можно привести: изменение функциональных характеристик телефона (или того предмета, который все еще называется телефоном); изменение внешнего вида, мощности, быстродействия и функциональных характеристик компьютеров.

Динамичные изменения, происходящие в обществе, во всей окружающей человека среде, породили различные наименования современного общества: «постиндустриальное общество», «постцивилизация», «технотронное общество» и т.п. Однако наиболее широко используется термин «информационное общество».

Информационное общество – это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации [12].

Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, что, в свою очередь, требует кардинальных изменений в системе образования. Одним из путей решения этой проблемы в нашей стране является проект «Информатизация системы образования» (ИСО), проводимый Правительством Российской Федерации.

Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море «не утонуть», необходимо обладать информационной культурой, то есть знаниями, умениями и навыками поиска, отбора и анализа информации, владеть информационными и коммуникационными технологиями, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере. Со всем, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

Культурный уровень человека проявляется только в деятельности, поэтому формирование информационной культуры как качества личности целесообразно рассматривать с позиций компетентностного подхода. Круг компентностей, которым следует учить сегодняшних школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетентности. За основу понятия «компетентностный человек» взяты, способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.

Информационно-коммуникационная компетентность школьников в рамках проекта «Информатизация системы образования», определяется,как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества. [2].

Формирование информационно-коммуникационной компетентности это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Анализ образовательной практики показывает, что на сегодняшний день существует противоречие между требованием информатизации учебного процесса в средней общеобразовательной школе и неразработанностью соответствующих форм учебной деятельности.

В своей работе, я также столкнулась с противоречиями:

1)между непрерывно пополняющимися, развивающимися образовательными запросами школьников в получении информации и реальной педагогической деятельностью школы, слабо ориентированной на индивидуальные потребности учащихся в новых источниках информации. (Хотя важной проблемой является и низкая мотивация некоторых учащихся к получению знаний, а в сегодняшнем информационном обществе одним из главных условий развития личности является умение учиться самостоятельно);

2)между необходимостью подготовки пользователей информации, владеющих эффективными навыками самообразования в условиях информационного общества и низким уровнем их информационной культуры, по результатам личных исследований мною отмечено, что школьники часто оценивают свои возможности и способности выше, чем они есть в действительности;

3)между большим объемом программного материала и неумением учащихся самостоятельно осмыслить его.

Эти противоречия можно разрешить только тогда, когда в процессе обучения будет сформирована ИКТ-компетентность учащихся, что возможно, только если обучение будет посильным.

Новизна опыта.

Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.

Новизна опыта заключается в формировании ключевых компетенций у обучающихся, в частности, компетенций в сфере познавательной деятельности, а также новизна моего опыта выражается в составлении мной системы уроков по различным темам.

Ведущая педагогическая идея

С целью повышения качества образования создать условия для развития интеллектуальных способностей, саморазвития и самосовершенствования личности, развитие ИКТ-компетентности – через призму педагогических технологий в преподавании информатики, а главное через личностно- ориентированный подход в обучении.

Длительность работы над опытом.

Разработка технологии велась в течение ряда лет с 2004-2006 по 2012 год.

Диапазон опыта.

Технология опыта охватывает организацию учебной деятельности по информатике в классах II (8-9кл.) и III ступени (10-11кл.) образования.

Распространяется на педагогическую систему: урок информатики, элективный курс, а также индивидуальные и групповые занятия в рамках подготовки к ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам, конференциям.

Теоретическая база опыта

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация.

Раскроем понятие «информатизация». Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [17].

Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей, в том числе в образовании. Информатизация образования является одним из важнейших условий процессов информатизации общества, так как именно в сфере образования обучаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Владение новыми информационными технологиями становится в информационном обществе социально необходимым умением таким же, как умение читать и писать. Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция. Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека в современном обществе.

Поэтому необходимо внедрять новые подходы к оцениванию качества школьного образования. На смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход [6].

Новая образовательная парадигма – стратегия «образования для будущего»:

знания не просто накапливаются впрок, а изучаются способы непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

умение работать с любыми видами информации;

формирование критичного, а не репродуктивного мышления;

специальная подготовка человека к жизни в информационном обществе (формирование профессиональной компетентности).

Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах И.А.Зимней [5], А.Л. Андреевым [1], А.П. Хуторским [11], В.В.Краевским [7], Б.Д. Элькониным [13], О.Е.Лебедевым [8] и др.

Теоретической основой опыта по проблеме является

технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (автор Фирсов В.В.), [9].

технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей учебного материала (Шаталов В.Ф.), [12].

концепция личностно-ориентированного обучения Якиманской, [15].

концепция опережающего обучения и принцип посильной трудности обучения Эльконина-Давыдова, [4; 14].

технологии компьютерного урока, технология использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технология применения средств ИКТ в предметном обучении (Селевко Г.К.), [10].

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности [3].

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ — грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. (Приложение_7).

Информационная культура человека это совокупность качеств, отражающих его знания и представления об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, освоение систем морально-этических и юридических норм, ценностей, установок, связанных с ИКС, а также владение компьютерной грамотностью.

Компьютерная грамотность. Если под традиционной грамотностью понимать умение обращаться с бумажными носителями информации (читать, писать, вычислять), то компьютерная грамотность охватывает операции с персональным компьютером, умение использовать компьютерные программные средства, работать с электронным текстом, электронными таблицами, создавать презентации и базы данных.

Информационная компетентность. Ещё более высокий уровень информационной культуры человека представляет информационная компетентность — компьютерная грамотность плюс умение вести поиск информации, использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем.

Основные принципы технологии формирования информационной культуры:

Неограниченность обучения в информационно-образовательной среде: содержание информации, её интерпретация и приложения могут быть как угодно велики.

Общение с компьютером — глобальный фактор социализации.

Информационная (компьютерная) компетентность ключевая суперкомпетентность человека XXI века, важнейший инструмент будущей профессиональной деятельности нынешних школьников.

Освоение информационной культуры — это взаимонаправленный коммуникативный процесс, для которого справедливы основные закономерности коммуникативной деятельности.

Непрерывное освоение новых информационных средств обучения и коммуникации. Цель школы состоит не в том, чтобы выучить детей работать на том или ином компьютере. Ребёнок, который сегодня пришёл в класс, через одиннадцать лет увидит на своём рабочем месте совсем другой компьютер, компьютер который даже трудно себе вообразить. Поэтому нужно научить ребёнка (выпускника школы) пользоваться компьютером в принципе.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

— повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

— обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

— углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Технология описания опыта

Основная цель опыта:

Развитие ИКТ-компетентности учащихся путем обеспечения свободного выбора обучения с учетом их интересов и способностей, как на основе государственного стандарта образования, так и на более высоком уровне, обеспечивающем поступление в вузы; воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; развитие познавательной активности и интеллекта учеников.

Задачи:

формирование информационной культуры, компьютерной грамотности, информационной компетентности;

дать учащимся систему знаний, включающую основы информатики на современном уровне её развития, не только через призму педагогических технологий, используемых в преподавании информатики, но и на основе личностно-ориентированной технологии обучения;

•обеспечение позитивного эмоционального фона при освоенииинформатики, пробуждать и поддерживать личный интерес к предмету;

•дифференциация и индивидуализация обучения, как условие здоровьесбережения;

создание собственной копилки методов, приемов, заданий.

Основные черты технологии:

создание и поддержание высокого уровня интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

содержание обучения рассматривается как средство развития личности;

предоставлять возможности и помощь детям реализовывать себя в положительной деятельности.

Традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные технологии обучения)

Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии, при которых объяснение учебного материала сопровождается различными аудиовизуальными средствами. По данным современных исследований, в памяти человека остаётся 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно и 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций с демонстрацией слайдов, видеоклипов, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.

Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном, интерактивном виде. Многие творческие работы учащихся (рисунки, проекты, презентации и т.д.) также служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении (Приложение_1).

Воспитание собственным примером считаю необходимым качеством учителя. Поэтому перед новым видом практической работы демонстрирую собственные работы или проекты (Приложение_2). 

Урок – традиционная часть образовательного процесса в современной общеобразовательной школе. Транслируемое знание, на традиционном уроке, на мой взгляд, не в полной мере, осуществляет роль, средства, развивающего личность, а значит, не способствует формированию личной заинтересованности учащихся в получении знаний.

Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме, это объясняет актуальность личностно-ориентированного подхода.

Постепенный переход в нашей стране к личностно-ориентированному образованию, осуществляемый в соответствии с «Основными положениями Концепции модернизации российского образования» [6], реализуется в условиях развития «навыков самостоятельной работы и творчества», т.е. усвоения определенной суммы знаний и применение их в творческих ситуациях.

В современной психолого-педагогической науке наметился принципиально новый подход к пониманию субъективной активности школьников. «Суть его сводится к тому, что ученик не является только продуктом обучения (а все при нем результат обучения). Каждый ученик – носитель индивидуального, личного (субъективного опыта). Он, прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации, и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия».

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Используемые

методы

и педагогические

технологии

Уровневая

дифференциа ция

Игровые

технологии

Технологии

развивающего

обучения

Проблемное

обучение

Педагогика

сотрудничества

Личностно-

ориентированное

обучение

ИКТ

Технология личностно ориентированного обучения

Как уже указывалось ранее, на смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. В соответствии с новой личностно-ориентированной парадигмой образовательного процесса, имеет смысл рассмотреть педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса и технологии развивающего обучения, опираясь на технологию личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской. В авторской концепции Якиманской И.С. личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. То есть, «в образовании происходит не просто формирование ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта. Своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития»[16].

Конструирование личностно-ориентированной технологии урока

Начало организации урока, постановка целей, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями.

Реализация определенной последовательности основных этапов урока.

Проверка того, как достигаются цели.

Подведение итогов, настрой учащихся на будущее использование знаний.

Рефлексия.

Построение личностно-ориентированной технологии обучения информатике

Вокруг ученика «выстраивать окружение» из информационных процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни.

Использовать различный «информационный» материал.

Обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» — «слышу» — «создаю».

Создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой т.е.

использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной.

Расширять спектр личностного выбора ученика.

Постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление.

Создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения.

Необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, игровых уроков, конференций), посвященных широкой интеграции знаний.

Способствовать развитию позитивной «Я — концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.

При личностно-ориентированной педагогике особую важность приобретают деятельностный, личностный, полисубъектный (диалогический) и индивидуально-творческий подходы.

Использование электронных папок-накопителей информации

На учебных занятиях учащиеся регулярно используют такие учебные пособия, как учебник и электронная папка-накопитель. Данные в папках сгруппированы для удобства учителя и учащихся по темам, входящим в образовательную область «Информатика»: «Информация и информационные процессы», «Компьютер», «Программное обеспечение», «Информационно-коммуникационные технологии», «Моделирование и формализация», «Программирование» и т.д.

В папках-накопителях могут содержаться материалы, позволяющие изучить, закрепить и обобщить учебный материал, а также вспомогательные и информационные материалы, а именно:

теоретический материал, который нами используется для:

изучения темы по предмету;

составления плана, озаглавливания;

составления тезисов, краткого изложения прочитанного, выписывания цитат.

описания лабораторных и практических работ, упражнений, уроков контроля знаний, которые могут быть использованы для:

практической отработки изученного материала по предмету;

развития умения организовывать и осознавать информационную деятельность;

выполнения развивающих упражнений;

осуществления контроля, самоконтроля и самоанализа учебной деятельности (Приложение_4.2).

алгоритмы, схемы, таблицы и памятки, опорные конспекты при изучении новой темы (Приложение_5, Приложение_6), для:

рационального запоминания учебного материала,

овладения способами и приемами умственной работы с информацией,

обеспечения развития навыков анализа, сравнения, классификации, систематизации;

информация дополнительного характера, как то: список основной и дополнительной учебной литературы по теме, список проектных, творческих и иных видов работ по теме, предназначенных для:

обеспечения информационной поддержки темы;

овладения знаниями о существующих общедоступных источниках информации, многообразии и предпочтительности каналов получения информации;

овладения умениями пользоваться учебником, справочником, словарем, энциклопедией, техническими источниками информации;

организации работы как с отстающими, так и продвинутыми учащимися;

обеспечения самообразования учащихся.

Работа с папкой-накопителем осуществляется, в основном, на уроке (часть материалов может быть выдана в качестве плана домашнего задания).

Приведем пример использования папки-накопителя по разделу «Информация» при изучении информатики и ИКТ в 10 классе физико-математического профиля.

Учебная тема

Материал папки-накопителя

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации.

Текст «Основные информационные процессы»

Текст «Информационные процессы в природе, обществе и технике»

Система упражнений «Информационные процессы»

Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Содержательный и алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения количества информации.

Текст + система упражнений «Измерение информации: два подхода»

С/р: «Измерение информации»

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки. Кодировки русского алфавита. Кодирование графической и звуковой информации.

Система упражнений «Кодирование информации»

Текст «Кодирование текстовой информации»

Таблица «ASCII»

Л/р «Кодирование текстовой информации»

С/р «Кодирование текстовой информации»

Л/р «Представление числовой информации»

С/р «Представление числовой информации»

Л/р «Представление графической и звуковой информации»

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Текст + система упражнений «Перевод чисел. Арифметика»

Представление чисел в компьютере. Формат с фиксированной запятой. Формат с плавающей запятой.

Текст + система упражнений «Представление чисел в памяти компьютера»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика