Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся во вне


ТЕЗИСЫ к выступлению по теме «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности»

Покидышева Е.В.

учитель английского языка

2 квалификационной категории

В связи с модернизацией российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Наблюдаемые нами изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

В связи с этим перед учителями английского языка стоит сложная многогранная задача — формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности. речевой компетенции-совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);

языковой компетенции — систематизации ранее изученного материала;

социокультурной компетенции — увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания. (Биболетова М.З., Грачева Н.П., Соколова Е.Н., Трубанева Н.Н. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки. – М.: Просвещение,2005.)

Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках во внеурочное время (факультативах, внеклассных мероприятиях) через разнообразные формы и приемы работы.

Одним из наиболее продуктивных методов формирование коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности является использование в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку культурологического материала. На этой базе было организовано проведение открытых школьных мероприятий на иностранном языке. Подобные мероприятия проводятся в нашей школе ежегодно. За время моей работы в период с 2009 по 2011 г. были проведены праздники посвященные Пасхе, дню Святого Валентина, ежегодно поводится английское Рождество. «Такой подход к обучению иностранному языку во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения».(Саланович Н. А. «Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку в старших классах средней школы») В ноябре 2011 г. члены кружка «Совершенствуем Английский» приняли участие в фестивале детского и юношеского творчества «Школьная пора» с песней на английском языке и стали дипломантами этого конкурса.

Еще одной немало важной частью учебного процесса является метод проектов. В рамках школьного научного общества МОУ-СОШ с.Звонаревка функционирует секция английского языка. Учащиеся, входящие в состав секции ежегодно готовят учебные и исследовательские проекты и защищают их на научных конференциях. Этот метод весьма эффективен. Он повышает общую мотивацию учащихся, так как это личностно-ориентированный вид работы, способствует развитию у учеников познавательной активности, воображения, навыков работы в команде. Школьники приобретают навык вести исследовательскую работу. На мой взгляд, проектная деятельность является одним из важнейших методов стимулирования учебной активности ребёнка.

Работа над лексикой – важный и трудоемкий процесс, и от того, как он проходит, в значительной мере зависит эффективность обучения иностранному языку в последующие годы. Обучению лексике придается большое значение во всех классах, т.к. работа над ней дает пищу для языковой наблюдательности, что важно и для общей культуры школьников. В своей практике я успешно использую серию учебников «English Vocabulary in Use» кембриджского издательства на дополнительных занятиях (кружках, факультативах) по английскому языку. Это пособие предназначено для изучения лексики английского языка, то есть освоения новых слов и выражений, систематизации словарного запаса. Учебник уровня «элементарный» используется в качестве дополнительного материала на кружке «Юные знатоки Английского языка» в начальной школе (3 класс). Периодически проводя мониторинговые тестирования на освоение нового словарного запаса учащимися я сделала выводы об эффективности обучения по этой программе. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий экперимент (сентябрь 2011) – выявление минимального словарного запаса учащихся; (сентябрь- декабрь 2011 г.) :формирующий этап, проводилась работа по накоплению ЛЕ с использованием УМК «English Vocabulary in Use»; (декабрь 2011): контрольный эксперимент, ставил своей целью проверку усвоения учащимися, посещающими кружок пройденного лексического материала; Эксперимент проводился в период с 01.09.11 по 25.12.11 г. В нем участвовало 15 человек, учащиеся 3 класса.

Продуктивность: расширяются способности учащихся использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций. В ходе диалога культур учащийся — российский коммуникант, с одной стороны, проникает в культуры других народов, а, с другой стороны, глубже постигает культуру родной страны, отраженную как в зеркале, в культуре страны изучаемого языка. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в эвристических дистанционных олимпиадах по АЯ, и на других уроках (информатика, география, МХК). Повышается мотивированность выпускника поступать в ВУЗы и выбирают специальности связанные с АЯ (дипломат, юрист-международник, менеджер, социальный работник, психолог).






See also:
Яндекс.Метрика