Формирование ИКТ компетентности всех субъектов образовательного процесса при переходе к


Формирование ИКТ компетентности всех субъектов образовательного процесса при переходе к стандартам нового поколения

Еленская Татьяна Васильевна,

учитель английского языка

МБОУ СОШ № 8

г.Североморск, н.п.Североморск-3

Мурманская область

Переход современной школы к стандартам нового поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всех субъектов образовательного процесса. Рассматривая и изучая ФГОС второго поколения можно сделать вывод, что основными тенденциями современного образования являются ИКТ- технологии ,которые буквально пронизывают все сферы и структуры школы будущего.

Впервые в новых стандартах в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы отмечается «формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ- технологий», как одой из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Формирование у учащихся ИКТ-компетенций совместно с учебно-познавательными, направлено на достижение и осуществление предметных результатов, а так же на развитие универсальных учебных действий обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Из выше сказанного следует вопрос : «Каким должен быть современный учитель в условиях реализации ФГОС?» Прежде всего, информационно грамотным.

Информационно грамотный учитель сегодня должен :

уметь определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее;

уметь анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов;

уметь оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);

уметь ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;

уметь использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;

уметь создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях;

уметь использовать современные технологии при работе с информацией;

уметь работать с информацией индивидуально и в группе.

В условиях информатизации образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации является разработка и внедрение информационных компьютерных технологий в   учебный процесс как средства обогащения творческой деятельности учащихся и самого педагогического процесса.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся, что способствует повышению познавательного интереса, развитию навыков самостоятельной работы, поиска, анализа объектов и явлений находить источники информации, воспитывает ответственность при получении новых знаний и развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-компетентности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.

В ежегодном Послании президента РФ Федеральному Собранию определена «Главная задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации» [2].

ИКТ-компетентность — это общешкольное умение. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках. Наша общая задача — сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности.

Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения. Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

Сегодня Интернет-технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. Возможности использования сетевых технологий в образовании определяются содержательным и методическим наполнением. Большинство информационных ресурсов сети Интернет можно использовать не только на уроках по предметам, но и в организованной, педагогически обоснованной внеурочной деятельности. Внедрение информационных образовательных  ресурсов  является одним из направлений модернизации современного образования в России.

Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить: информационные веб-ресурсы по- определенному предмету, области деятельности; сетевые и социальные сервисы, электронные рассылки; блоги и форумы; ресурсы электронных библиотек и баз данных.

Обучение должно формировать ИКТ-компетентность не только обучающихся, но и всего педагогического коллектива и акцентировать внимание на методических аспектах организации урочной и внеурочной деятельности с использованием ЭОР(электронных образовательных ресурсов),которые выступают как ресурс для получения новых образовательных результатов, зафиксированных в образовательных стандартах нового поколения.    

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) открывают перед учителем иностранных языков поистине необозримые возможности и предлагают простые и удобные решения широкого круга задач, расширяют выбор материалов и форм учебной работы, делают уроки яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными.

Применение на уроках информационных компьютерных технологий повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация — это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность использования компьютера на уроках, а проект — это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для детей творчески продуманной форм. Существует пять основных направлений использования ИКТ:

Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.

Создание собственных мультимедийных презентаций.

Использование ИКТ во внеклассной работе.

Использование ресурсов сети Интернет. 

Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными. Программные среды, с помощью которых возможно создание таких материалов довольно много, однако наиболее распространенными и доступными в настоящее время являются:

—  презентации Microsoft Power Point;

— текстовые документы Microsoft Word;

—  публикации Microsoft Office Publisher.

Учитель  должен  формировать у учащихся информационную компетенцию. Наши учащиеся должны уметь находить необходимую для них информацию, анализировать ее, выбирать главное и использовать выбранное для решения своих собственных целей и создания нового продукта. Мы также должны развивать навыки самообразования у наших учащихся так, как сегодня, как никогда, от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию и переквалификации.

Задания на основе ресурсов Интернет и проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах неоднородного состава, чувства личной ответственности, а также развитию толерантности – терпимости к разнообразию, к чужой точке зрения. Учащиеся учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения. Учащиеся могут общаться с носителями языка с помощью чатов, видеоконференций, форумов и электронной почты. Они узнают больше о жизни, ценностях и культуре людей, чей язык они изучают.

Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках английского языка и во внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Сначала я использовала Интернет  для получения информации по страноведческой тематике. Ведь в учебниках этот страноведческий материал часто преподносится не так интересно, красочно и часто без наглядности. Посмотреть на достопримечательности Нью-Йорка было потрясающе не только для моих учащихся, но и для меня лично. Затем я начала использовать ресурсы Интернета в процессе урока. Это делает возможным путешествие по разным странам, посещение парков, осмотр памятников и любых других достопримечательностей. Здесь можно найти все о выбранной стране — от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве на изучаемом языке.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИТК на уроках английского языка, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы и стили к процессу обучения. Назову наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:

электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

электронные энциклопедии и справочники;

программы тестирования;

образовательные ресурсы Интернета;

DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

видео и аудиотехника.

Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя.

Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельно освоить навыки работы в Интернете уже в среднем звене. И, наконец, новые технологии не приведут к изоляции учащихся друг от друга. Одна из важнейших целей образования — научить детей работать в коллективе.

Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач — суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции.

Таким образом, творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями, которые позволяют по-новому организовать процесс обучения, направляя усилия на формирование у учащихся высокого уровня ИКТ- компетентности.

Литература.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального образования (ФГОС НПО) нового поколения.

Бурмакина В. Ф., Фалина И. Н. Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетентности школьников. Лекции 1—8. — М. Педагогический университет «Первое сентября» 2007.

«Российская газета» — Федеральный выпуск № 5038 (214) от 13 ноября 2009 г. Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации.

Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20.

Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможностипри обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36.

Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18






See also:
Яндекс.Метрика