Формирование и развитие речевой деятельности в начальных классах


        Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растёт ребёнок, не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большими недостатками. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи.

 Актуальность речевого  развития   младших   школьников  подтверждается и государственными документами. В пояснительной записке программы по русскому языку, подготовленной в рамках проекта внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения,  в числе практических задач изучения русского языка в начальной школе указано в первой строке развитие   речи, мышления, воображения  школьников. Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, в огромной степени зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое развитие ребенка —  один из показателей общего развития его личности.     Как же сделать так, чтобы ребенок сказал свое слово? Как создать необходимые условия для эффективного развития речевой деятельности младших школьников?

Я работаю в начальных классах  10  лет и тема «Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников» стала для меня приоритетной. За время работы учителем начальных классов у меня сложилась своя система использования различных приемов, методов, технологий, заданий и упражнений при работе над повышением эффективности речевой деятельности учащихся. 

         Изучая тему речевой деятельности младших школьников и обобщая свой опыт, я опиралась на работы таких исследователей и методистов, как

Соловейчик М.С., Бондаренко А.А., Львов М.Р., Ладыженской Т.А. и др.

         Практически все изученные мною авторы пособий выделяют 4 уровня работы по формированию речевой деятельности: произносительный, лексический, грамматический и работа над связной речью. Я также придерживаюсь этих уровней в работе, и каждому из них в моей практике соответствуют задания и упражнения.

Произносительный уровень. Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, трудности  артикуляции. Известно, дыхание влияет на звукопроизношение и артикуляцию. Поэтому я всегда в начале урока использую дыхательную гимнастику: в 1 классе на каждом уроке, а далее по мере необходимости. Она направлена на укрепление и развитие мышц губ, языка, челюсти, то есть на развитие речевого аппарата.     Развитию правильного звукопроизношения (внятности речи) способствуют чистоговорки, скороговорки.   Работая со скороговорками, я предлагаю детям такие задания, которые направлены на достижение выразительности речи:

— прочитай их шепотом, беззвучно, тихо, громко

— прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно

— Поиграйте в игру “Скороговорная лента”. На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или веревочку). По команде два человека начинают ее скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернет ленту и при этом правильно произнесет скороговорку.

Лексический уровень

Бедный запас слов – это тоже проблема для младших школьников. На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение словарного запаса.  Обогащение словарного запаса осуществляется через следующие

                                      Упражнения и задания:

1)      Подбор антонимов ( мокрый – сухой; говорить — …)

2)     Подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…)

3)   Подбор прилагательных  (собака ( какая?)  большая, лохматая, веселая)

 4)  «Что бывает?»      ( зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий — …;  )

5) «Узнавание»      ( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза)

6)     «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями)   (учитель … ( учит); кузнец — …)

7)     «Сравни» 

a.      по вкусу – лимон и мед

b.     по цвету – грушу и сливу

c.      по высоте – куст и дерево

Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.

3.Грамматический уровень 

На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Формированию грамматических навыков правильной речи у детей мне помогают следующие задания и упражнения.

         1) «Найди ошибку»:

         * Зимой в саду расцвели яблони.

         * В полу лежит красивый ковер

 2) Составление предложений по разным моделям :

         * Кто? Что делает? Что?    (Кошка лакает молоко)

 3) Изменение порядка слов.

         * На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.

   4) Распространение предложения

          Готовя детей к умению полно и грамматически правильно выражать свою мысль, я тем самым подвожу их к работе над связной речью.

4. Работа над связной речью  

         Для этого необходимо учить:

— рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение);

— выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать;

— строить логически обоснованное высказывание.

         При этом важнейшим условием работы должно быть создание специальных коммуникативных ситуаций, так называемая речевая ситуация, которая ставит школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у  него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

         Жанры, в форму которых можно облекать высказывания детей: загадка, лирическая миниатюра,  непринужденный разговор, рассказ, воспоминание, сказка, объявление и др.

   1) «Если бы…»

       «Если бы я был волшебником…»  ( Каким, зачем, что делал бы?)

«Если бы я был размером с муравья…» (Как все вокруг бы изменилось? Почему?)

 2) Повествование от имени неживого предмета.

                   «История из жизни старого башмака»

                   «Кочан капусты»

                   «Новая сковорода»

3). «Цветные рассказы»

         Полоска бумаги, состоящая из 8-10 квадратиков различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых и придумывается история.

         Детям предъявляется цветная полоска, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?»

         Например: детям предъявлена полоска, состоящая из квадратов: зеленого, голубого, желтого, белого.

         Рассказ может быть таким:  * Зеленый лес улыбался солнцу. На голубом небе светило ярко-желтое солнце. На ветке белой  березы сидела птичка.

4).    «Ролевые диалоги»

 — придумать разговор сказочных персонажей по телефону;

5.     Формирование умений воспринимать высказывания

На  всех четырех уровнях развития речевой деятельности я представила упражнения, которые учат детей создавать высказывания. Но речевая деятельность – двусторонний процесс, таким образом, нужно учить детей не только строить свои высказывания, но и их воспринимать: умению слушать и понимать обращенную речь.

Это необходимо для того, чтобы:

— развить речевой слух, который нужен для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности ;

— полноценно воспринимать информацию, которая содержится в чьей-то устной речи, включая настроение, отношение говорящего к сообщаемому.

Этого я добиваюсь с помощью следующих несложных упражнений:

1.      Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи:

1)     повторение вопроса

2)     хоровое повторение вывода

3)     чередование индивидуальных ответов с хоровыми.

             

2.      Для развития слуховой памяти..

1)     Выделение  голосом главного

2)     Проговаривание хором

3)     Построение ответа на основе слов вопроса

               

 Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей:

— исправление недочетов произношения, постановки ударения;

— анализ допущенных речевых ошибок и их исправление;

— помощь в выборе слов, наиболее точно выражающих мысли; в синтаксически правильном оформлении мыслей;

Основные методы и приемы работы.

Следует помнить, что развитие мелкой моторики детей тесно связано с речевой деятельностью. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому очень широко на уроках я использую пальчиковую гимнастику

Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик прыг в кровать,Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж уснул.Тише, пальчик, не шуми,Братиков не разбуди.Встали пальчики, ура!В детский сад идти пора.

Следующий прием, который используют многие учителя — дидактическая играТак же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована. Чтобы заставить ребенка говорить, учитель намеренно ставит обучающегося в такие условия, в которых он не может не проявить активности (игра, проблемные ситуации, решение познавательных задач и др.), либо учитывает личностные мотивы, т.е. интересы и увлечения учащихся. Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё.  Игр со словами мы знаем великое множество:

1)»Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.Метель — метет, а гром — …, ветер — …, а снег — …, дождь — …, а солнце — …«.Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает?»

Задание №2.«Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».- Подбери рифму к словам, отгадай кроссворд или составь сам.

— Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».

— Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».

— Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».

Для меня является обязательным  введение новых слов на уроке: минимум –1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.

Словесное рисование.

Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование — это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Для этого подбираем специальные задания, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников:

Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.

Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему;

Какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”?

Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарных запас.

Синквейн

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

В первой строчке называется тема (обычно это существительное).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Это задание для более сильных учеников, владеющих достаточным словарным запасом, очень полезно для активизации словарного запаса детей. Но, как показывает практика, через определенное время все учащиеся овладевают технологией его создания и очень любят выполнять это задание.

Царь

Умный, необычный,

Правил, учил, учился,

Основал новую столицу.

Император!

                                                   «Составление кластера» Этим приемом я пользуюсь давно и часто, так как он всегда результативен. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать мыслительные процессы наглядными. Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»). 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила: — не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции; — продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; — постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Учитывая то, что письменная речь ребенка беднее, чем устная, при регулярном использовании такого приема эта разница пропадает.

На уроках я использую индивидуальную, фронтальную, самостоятельную формы работы. Но особенно эффективной я считаю групповую форму работы.        Роль и место групповой работы.

Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в деньВ атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом.

В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Но иногда ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

Особенно часто при групповой форме работы я использую ролевую игру. Роли распределяются между участниками группы . Ролевая игра, как никакое другое упражнение, способствует вовлечению учащихся в учебную деятельность. Разумеется, роли могут быть различны по объему. Но даже если по роли участнику необходимо сказать 2-3 реплики, это не означает, что все остальное время он бездействует, он должен постоянно перерабатывать информацию, поступающую к нему от других участников игры, понимать и оценивать ее, чтобы своевременно и адекватно выступить в своей роли. С другой стороны, преимущество ролевой игры заключается еще в том, что «спрятавшись» за роль, застенчивому человеку легче говорить: он говорит не от своего имени и действует в рамках, предписанных ролью. Отсюда — одно из достоинств ролевой игры: благодаря условности игровой ситуации снижается психологическая напряженность участников игры, повышается их контактность.

Интегрированные уроки и ИКТ

Считаю, что процесс развития речи  младших школьников нельзя рассматривать, ограничившись рамками одного какого-то учебного предмета (например, чтения или русского языка). Только комплексный подход к решению проблемы – через все учебные дисциплины – обеспечивает хороший результат. В моей практике проведение интегрированных уроков, занимает одно из ведущих мест.

Еще Я. А. Коменский говорил: «Когда приступают к изучению какого-либо предмета, умы учеников должны быть к этому подготовлены».  Как раз этому способствуют и межпредметные связи в обучении школьников. Наблюдения за реакциями учащихся на различных уроках показывают, дети  проявляют интерес тогда, когда ученики в связи с новым материалом вспоминают что-либо, уже известное им из прошлого опыта. Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: 

способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся и рассмотрению явления с нескольких сторон;

в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребенка на освоение знаний;

Результаты, которых мы стремимся достичь при проведении интегрированных уроков в начальной школе, как раз соответствуют требованиям Федеральных образовательных стандартов второго поколения: происходит присвоение учеником нового социального опыта путем самостоятельного усвоения новых знаний на основе уже имеющихся.Т.е. мы учим не только запоминать, а использовать свой опыт на практике, а значит происходит формирование универсальных учебных действий.

Определение эффективности работы по формированию речевой деятельности.

Для отслеживания эффективности использования комплекса заданий по формированию речевой деятельности  я применяла метод наблюдения, диагностику связной речи и  понимания обращенной речи.

Результатами работы по развитию речи учащихся являются:

Значительное пополнение словарного запаса.

Произошло обогащение грамматического строя речи, значительно повысился уровень развития связной речи.

Заключение.

  Анализ результатов работы по формированию и развитию речевой деятельности по данной системе не только отражает результаты деятельности, но и представляет основу для дальнейшего совершенствования видов и приёмов работы. Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи.

Список литературы.

Воробьёва В.И.. Тивикова С.К./ Сочинения по картинам в начальных классах/ Москва, АСТ, 2006г.

  Ж-л «Начальная школа»  —      Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника . — // № 4, 2003

  Каландарова Н.Н. /Уроки речевого творчества/ Москва, Вако, 2009г

Ладыженская Т.А. Речь.Речь.Речь. –М., Педагогика, 1983 г.

 Ладыженская Т.А. Речевые уроки. – М., Просвещение, 1994 

Ладыженская Т.А. Живое слово. — М., Просвещение, 1986 г.

Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языкаю — М., Просвещение, 1991 г.






See also:
Яндекс.Метрика