Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности


Актуальность опыта: В соответствии с концепцией модернизации российского образования опросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение иностранного языка как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:

речевой компетенции-совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);

умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковой компетенции — систематизации ранее изученного материала;

овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;

развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурной компетенции — увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательных интересов в других областях знания.

Сущность представляемого опыта: формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового уровня. Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках через разнообразные формы, методы и приемы работы.

Область применения: среднее звено.

Теоретическая база опыта: новые задачи в обучении АЯ предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля при разных вариантах его изучения. В своей работе я опиралась на интегрированный подход к обучению АЯ, особенно в области развития культуры речи, т. е. развитие таких компетенций, как коммуникативно-стратегическая, дискурсивная, социокультурная и др.

Продуктивность: расширяются способности учащихся использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций. В ходе диалога культур учащийся — российский коммуникант, с одной стороны, проникает в культуры других народов, а, с другой стороны, глубже постигает культуру родной страны, отраженную как в зеркале, в культуре страны изучаемого языка. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в различных олимпиадах по АЯ, и на других уроках (информатика, географи). Повышается мотивированность выпускника поступать в ВУЗы и выбирают специальности связанные с АЯ (дипломат, юрист-международник, менеджер, социальный работник, психолог).

Условия применения опыта: опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами.

Для успешного опыта необходимо:  

1. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач. 

2. Социальная активность и криативность. 

3. Чувство профессионального долга и личная ответственность 

4. Занятия по самообразованию и самовоспитанию. 

5. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал). 

6. Предметная компетенция в сфере учительской специальности. 

7. Профессиональная самореализация. 

8. Работа с родителями 

9. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотеками, педагогического коллектива школы. 

10. Иметь в наличии аудио и видеоматериалы, мультимедийные диски.

 Система работы учителя

Была создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков учащихся.

Элементы системы:

· Отбор дополнительного теоретического материала;

· Расширение полученных знаний через использование межпредметных связей;

· Направленность приемов, форм и методов организации учебно — воспитательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности учащихся;

 Межпредметные связи

Уроки английского языка- это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история география, ИЗО, музыка, биология, физика — это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по АЯ. В практику работы с учениками вошли интегрированные уроки с информатикой («Использование АВС — английского алфавита в изучении клавиатуры компьютера»), географией («Географическое положение Великобритании, США, Канады, Новой Зеландии, Австралии»), МХК («Изучение творчества известных английских и американских писателей»), историей («Историческое наследие англосаксов и викингов»).

Применение новых информационных (компьютерных) технологий используется: в развитии навыков логического мышления (составления кроссвордов, решения лексических ребусов, составления диалогических реплик) навыков использования лексико-грамматических структур в изучении временных глагольных форм; мультимедийные диски «Использование грамматики АЯ».

Знания по страноведению и истории языка, полученные учащимися на уроках АЯ применяются на уроках географии, истории, литературы. Вопросы экологического воспитания находят свое дальнейшее отражение и на уроках английского языка при изучении темы «Защита окружающей среды», «Наша планета в опасности» и целый ряд других тем.

Нетрадиционные формы уроков.

Системы обучения АЯ в урочное и внеурочное время будут включать разнообразные мультимедийные средства, в том числе сеть Интернет, электронную почту для обучения чтению и письму, микрокомпьютеры и органайзеры-переводчики, электронные словари и т. д. Педагог использует, кроме традиционного, такие формы построения учебно — воспитательного процесса.

· урок — лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Британии»);

· урок — путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);

· урок — игра («Путешествие по зоопарку»);

· урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);

· урок-викторина («Занимательная грамматика»);

· видео-урок («Путешествие по англоговорящим странам»);

· урок конференция («Система образования в России и Канаде» с участием носителем языка);

· урок- брейн- ринг («Достопримечательности Лондона», «Политическая система Великобритания»);

· урок -розыгрыш («Интрига»)

· урок-разговор по душам («Внешность»)

· урок-защита проекта («Средства массовой информации»)

· урок-зачет («Планы на будущее»)

· урок-экскурсия («Мой город. Где находится….?», «Покупки»)






See also:
Яндекс.Метрика